РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
с участием:
представителя истца исполняющего обязанности прокурора <адрес> Кудимова И.В.,
истца Надиной Н.В.,
ее представителя адвоката Ильичева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-326/2023 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> Кудимова И.В. в интересах Надиной Н.В. к Администрации сельского поселения Береговой муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Кудимов И.В. обратился в суд с исковым заявлением в интересах Надиной Н.В. к Администрации сельского поселения Береговой муниципального района <адрес> (далее также – Администрация) о возложении обязанности организовать и обеспечить размещение контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение Надиной Н.В. по вопросу нарушения законодательства об отходах производства и потребления и установлено, что расстояние от принадлежащего Надиной Н.В. указанного выше жилого дома до ближайшей контейнерной площадки превышает 100 метров, что является нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения закона не устранены. Непринятие ответчиком своевременных мер по размещению контейнерной площадки нарушает право Надиной Н.В. на право пользования жилым помещением и услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, на благоприятную среду жизнедеятельности.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора <адрес> Кудимов И.В. иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Полагал возможным установить ответчику срок для исполнения обязанности по обустройству контейнерной площадки в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Надина Н.В. и ее представитель адвокат Ильичев Д.А. в судебном заседании иск прокурора поддержали по тем же основаниям.
Представитель ответчика Администрации - глава сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский ФИО9 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия стороны ответчика, в письменном заявлении иск признал в полном объеме.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований.
Как следует из части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Предъявление прокурором рассматриваемого искового заявления в интересах Надиной Н.В. соответствует требованиям части 1 статьи 45 ГПК РФ. Кроме того, прокурор обратился в суд с иском на основании заявления последней.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает, в том числе, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из положений части 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, в данном случае - Администрации.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Из пункта 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу частей 1, 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра (далее также - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 2 раздела 1 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее также - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25 % указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Из материалов дела следует, что Надиной Н.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки по обращению ФИО5 (родственника истца) по вопросу нарушения законодательства об отходах производства и потребления и установлено, что расстояние от принадлежащего Надиной Н.В. жилого дома до ближайшей контейнерной площадки превышает 100 метров, что является нарушением требований пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21. Данное обстоятельство ответчиком по существу не оспаривается.
Так, из справки Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по <адрес> установлены две контейнерные площадки по адресам: <адрес>; обустройство площадок, а также сами контейнеры полностью соответствуют санитарным требованиям, вывоз мусора осуществляется ежедневно; расстояние от <адрес> до ближайшей контейнерной площадки составляет около 300 метров.
Из материалов дела следует, что неоднократные обращения Надиной Н.В. в различные органы власти и местного самоуправления на протяжении длительного периода (ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу установления контейнера для твердых бытовых отходов около ее жилого дома со стороны ответчика, как органа, в полномочия которого входит организация деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, проигнорированы.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения обращения родственника истца -ФИО5 прокуратурой <адрес> в адрес Администрации внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления.
В ответе на представление прокурора Администрация в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указала, что изложенная в представлении информация принята к сведению.
Таким образом, нарушения требований пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 по настоящее время Администрацией не устранены. Мер замещающего характера (в случае невозможности устранения допущенного нарушения в настоящее время) ответчиком также не принято.
Непринятие ответчиком мер по оборудованию контейнерной площадки нарушает право Надиной Н.В. пользования услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, благоприятную среду жизнедеятельности.
Приведенные ответчиком в ответах на направленные Надиной Н.В. и членами ее семьи обращения доводы о недостаточности бюджетных средств правового значения по делу не имеют. Отсутствие денежных средств в бюджете не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от исполнения установленных законом полномочий по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения Администрация как орган местного самоуправления наделена полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за его исполнением.
Также суд не может учесть изложенные в досудебной переписке Администрации доводы о невозможности или затруднительности оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований санитарных правил в части удаленности от жилого дома Надиной Н.В. вследствие особенностей рельефа местности, наличия охранных зон ЛЭП, автодороги. В нарушение положений части 1 статьи 56 ГПК РФ ответчиком допустимых доказательств наличия таких обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению требований СанПиН 2.1.3684-21, не представлено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства указанные выше доводы Администрацией не приводились, иск ответчиком признан.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Абзацем 1 части 4.1 статьи 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению.
Как следует из части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный стороной истца срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей (один месяц со дня вступления решения в законную силу) соответствует требованиям разумности и не нарушает баланс интересов сторон.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 3 ст. 173, ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора <адрес> Кудимова И.В. в интересах Надиной Н.В. удовлетворить.
Возложить на Администрацию сельского поселения Береговой муниципального района <адрес> обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать и обеспечить размещение контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилого дома Надиной Н.В., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю. Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 27.06.2023.
Судья А.Ю. Полянский