Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1906/2020 ~ М-2756/2020 от 03.11.2020

Дело № 2а-1906/2020 УИД 70RS0002-01-2020-006446-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лысых Е.Н.,

при секретаре Локтаевой А.А., с участием

помощника судьи Аникиной О.В.,

представителя административного истца помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Кучера Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс сточных вод, обязании совершить действия по организации надлежащего водоотведения,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Томска, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.518514, Е 84.950558°, а также сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Керепеть через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.521812°, Е 84.936028°; обязать администрацию г.Томска не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение, исключающее сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.518514°, Е 84.950558°, а также сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Керепеть через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.521812°, Е 84.936028°. В обоснование заявленных требований указано, что во время совместной с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проверки были выявлены указанные факты, продолжающийся сброс сточных вод зафиксирован и при обследовании указанных участков местности в ходе выездной проверки, проведенной 27.10.2020 Томской межрайонной природоохранной прокуратурой. 31.08.2020 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области из мест сброса сточных вод в оз. Керепеть и оз. Цимлянское отобраны пробы воды, результаты которых показали, что концентрации обнаруженных в пробах загрязняющих веществ многократно превышают значения нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. При этом несмотря на информирование департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о выявленных фактах администрации г. Томска никаких мер по пресечению загрязнения водных объектов не принято. Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства в результате функционирования вышеуказанных объектов водоотведения в г. Томске происходит загрязнение водных объектов - озёр Керепеть и Цимлянское, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель административного истца Кучер Д.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, не просил об отложении рассмотрения дела на другую дату.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст.39 КАС РФпрокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей42 КонституцииРоссийской Федерации и п. 1 ст.11Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статья58 КонституцииРоссийской Федерации устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно пункту 2 статьи3 Водного кодексаРоссийской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использованиеводныхобъектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использованиеводныхобъектов для целейсбросасточных,втом числе дренажных,водосуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1).

Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса).

Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п. 7 ст. 1 Водного кодекса).

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В силу ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым относятся снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, а также обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 6 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов на соответствующих территориях относятся, в том числе принятие мер по организации водоотведения.

В соответствии с п. 4, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Полномочия по решению указанных вопросов п.п. 1.9, 1.18 ч. 1 ст. 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы г. Томска от 04.05.2010 № 1475, возложены на администрацию г. Томска.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.08.2020 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в рамках мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проведен осмотр территории, расположенной вблизи озера Керепеть в районе ул. Трудовая г. Томска, в месте с географическими координатами: N 56.521812° Е 84.936028°, в ходе которого зафиксирован сброс сточных вод из трубы на рельеф местности с последующим поступлением в озеро Керепеть, отобрана проба воды из трубы. По факту данного осмотра составлен акт № ПРО-165 с приложением фототаблицы.

Согласно протоколу результатов измерений от 08.09.2020 № 1954 и заключению о результатах исследования проб сточной воды ОГБУ «Облкоприрода» от 30.10.2020 № 40 концентрация обнаруженных в пробах загрязняющих веществ превышает значения нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»:

- по аммоний-ионам в 8,7 раз;

- по нитрит-ионам в 8,8 раз;

- по фосфат-ионам в 4,6 раз;

- по летучим фенолам в 8,8 раз;

- по общему железу (растворенному) в 2,5 раз;

- по нефтепродуктам в 3,6 раз;

- по БПК5 в 12,9 раз;

- по АПАВ в 6,2 раз.

02.09.2020 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в ходе систематического наблюдения за исполнением требований установленных в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами Томской области в области охраны окружающей среды был выявлен факт сброса сточных вод в озеро Цимлянское (географические координаты сброса: 56°31`6.65`С 84°57`2.01`В. Источники сброса сточных вод не установлены. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, что подтверждается определением № АР-5 от 02.09.2020.

В рамках проводимого административного расследования Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области были неоднократно: 03.09.2020, 07.09.2020 и 08.09.2020 произведены отборы проб из указанного места сброса сточных вод в озеро Цимлянское.

Согласно протоколам результатов измерений от 10.09.2020 № 1976, от 10.09.2020 № 1991, от 15.09.2020 № 1993 и заключению о результатах исследования проб сточной воды ОГБУ «Облкоприрода» от 18.09.2020 № 36 концентрация обнаруженных в пробах загрязняющих веществ превышает значения нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных в соответствии с ч.1 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»:

- по аммоний-ионам до 15,2 раз;

- по фосфат-ионам до 8,2 раз;

- по общему железу (растворенному) до 5,1 раз;

- по нефтепродуктам до 8.8 раз;

- по БПК5 до 15 раз.

После установления соответствующих нарушений Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в адрес Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска, Департамента дорожного хозяйства администрации г. Томска и в адрес администрации г. Томска были направлены определения о предоставлении сведений о балансовой принадлежности источника сброса воды в оз. Керепеть и оз. Цимлянское.

Согласно полученным ответам балансовая принадлежность водовыпусков с географическими координатами 56°31`6.65`С 84°57`2.01`В (озеро Цимлянское) и N 56° 31`18.4" Е 84°56`09.1" (озеро Керепеть) отсутствует.

С учетом проведенной работы Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области направил материалы указанных проверок Томскому межрайонному природоохранному прокурору для принятия мер прокурорского реагирования по понуждению администрации г. Томска к прекращению несанкционированного сброса сточных вод в озеро Цимлянское и озеро Керепеть.

21.10.2020 в адрес Мэра г. Томска от Томского природоохранного прокурора был направлен письменный запрос с целью выяснить какие административные меры планируются для обеспечения надлежащего водоотведения на указанных территориях, исключающие несанкционированный сброс сточных вод в озера Керепеть и Цимлянское, включены ли они в перечень муниципальных программ.

Согласно ответу заместителя Мэра г. Томска по благоустройству от 28.10.2020 мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего водоотведения по обозначенным выпускам отсутствуют в действующих муниципальных программах. В настоящее время в целях реализации мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на водные объекты, предоставленные в пользование, администрацией г. Томска проводятся подготовительные мероприятия по передаче сетей отведения поверхностных сточных вод по концессионному соглашению, целями которого является привлечение инвестиций в экономику РФ в том числе для достижения нормативно-допустимых показателей сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Ориентировочный срок реализации заключения концессионного соглашения 2021 год.

27.10.2020 помощником Томского межрайонного природоохранного прокурора проведено повторное обследование береговой полосы озера Цимлянское в районе дома по ул. Пролетарская, 67 г. Томска в месте с координатами N 56.518514°, Е 84.950558° и установлено, что в указанном месте вблизи берега озера Цимлянское расположена водовыпускная труба, частично засыпанная отходами и ветками деревьев ориентировочно диаметром 10-30 см. Из указанной трубы осуществляется сброс на рельеф сточных вод, стекающих в водный объект. Сбрасываемые сточные воды сильно замутнены.

Аналогичный осмотр был проведен в этот же день в отношении береговой полосы озера Керепеть в районе ул. Трудовая в г. Томске в месте с координатами N 56.521812°, Е 84.936028°, в ходе которого установлен факт сброса неочищенных сточных вод грязно-коричневого цвета через железобетонный оголовок диаметром 100 см в озеро Керепеть.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтвержден факт сброса неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское и озеро Керепеть в г. Томске в сентябре – октябре 2020 г. по указанным координатам, с превышением в них утвержденных показателей предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Отсутствие до настоящего времени со стороны администрации г. Томска организации надлежащего водоотведения в границах городского округа для предотвращения сброса неочищенных сточных вод приводит к загрязнению водных объектов на протяжении длительного периода времени.

Бездействие органа местного самоуправления свидетельствует о несоблюдении им требований действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, чем нарушает гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, требование межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.518514°, Е 84.950558°, а также сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Керепеть через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.521812° Е 84.936028°, подлежит удовлетворению.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения нарушений законодательства, степени экологической опасности нарушений, суд считает возможным согласиться с доводами административного истца и установить администрации г. Томска срок для исполнения обязанности организовать водоотведение, исключающее сброс через бесхозяйные водовыпуски загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озера Керепеть и Цимлянское не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс сточных вод, обязании совершить действия по организации надлежащего водоотведения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.518514°, Е 84.950558°, а также сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Керепеть через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.521812° Е 84.936028°.

Обязать администрацию г. Томска не позднее 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, исключающее сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Цимлянское через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.518514°, Е 84.950558°, а также сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в озеро Керепеть через водовыпуск, расположенный в месте с координатами N 56.521812° Е 84.936028°.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:            Е.Н. Лысых

2а-1906/2020 ~ М-2756/2020

Категория:
Производство по гражданским и административным делам
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области
Ответчики
Администрация г. Томска
Судья
Лысых Е. Н.
03.11.2020 Регистрация административного искового заявления
03.11.2020 Передача материалов судье
09.11.2020 Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2020 Подготовка дела (собеседование)
19.11.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020 Судебное заседание
02.12.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020 Дело оформлено
22.01.2021 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)