Дело № 2К-311/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
с участием прокурора Изосина А.А.,
истца Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Карелия, действующего в интересах Н. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № <адрес>» о взыскании заработной платы,
Установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад № <адрес>» в должности дворника (приказ о приеме на работу №). Н. установлен оклад - 3492,00 руб., 40% районный коэффициент, 80 % северная надбавка и 4 % доплаты за вредность. Согласно расчетным листкам, заработная плата Н. без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за июнь 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за июль 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за август 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за сентябрь 2015 - оклад 634,91 руб., доплата за вредность - 25,40 руб., то есть менее установленного минимального размера оплаты труда (размер МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ - 5965 руб.), что является нарушением трудовых прав работника.
<адрес> Республики Карелия просил взыскать в пользу Н. задолженность по заработной плате за июнь, июль, август, сентябрь 2015 года в размере 12659,43 руб.
Прокурор ФИО3, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - МБДОУ«Детский сад № <адрес>», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В отзыве и.о. заведующей ФИО4 возражала по поводу заявленных требований, указала, что МБДОУ«Детский сад № <адрес>» является бюджетной организацией, где оклады рекомендованы учредителем и начисление заработной платы, выплачивается в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате, который по трехстороннему Соглашению утвержденный в <адрес> по северным районам с ДД.ММ.ГГГГ составляет 7213 рублей. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В случае удовлетворения требований просили освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением районного бюджета.
Представитель третьего лица - администрация Калевальского муниципального района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, возражений против заявленных требований не представил.
Третье лицо - муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений <адрес>» в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражали по поводу удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ответчиком не нарушено требование по установлению размера минимальной заработной платы, поскольку величина среднемесячной заработной платы работников выше минимального размере оплаты труда, установленного Трехсторонним Соглашением по <адрес>.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст.133 Трудового Кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 1 статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В <адрес> действует Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> (далее - Соглашение), заключенное между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение организаций профсоюзов в <адрес>" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, утвержденное Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 811р-П, вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, <адрес>ы, <адрес>) - 7213 рублей.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в <адрес> при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад № <адрес>» в должности дворника (приказ о приеме на работу №), ему установлен оклад - 3492,00 руб., 40% районный коэффициент, 80 % северная надбавка и 4 % доплаты за вредность. Заработная плата выплачивается 5 и 20 числа.
Согласно расчетным листкам, заработная плата Н. без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за июнь 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за июль 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за август 2015 года - оклад 3492,00 руб., доплата за вредность - 139,68 руб.; за сентябрь 2015 - оклад 634,91 руб., доплата за вредность - 25,40 руб.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ составляет 5965 руб. <адрес> относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (ст. 148 Трудового кодекса РФ)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Довод ответчика и третьих лиц о том, что заработная плата истца выше установленного размера минимального размера заработной платы, установленного в <адрес> распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 811р-П в размере 7213 руб., не состоятелен по изложенным выше основаниям.
На основании вышеперечисленных правовых норм, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%), был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению.
Таким образом, подлежащая взысканию в пользу истца задолженность по оплате труда должна определяться как разница между заработной платой, которая должна была начисляться и выплачиваться истцу в соответствии с законом, то есть в размере МРОТ с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера, и фактически полученной истцом оплатой труда, исходя из оклада, стимулирующих выплат, доплат за интенсивность и вредность, с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.4.1 Договора истцу установлена 40 часовая рабочая неделя, при пятидневной рабочей неделе. Норма рабочего времени в 2015 года для 40 часовой рабочей недели составляла: в июне - 167 часов, в июле - 184 часа, в августе - 168 часов, в сентябре 176 часов. Согласно табеля учета рабочего времени, истец отработал: в июне - 167 часов, в июле - 184 часа, в августе - 168 часов, в сентябре - 32 часа.
С учетом содержащихся в материалах дела сведений о фактически начисленной истцу заработной плате и количестве отработанных часов в указанном периоде, расчет минимальных сумм заработной платы, которые должны были начисляться истцу, выглядят следующим образом:
июнь - 5965,00/167 час.(норма труда) х 167 час.(фактически отработано) = 5965 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 13123,00. Истцу было начислено (без учета отпускных) 9833,47 руб., сумма недоначисленной заработной платы за июнь составляет 3289,53 руб.
июль - 5965,00/184 час.(норма труда) х 184 час.(фактически отработано) = 5965 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 13123,00. Истцу было начислено (без учета отпускных) 7989,69 руб., сумма недоначисленной заработной платы за июль составляет 5133,31 руб.
август - 5965,00/168 час.(норма труда) х 168 час.(фактически отработано) = 5965 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 13123,00. Истцу было начислено (без учета отпускных) 9819,69 руб., сумма недоначисленной заработной платы за август составляет 3303,31 руб.
сентябрь - 5965,00/176 час.(норма труда) х 32 час.(фактически отработано) = 1084,55 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 23860,01 руб. Истцу было начислено (без учета выплат по исполнительному листу) - 1452,68 руб., сумма недоначисленной заработной платы за сентябрь составляет 933,33 руб.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы истцу за период июнь, июль, август, сентябрь 2015 года составляет 12659,48 руб.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, тяжелое финансовое положение районного бюджета, бюджет является дотационным, что подтверждено справкой финансового управления Калевальского муниципального района, суд считает возможным освободить ответчика от взыскания государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> Республики Карелия удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № <адрес>» в пользу Н. задолженность по заработной плате за июнь, июль, август, сентябрь 2015 года в размере 12659 руб. 48 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.П.Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено 04 декабря 2015 года