66RS0003-01-2018-008605-55 <***>
Дело № 2-8416/2018
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 26.12.2018
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Грошевой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Федеральному агентству лесного хозяйства с требованием об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нижнесергинского района проведена проверка в сфере охраны окружающей среды и природопользования о несанкционированных свалках бытовых отходов в лесах на территории Нижнесергинского района. Согласно акту осмотра *** от *** установлено наличие свалки площадью 6Х12 метров, координаты N *** E *** коммунально-бытовых и промышленных отходов ***. Данный участок находится в собственности Российской Федерации. Таким образом, до настоящего времени действенных мер, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов в ***, не принято.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Указанный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью. В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным Постановлением *** от *** ***-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (подп. 6 пункта 8 Положения). Проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями Департамента. Обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, поэтому организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
Несанкционированное складирование твердых бытовых отходов на территории лесного фонда нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В связи с чем *** просит обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку коммунально-бытовых и промышленных отходов, расположенную на землях лесного фонда Российской Федерации, ***, площадью 6Х12 метров, координаты *** E 059.***, ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество», Михайловское муниципальное образование.
В судебном заседании помощник прокурора Мамай А. В. на исковых требованиях в полном объеме настаивал. Полагал, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.
Третьи лица ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество», Администрация Михайловского муниципального образования в судебное заседание своих представителей не направили. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено. Судом определено рассматривать дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено и подтверждается ответом на требование *** от ***, что несанционированное размещение отходов осуществляется на земельном участке, расположенном ***. Согласно акту осмотра *** от ***, лесничим Михайловского участкового лесничества, государственным лесным инспектором Свердловской области Давлетхановым Д. Ф. обнаружено следующее: *** имеется несанкционированная свалка, территория размером 6 на 12 метров захламлена строительными и бытовыми отходами, коорадинатыN *** E ***
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственность (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районированияигосударственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области (правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области), что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП).
В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому - либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области.
На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области из системы охраны лесов.
Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.ч. 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
При этом Департамент является главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).
Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, входит в полномочия Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, также как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение четырех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, - удовлетворить.
Обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области в срок до *** организовать работы по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенного в границах земельного ***, площадью 6х12 метр, координаты N ***, Е ***, ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество», Михайловское муниципальное образование.
Исковые требования Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья <***>. В. Самойлова