Решение по делу № 12-171/2020 от 20.07.2020

Дело № 12-171/2020

64RS0046-01-2020-004346-62

РЕШЕНИЕ

30 сентября 2020 года г. Саратов

Судья Ленинского районного суда г. Саратова Корогодин О.А., при помощнике судьи Лашко И.А., рассмотрев жалобу Бондарева С.В. на постановление заместителя начальника инспекции государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. от 29.05.2020 № 145 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В.,

установил:

    постановлением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 29.05.2020 года Бондарев С.В. как председатель АТСЖ Ленинского района привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

    В жалобе Бондарев С.В. просит отменить постановление должностного лица Госжилинспекции Саратовской     области, считая его незаконным.

    Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

    В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила № 416), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп. "б", "ж" п. 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрено два способа определения объема потребляемых коммунальных услуг: по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. В отсутствие прибора учета объем потребленной тепловой энергии определяется по нормативу потребления коммунальных услуг (пункты 40, 42 Правил № 354).

В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 квадратный метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).

При определении стоимости тепловой энергии по нормативам потребления в расчет берется площадь жилых помещений (пункт 2 приложения N 2 к Правилам № 354).

В соответствии с п. 59 названных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Из материалов дела следует, что по обращению гражданина ФИО4., проживающего в <адрес> «А» по <адрес> <адрес>, 06 марта 2019 года должностным лицом на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Саратовской области от 17 июня 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АТСЖ Ленинского района лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению указанным выше многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что по обращению гражданки ФИО5, проживающей в <адрес>, 10 января 2020 года должностным лицом на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16 декабря 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АТСЖ Ленинского района лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению указанным выше многоквартирным домом.

В ходе проверки установлено, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2017 года, за октябрь 2019 года производилось с нарушением требований п.42(1) Правил № 354: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления.

По факту выявленных нарушений составлен акт от 10 января 2020 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение должностным лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет один год.

Как следует из материалов дела, должностному лицу АТСЖ Ленинского района Бондареву С.В. вменяется неверный расчет платы за коммунальные услуги по отоплению за декабрь 2017 года.

Таким образом, в рассматриваемом случае, как видно из протокола об административном правонарушении, обстоятельства по указанному эпизоду, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица дела об административном правонарушении, имели место в декабре 2017.

Сроки давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, по данному эпизоду истекли соответственно в декабре 2018 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Однако, в нарушение приведенных норм, постановление должностного лица органа государственного контроля в части указанных периодов вынесено за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности.

В связи с этим подлежит исключению из постановления должностного лица государственной жилищной инспекции Саратовской области от 29.05.2020 указание на нарушения начисления платы за коммунальные услуги по отоплению за декабрь 2017 года.

В силу пункта 42.1 Правил №354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Начисление платы за услугу отопление в проверяемом периоде осуществляется в течение отопительного периода.

Между тем, изложенные в постановлении выводы Госжилинспекции Саратовской области о совершении Бондаревым С.В. как должностным лицом АТСЖ Ленинского района административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, сделаны без всесторонней оценки и исследования представленных доказательств.

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Проверив установленный Правилами порядок начислений, а так же фактически произведенные АТСЖ Ленинского района начисления платы жителям за коммунальную услугу «отопление» за октябрь 2019 года, прихожу к следующему.

В соответствии с Приложением № 2 к Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил определяется по формуле 3:

,

где:

- объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами 42.1 и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ведомостям учета параметров теплопотребления за октябрь 2019 года в доме потреблено 66,26 Гкал на нужды отопления.

Исходя из платежного документа за октябрь 2019 года (выписки из лицевого счета), стоимость отопления конкретного жилого помещения рассчитана следующим образом:

80,4 м2 (площадь квартиры) х 0,03 (норматив потребления Гкал на 1 м2) х 1909,72 (тариф) = 4606,30 рублей (стоимость отопления квартиры за октябрь 2019 года – по нормативу).

Далее, в соответствии с формулой 3 Приложения № 2 к Правилам, стоимость коммунальной услуги «отопление» за октябрь 2019 года рассчитана следующим образом:

66,26 Гкал х 80,4 м2 (площадь квартиры) : 7702,88 м2 (площадь помещений в доме, а именно: 7382,88 жилые + 320 нежилое) х 1909,72 (тариф) = 1320,76 рублей (стоимость отопления квартиры за октябрь 2019 года – в соответствии с показаниями ОДПУ).

В платежном документе за ноябрь 2019 года отражена сумма перерасчета платы за отопление за октябрь 2019 года в размере 2366,82 рублей – в сторону уменьшения.

Поскольку показания ОДПУ в конкретном месяце утверждаются ресурсоснабжающей организацией 30 (31) числа расчетного месяца, что подтверждается расчетными ведомостями, перерасчет платы в соответствии с пунктами 42.1 и 59.1 Правил, с учетом оплаты коммунальной услуги «отопление» в течение отопительного периода, осуществлен в следующем за расчетным месяце правомерно.

Таким образом, объем (количество) потребленной за октябрь 2019 года тепловой энергии, необходимый для расчета платы за отопление, определен по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо доказательства совершения Бондаревым С.В. вмененного ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования пункта 5 статьи 29.1, статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из анализа материалов административного дела и совокупности представленных доказательств следует, что в действиях должностного лица АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. отсутствует состав вменяемого административным органом правонарушения.

Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, прихожу к выводу об удовлетворении жалобы должностного лица АТСЖ Ленинского района - Бондарева С.В. на постановление Госжилинспекции Саратовской области об административном правонарушении от 29 мая 2020 года № 145.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника инспекции государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. от 29 мая 2020 года № 145 о привлечении председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                     О.А. Корогодин

12-171/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Бондарев Сергей Владимирович
Другие
Погорелова Ирина Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Саратова
Судья
Корогодин О.А.
Статьи

КоАП: ст. 14.1.3 ч.2

Дело на сайте суда
leninsky--sar.sudrf.ru
21.07.2020Материалы переданы в производство судье
24.07.2020Истребованы материалы
07.08.2020Материалы переданы в производство судье
07.09.2020Материалы переданы в производство судье
07.09.2020Истребованы материалы
08.09.2020Поступили истребованные материалы
30.09.2020Судебное заседание
09.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2020Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее