Дело 2-402-406/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 27 декабря 2012 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Лахденпохского района, действующего в интересах Пушкарь Анны Дмитриевны, Петровой Натальи Владимировны, Кириченко Валентины Александровны, Будаева Михаила Юрьевича, Байковой Елены Александровны, к Администрации Мийнальского сельского поселения о понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действующий в интересах Пушкарь А.Д., Петровой Н.В., Кириченко В.А., Будаева М.Ю., Байковой Е.А., обратился в суд с иском к Администрации Мийнальского сельского поселения (далее по тексту МСП) о понуждении к действию: предоставлении жилых помещений. Заявленные требования мотивированы тем, что указанные граждане вместе со своими семьями зарегистрированы и проживают в жилом <адрес> в <адрес>, который Постановлением Администрации МСП от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с чем, ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 49, 57, 87 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», прокурор просил обязать Администрацию МСП предоставить во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенные жилые помещения, соответствующие санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, следующим гражданам: Петровой Н.В. на состав семьи из четырех человек; Пушкарь А.Д. на состав семьи из трех человек; Байковой Е.А. на состав семьи из двух человек; Кириченко В.А. на состав семьи из пяти человек; Будаеву М.Ю. на состав семьи из семи человек.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Мохова А.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Уточнила заявленные требования: просила установить очередность предоставления квартир указанным в исках гражданам в зависимости от нумерации квартир, в которых они проживают в настоящее время, начиная с первой квартиры.
Представитель ответчика – Администрации МСП Тимина Г.И. (Глава поселения) полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В поселении свободного жилья не имеется, в том числе и в п. Раухала, поэтому предоставить жилье не могут. Из инженерных сетей в п. Раухала имеется только водоснабжение. Распоряжение Главы МСП № от ДД.ММ.ГГГГ о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях, не отменялось.
Истцы - Пушкарь А.Д., Петрова Н.В., Кириченко В.А., третьи лица – Андреева О.В., Петров В.М., Милевич Н.В., Петрова Л.В., Кириченко В.Ф., Медяник Т.В. в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным прокурором. Также пояснили, что в доме жить невозможно, опасно для жизни и холодно.
Истцы - Будаев М.Ю., Байкова Е.А., третьи лица – Большакова Т.А., Календрузь С-М.М., Кириченко Р.В. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией был обследован многоквартирный жилой <адрес>, Мийнальского сельского поселения. Согласно заключению комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).
Распоряжением Главы МСП № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8).
Также установлено, что в указанном доме зарегистрированы и проживают: Пушкарь А.Д. в <адрес>, совместно с ней проживают члены ее семьи - Андреева О.В., А; Петрова Н.В. в <адрес>, совместно с ней проживают члены ее семьи - Петров В.М., Милевич Н.В., Петрова Л.В., Е; Кириченко В.А. в <адрес>, совместно с ней проживают члены ее семьи - Кириченко В.Ф., Кириченко Р.В., Медяник Т.В. и М; Будаев М.Ю. в <адрес>, совместно с ним проживают члены его семьи - Большакова Т.А., Календрузь С-М.М., Я, С, К; Байкова Е.А. в <адрес>, совместно с ней проживает её сын Н (л.д.6).
Все квартиры не приватизированы, находятся в муниципальной собственности.
Согласно сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, за лицами, проживающими в указанном доме, право собственности на жилые помещения не зарегистрировано (л.д.20-21, 50-53, 78-81, 110-112, 129, 188).
Распоряжением Главы МСП № от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в жилых помещениях следующие граждане, зарегистрированные по адресу: <адрес>: Петров В.М. на состав семьи из четырех человек (<адрес>); Пушкарь А.Д. на состав семьи из двух человек (<адрес>); Байкова Е.А. на состав семьи из двух человек (<адрес>); Кириченко В.Ф. на состав семьи из пяти человек (<адрес>); Большакова Т.А. на состав семьи из пяти человек (<адрес>) (л.д. 128).
Указанное распоряжение не отменялось и является действующим.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в МСП утверждена Решением главы МСП № от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 18 кв.м. общей площади на человека, учетная норма составляет 12 кв.м. (л.д.182).
Статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, включается такой обязательный компонент, как жилище. На необходимость уважения жилища имеется указание в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международных правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В частности, статьей 87 данного Кодекса установлены правила предоставления другого благоустроенного жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 ст. 85 ЖК РФ. Так, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, предоставление гражданам другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Граждане, в интересах которых прокурор заявляет свои требования, проживают в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, то есть дальнейшая эксплуатация такого жилого дома может привести к тяжким последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью лицам, проживающим в доме и иным гражданам, посещающим лиц, проживающих в указанном доме.
Также суд учитывает, что Распоряжением Главы Мийнальского сельского поселения граждане, в интересах которых поданы иски, признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на соответствующий учет. Данное постановление не отменено и является действующим.
В связи с чем суд полагает необходимым обязать Администрацию МСП предоставить во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенные жилые помещения в <адрес>, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям (уровню благоустройства) поселка Раухала, в соответствии с нормами предоставления жилья, установленными в МСП, общей площадью не менее площади ранее занимаемых жилых помещений, следующим гражданам: Петровой Н.В. на состав семьи из 4 человек; Пушкарь А.Д. на состав семьи из 3 человек; Байковой Е.А. на состав семьи из 2 человек; Кириченко В.А. на состав семьи из 5 человек; Будаеву М.Ю. на состав семьи из 7 человек.
Установить очередность предоставления жилых помещений указанным гражданам в зависимости от нумерации квартир, в которых они проживают в настоящее время (начиная с первой квартиры).
Доводы ответчика об отсутствии свободного жилья в МСП суд во внимание не принимает, так как данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Мийнальского сельского поселения предоставить во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенные жилые помещения в <адрес> Мийнальского сельского поселения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям (уровню благоустройства) поселка Раухала Мийнальского сельского поселения, в соответствии с нормами предоставления жилья, установленными в Мийнальском сельском поселении, общей площадью не менее площади ранее занимаемых жилых помещений, следующим гражданам: Петровой Наталье Владимировне на состав семьи из четырех человек; Пушкарь Анне Дмитриевне на состав семьи из трех человек; Байковой Елене Александровне на состав семьи из двух человек; Кириченко Валентине Александровне на состав семьи из пяти человек; Будаеву Михаилу Юрьевичу на состав семьи из семи человек.
Установить очередность предоставления жилых помещений указанным гражданам в зависимости от нумерации квартир, в которых они проживают в настоящее время.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 09 января 2013 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев