Дело №10RS0011-01-2020-005883-14 (2а-4317/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасова Сергея Михайловича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия,
установил:
Административный иск заявлен в связи с тем, что административный истец в период с 17.07.2019 по 27.08.2019 отбывал дисциплинарное наказание в камере №2 ШИЗО в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК. В указанный период административным ответчиком были нарушены его права, а именно: пищу подавали охлажденной (охлаждали умышленно), нарушали требования к минимальной норме питания - в рационе отсутствовали мясо, котлеты, рыба и яйца, не соблюдались нормы выдачи хлеба; после восьмидневной голодовки административному истцу стали выдавать мясо, котлеты, рыбу и яйца, однако стали пересаливать блюда до невозможности употребления в пищу, что административный истец полагает пыткой голодом, дважды административный истец обращался с жалобами относительно указанных нарушений, однако, полагает, что администрацией жалобы были скрыты, никакой реакции на них не последовало; в помещении транслировались на предельной громкости коммерческие каналы музыкального вещания, не менее пяти часов в день транслировались ПВР ИУ; в камерах нарушался температурный режим (было холодно), ночью младший инспектор в нарушение требований включал приточную вентиляцию (надув холодного воздуха), открывались двери, создавая сквозняк; помывка дважды в неделю осуществлялась при открытой в душевую двери под наблюдением сотрудника службы безопасности, что лишало административного истца приватности и также создавало холод при мытье с открытыми дверями; в помещении ШИЗО отсутствует почтовый ящик для отправления корреспонденции, письма административного истца в надзорные органы принимал сотрудник колонии, указанные обращения до адресатов не доходили; корреспонденцию административному истцу приносил неуполномоченный сотрудник; на окнах установлены решетки-отсекатели, пропущенные через толстые железные пруты, которые занимали полезную площадь камеры, скапливали грязь, создавали дополнительный холод, и имели угнетающий вид; в камере производится прослушивание разговоров без соответствующих санкций суда; перед водворением в ШИЗО 17.07.2019 административный истец содержался в маленькой клетке, расположенной в учебном классе отдела безопасности с 11:00 ч. до 18:00 ч.; голодовка административного истца в знак протеста на неполную выдачу пищевого довольствия с 29.07.2019 по 05.08.2019 не была зафиксирована медицинскими работниками. Административный истец просит признать указанные действия незаконными и обязать административного ответчика устранить нарушения.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК Козина К.К. в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, Тарасов С.М. в период с 17.07.2019 по 27.08.2019 содержался в условиях ШИЗО в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Вторая Глава УИК РФ регламентирует правовое положение осужденных. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях регламентируются главой 13 УИК РФ.
В соответствии ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены, туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно представленным административными ответчиками доказательствами, в период пребывания административного истца в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обеспечивался трехразовым горячим питанием по - минимальной норме питания, утвержденной Постановлением Правительства № 205 от 11.04.2005 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время».
Пища готовилась три раза в сутки - завтрак, обед и ужин по утвержденным меню-раскладкам продуктов. При этом на завтрак и ужин готовилось по одному второму блюду, на обед-первое и второе блюдо, а также напитки при каждом приеме пищи и хлебом.
Акцент устанавливался на порционности доводимого питания. Сбоев в обеспечение питанием не было. Продукты в котел закладывались в присутствии дежурного помощника начальника учреждения (ДПНК), строго по массе указанной в котловом ордере.
Медицинским работником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия совместно с дежурным помощником начальника учреждения качество приготовления пищи проверяется перед выдачей питающимся, на соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов. Разрешение на выдачу пищи выдает дежурный помощник начальника учреждения.
В соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», доставка горячей пищи в готовом виде в помещение ШИЗО-ПКТ, организуется в термосах. Объем и полноту доведения горячей пищи организуют мл. инспектора ШИЗО-ПКТ.
ПКТ расположен на первом этаже здания общежития № 9, адрес объекта: Республика Карелия, г. Петрозаводск, п. Птицефабрика. ПКП представляет собой запираемое помещение, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов.
Естественная вентиляция в отряде СУОН осуществляется путем притока воздуха через форточки, фрамуги и через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. В ПКТ действует график проветривания с указанием временного периода.
В ПКТ все помещения обеспечены общим и местным искусственным освещением. Искусственное освещение представляет собой распределение по всему периметру камеры ламп дневного света, которые функционируют весь день.
Был проведен осмотр строения, составлен протокол инструментальных исследований физических факторов на объекте №26-19 от 12.09.2019 в ПКТ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия. Согласно Протоколу от 12.09.2019 года составленного по результатам осмотра комиссии, очевидно, что строение находиться в удовлетворительном состоянии.
В силу части 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Сотрудник отдела безопасности осуществляют надзор в соответствии с законодательством РФ. Осуществляя надзор около двери перед промывочной.
В соответствии с приказом Министерством юстиции РФ от 04.09.2006 №279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-технисескими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» окна в камерах ПКТ и ШИЗо со стороны камер отгораживаются металлической решеткой, преграждающей доступ к окнам со стороны камер.
Из сведений о переписке административного истца следует, что переписка административным истцом в спорный период осуществлялась.
Таким образом, доводы иска о нарушении прав истца административным ответчиком не нашли подтверждения в суде.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела (определения от 20.12.2016 № 2599-0, от 28.02.2017 № 360-О, от 26.10.2017 № 2486-0, от 19.12.2017 № 3067-О).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Материалами дела объективно подтверждается, и не оспаривается административным истцом, что все оспариваемые им действия ответчика происходили в период с 17.07.2019 по 27.08.2019, с административным исковым заявлением он обратился в суд лишь в марте 2020, то есть со значительным пропуском срока.
Суду не представлено объективных допустимых доказательств в подтверждение того, что Тарасов С.М. по уважительной причине был лишен возможности своевременно обратиться в суд, при этом обязанность доказывания данного обстоятельства в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются необоснованными, а административный иск – не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227.1 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Тарасова Сергея Михайловича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2020