РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Демидовой Г.Г., при секретаре Морозовой О.А., с участием истца Желудковой С.В., представителя ответчика Урумбегликовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2739/2018 по исковому заявлению Желудковой Светланы Викторовны к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 о признании права быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, об обязании рассмотреть вопрос о выдаче заключения о возможности быть опекуном,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований Желудковой С.В. указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 за заключением о возможности быть опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей, представив все необходимые документы, предусмотренные Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерацией формах.
Данное решение ею было принято в связи с тем, что их совместная с супругом дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уже взрослая, проживает отдельно, и истец желает заниматься воспитанием ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как считает, что дети должны воспитываться в любящей семье.
ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенного обследования условий жизни её семьи, изучения представленных ею документов, органом опеки и попечительства было дано заключение о том, что в соответствии со статьей 146 СК РФ она не может быть кандидатом в опекуны, в связи с наличием у неё судимости по части 1 статьи 143 УК РФ.
Иных оснований, помимо факта привлечения её к уголовной ответственности, препятствующих быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, органом опеки и попечительства не обозначено.
Считает, что принятое органом опеки и попечительства решение о невозможности быть кандидатом в опекуны в отношении неё, было принято преждевременно и необоснованно, что в значительной мере нарушает не только принадлежащие ей права и законные интересы, но и, в первую очередь, интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Выдавая заключение, органом опеки и попечительства не были учтены её положительные характеризующие данные, способность обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и физическое здоровье, теплые отношения в семье, атмосфера взаимопонимания, создание благоприятных условий, способствующих всестороннему развитию и воспитанию ребенка, и то, что нахождение ребенка в специализированном учреждении детей, оставшихся без попечения родителей, может негативным образом отразиться на психическом и физическом состоянии ребенка.
Часть 1 статьи 143 УК РФ, по которой ей было предъявлено обвинение, не относится к преступлениям против личности, против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства, против неприкосновенности половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Данное преступление не относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Не является умышленным, и согласно статье 26 УК РФ относится к преступлениям, совершенным по неосторожности. От уголовной ответственности по инкриминируемой ей статье она была освобождена в связи с изданием акта об амнистии.
Просит признать за ней право быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей; возложить на Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4, расположенное по адресу: «адрес», обязанность рассмотреть вопрос о выдаче заключения о возможности ей быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В судебном заседании истец Желудкова С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 Урумбегликова Т.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку основанием для отказа Желудковой С.В. послужило наличие уголовного преследования за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 143 УК РФ, которое относится к преступлениям против личности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества; лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 СК РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
Абзац третий пункта 1 статьи 146 СК РФ закрепляет ограничение на назначение опекуном (попечителем) для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Желудкова Светлана Викторовна, имея намерение стать опекуном (попечителем), либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующим заявлением к заместителю начальника Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 – начальнику отдела опеки и попечительства граждан «данные изъяты».
Специалистом по социальной работе отделения сопровождения замещающих семей ОГУ СО «данные изъяты» проведено обследование условий жизни семьи Желудковой С.В., по результатам которого установлено, что Желудкова С.В. состоит в браке с ФИО2. Семья Желудковой С.В. проживает в частном жилом бревенчатом, одноэтажном, полублагоустроенном доме, в хорошем состоянии, расположенном по адресу: «адрес», общей площадью «данные изъяты» кв.м., состоящем из двух комнат, кухни, веранды, где также имеется летняя кухня, баня. В доме имеется отдельная комната, предназначенная для ребенка, отдельное спальное место, стол для занятий, шкаф для одежды. В семье созданы условия для проживания несовершеннолетнего ребенка, что подтверждается соответствующим актом «данные изъяты».
Из психологического заключения по результатам психологического обследования кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного заведующим отделением сопровождения замещающих семей ОГУ СО «данные изъяты», следует, что Желудкова С.В. прошла специальный курс подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в полном объеме, способна обеспечить благоприятный психологический климат и необходимые условия для обучения и воспитания приемного ребенка «данные изъяты», что также подтверждается соответствующим свидетельством о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «данные изъяты».
По месту жительства и месту работы в ООО «данные изъяты», ООО «данные изъяты» Желудкова С.В. характеризуется положительно «данные изъяты».
Между тем, на основании представленных заявителем Желудковой С.В. документов, обследования жилищно-бытовых условий, Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 146 СК РФ, Желудкова С.В. не может быть кандидатом в опекуны (попечители), поскольку по данным, представленным ИЦ ГУВД по «данные изъяты», она привлекалась к уголовной ответственности за совершение преступления против личности, предусмотренного частью 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации «данные изъяты».
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Согласно части 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 СК РФ).
На основании частей 1, 3, 6 статьи 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с указанным Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанным Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 11 частей 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 указанного Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила), согласно пункту 2 которых подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4 Правил.
В пункте 8 Правил указано, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования). Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.
Согласно пункту 9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа. Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.
Судом установлено, что Желудкова С.В. по данным, представленным ИЦ ГУ МВД России по «данные изъяты», привлекалась к уголовной ответственности за совершение преступления, направленного против конституционных прав и свобод человека и гражданина, относящегося к категории небольшой тяжести, предусмотренного частью 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно за нарушение требований охраны труда. Уголовное преследование по инкриминируемой Желудковой С.В. статье было прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие акта об амнистии.
А потому довод представителя ответчика о том, что основанием для отказа Желудковой С.В. послужило наличие уголовного преследования за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое относится к преступлениям против личности, суд находит несостоятельным.
Принимая во внимание, что преступление, предусмотренное частью 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой Желудковой С.В. было предъявлено обвинение, не относится к преступлениям против личности, против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства, против неприкосновенности половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, не относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Учитывая, что Желудкова С.В. характеризуется положительно как по месту жительства, так и по месту работы, суд приходит к выводу о том, что угрозы для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних как наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан, находящейся под особой охраной Конституции Российской Федерации, истец Желудкова С.В. при таких обстоятельствах не представляет, напротив, способна обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Желудкова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО2, имеет постоянное место жительства, высшее образование, не работает, состоит на учете в ОГКУ «данные изъяты», признана безработной, зарегистрирована в целях соискателя подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, её супруг работает в должности «данные изъяты» в ГОКУ «данные изъяты». Супруги воспитывали дочь, которая в настоящее время проживает отдельно. ФИО2 выразил согласие на прием в семью несовершеннолетнего ребенка. По результатам медицинского освидетельствования не выявлено заболеваний, при наличии которых истец не может быть опекуном.
С учетом конкретных обстоятельств дела, правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, высказанного им в Определениях от 31.01.2014 № 1-П, от 13.05.2014 № 997-О, принимая во внимание то, что единственным основанием для отказа в выдаче заключения о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители) послужило наличие факта привлечения к уголовной ответственности по части 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, а представитель ответчика констатировал состоятельность истца в качестве опекуна и родителя, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения заявления Желудковой С.В. о признании необоснованным решения органа опеки и попечительства, которое оформлено в виде заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности Желудковой С.В. быть кандидатом в опекуны (попечители). По мнению суда, истец способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие опекаемых детей без риска подвергнуть опасности их психику и здоровье.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Желудковой Светланы Викторовны к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 о признании права быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, об обязании рассмотреть вопрос о выдаче заключения о возможности быть опекуном - удовлетворить.
Признать незаконным заключение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности Желудковой Светланы Викторовны быть кандидатом в опекуны (попечители).
Признать за Желудковой Светланы Викторовны право быть кандидатом в опекуны несовершеннолетнего ребенка.
Обязать Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 выдать Желудковой Светлане Викторовне заключение о возможности быть кандидатом в опекуны несовершеннолетнего ребенка.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Г. Демидова