Решение по делу № 2-956/2013 ~ М-509/2013 от 18.01.2013

Дело 2-956/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Куликовой Н.В., с участием представителя ответчика - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 26 февраля 2013 года гражданское дело по заявлению гр. Лукошникова Бориса Николаевича к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 25.07.2012 №1639 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

Установил:

Лукошников Б.Н. обратился в суд с требованиями к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты») о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...>.... об отказе в присвоении ему (Лукошникову Б.Н.) звания «Ветеран труда», обязании присвоить такое звание, указав в обоснование требований, что имеет ведомственную награду- Благодарность Министерства энергетики РФ и является пенсионером по старости, т.е. имеет все основания для присвоения звания «Ветеран труда».

В судебное заседание Лукошников Б.Н. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил в заявлении рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает, доводы заявления поддерживает.

Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство) извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило отзыв на иск, в котором указывает следующее: при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоящего в штате учреждения, организации, или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу; основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются не все наградные документы, а только документы, выданные в установленном порядке в соответствии с правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов, которые указаны в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302; федеральным законодательством установлено право субъектов РФ определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исходя из политических, экономических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 11.08.2010 №51-Г10-20); таким образом, как указывает ответчик со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 №1588-О, субъект Российской Федерации вправе определять ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, органов власти и управления СССР, РСФСР или Российской Федерации; такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. В связи с изложенным, по мнению ответчика, наличие Благодарности Министерства энергетики РФ не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку такой наградной документ не содержится в вышеуказанном Перечне – приложении №2 к Постановлению Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302 (с последующими изменениями и дополнениями).

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» Табаева И.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования Лукошникова Б.Н. не признала, представила отзыв на них, поддерживает по данному делу позицию Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Лукошников Б.Н., <...> года рождения, с <...> года работает в организациях топливно-энергетического комплекса, с <...> Лукошникову Б.Н. назначена трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Наличие у заявителя трудового стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами пенсионного дела Лукошникова Б.Н.

Приказом от <...> за№230-П Министерство энергетики РФ объявило Благодарность Лукошникову Б.Н. – за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> за .... Лукошникову Б.Н. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что наличие Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как такой наградной документ не содержится в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от <...> .... (с последующими изменениями и дополнениями). В оспариваемом приказе, в основаниях отказа, имеется ссылка на положения подпункта 2 абзаца 2 пункта 11 указанного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, (представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему такого звания).

В силу статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ); порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 №163-ФЗ).

Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 30.09.2011г. указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и на основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статей 26.1, 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по осуществлению собственного правового регулирования в области нормативного определения порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда"; об этом же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 1 апреля 2008 года N 479-О указал, что осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий предполагает как установление ими организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", так и определение форм подтверждения оснований для приобретения гражданином статуса ветерана труда.

Во исполнение приведенных конституционных предписаний и требований федерального законодательства статьей 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрено, что лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми (в ред. Закона РК от 07.05.2010 N 32-РЗ).

В целях реализации положений статьи 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, которым определен перечень документов, необходимых для присвоения данного звания, установлен порядок представления этих документов и их рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и прописаны условия присвоения звания "Ветеран труда", в том числе и лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.

При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.

В пункте 5 данного Перечня указаны «иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом» (п. 5 введен Постановлением Правительства РК от 16.02.2012 N 47).

Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 30.09.2011 «По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302…» указал, что «перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания "Ветеран труда"; вместе с тем, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении; кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания».

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011г. «По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми»» указанное Приложение N 2 в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

В рассматриваемом случае Лукошников Б.Н. при обращении <...> в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» и Агентство с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» представил в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» наградной документ Министерства энергетики Российской Федерации – Благодарность Министерства энергетики РФ, объявленную ему (заявителю) приказом Министра энергетики РФ от 05.08.2003г. за №230-П и подписанную Министром энергетики РФ.

По состоянию на август 2003 года Министерство энергетики РФ осуществляло свою деятельность на основании «Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 N 777 (ред. от 04.12.2001). Согласно п.1 данного Положения Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере топливно - энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Пунктом 9 Положения определялись полномочия Министра энергетики РФ, который, в т.ч., в установленном порядке мог присваивать работникам отраслей топливно - энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждать почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.

В настоящее время Министерство энергетики Российской Федерации входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636, действует на основании «Положения о Министерстве энергетики РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 года №400 (с последующими изменениями и дополнениями).

Награда «Благодарность Министерства энергетики РФ» впоследствии была утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 года №11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" (приложение №1), зарегистрированным в Минюсте РФ 28 июля 2008 года за N12033, опубликованным в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 35, 01.09.2008. Этим же приказом (пункт 2) утверждено Положение о Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации (приложение №15 к Приказу). Согласно этому Положению Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации объявляется рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде: работникам, которым объявлена Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации установленного образца (приложение к настоящему Положению), в трудовую книжку вносится соответствующая запись с указанием даты и номера приказа о поощрении; приказ об объявлении Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации доводится до коллектива организации в торжественной обстановке на общем собрании трудового коллектива.

На основании вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу, что наличие такой ведомственной награды как Благодарность Министерства энергетики РФ с учетом наличия у заявителя трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, является достаточным основанием для присвоения заявителю звания "Ветеран труда", требования Лукошникова Б.Н. к Агентству являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы Агентства и ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» об отсутствии указанного наградного документа – Благодарности Министерства энергетики РФ в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302 (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом приведенных положений законодательства, постановления Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011, подлежат отклонению; федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемой награды.

Ссылки ответчиков на определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1588-О-О, практику Верховного Суда РФ (Определение от 11 августа 2010 года N 51-Г10-20) и выводы, на которые в связи с этим указывают ответчики, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, т.к. подтверждают лишь наличие права субъектов РФ устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".

В связи с тем, что вопросы присвоения звания «Ветеран труда» входят в компетенцию Агентства РК по социальному развитию, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований к ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты».

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Лукошникова Бориса Николаевича к Агентству Республики Коми по социальному развитию удовлетворить.

Признать незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> .... об отказе в присвоении Лукошникову Борису Николаевичу звания «Ветеран труда».

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Лукошникову Борису Николаевичу, <...> г.р., звание «Ветеран труда».

В удовлетворении требований к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-956/2013 ~ М-509/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лукошников Борис Николаевич
Ответчики
Агентство РК по социальному развитию
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Аберкон Инга Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
18.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2013Передача материалов судье
18.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2013Судебное заседание
26.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2013Дело оформлено
15.04.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее