Дело № 2-1757/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Московская область г. <данные изъяты>
<данные изъяты> городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ильина С.М.,
с участием прокурора ФИО3,
адвоката ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании сведений об адресе места жительства индивидуального предпринимателя, представленных в регистрирующий орган, недостоверными, исключении из государственного реестра индивидуальных предпринимателей сведений об адресе места жительства индивидуального предпринимателя,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ФИО2 о признании сведений об адресе места жительства индивидуального предпринимателя, представленных в регистрирующий орган, недостоверными, исключении из государственного реестра индивидуальных предпринимателей сведений об адресе места жительства индивидуального предпринимателя: <адрес>
Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проверки, проведенной <данные изъяты> городским прокурором, по фактам предоставления физическими лицами недостоверных сведений об адресе их места жительства при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговом органе было установлено, что <данные изъяты> физических лиц при государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей представили в ИФНС России по <адрес> сведения об одном и том же адресе места жительства: <адрес>
<дата> произведена государственная регистрация ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по <адрес>, при которой она так же представила в налоговый орган сведения об адресе ее места жительства по указанному адресу. Ввиду того, что данный адрес, внесен в качестве места жительства <данные изъяты> действующих индивидуальных предпринимателей в ЕГРЮЛ, а также обозначен как адрес места жительства большого количества физических лиц, в то время, как дом по указанному адресу по своему состоянию не пригоден для проживания в нем граждан, он является недостоверным.
В порядке ст. 45 ГПК РФ, прокурор в интересах государства и неопределенного круга лиц просит суд признать недостоверными сведения об адресе места жительства, представленные ответчиком при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, исключить из государственного реестра данные сведения.
В судебном заседании прокурор на заявленных исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в иске, полностью подтвердил, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался по последнему, известному суду, месту жительства, по указанному адресу ответчик не проживает. Таким образом, место жительства ответчика не известно. В связи с чем, в качестве представителя ответчика в соответствии со ст. 50 ГПК РФ был привлечен адвокат. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке ст.119 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФИО2 – адвокат ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку ей неизвестна позиция ее доверителя и ее неявка в судебное заседание.
Представитель третьего лица ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился. Суд, с учетом мнений участников процесса, а также того обстоятельства, что третье лицо надлежащим образом извещалось о месте и времени слушания, рассмотрел дело в отсутствие представителя ИФНС России по <адрес>.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, суд находит требования <данные изъяты> городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Руководствуясь ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с рассматриваемым исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку указанный иск направлен на обеспечение защиты прав участников гражданского оборота, предотвращения недобросовестного ведения дел, злоупотреблений в области регулирования предпринимательской деятельности, в том числе недопущения незаконного получения банковских кредитов индивидуальными предпринимателями, фактическое место жительства которых неизвестно.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей является федеральным информационным ресурсом.
В силу положений Федерального закона N 149-ФЗ от <дата> «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст.ст. 13, 14).
Согласно ст. 3 названного Федерального закона одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе, сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства)).
Статьей 25 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Более того, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что <дата> ответчик ФИО2 был поставлен на учет в ИФНС России по <адрес> в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При этом, ответчиком в налоговый орган были представлены сведения об адресе своего места жительства: <адрес> Указанные сведения были включены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (выписка из ЕГРИП на л.д. 7).
Вместе с тем, согласно справке ИФНС России по г. <данные изъяты> Московской области от <дата> года, по адресу: <адрес>, зарегистрировано <данные изъяты> физических лица, из них <данные изъяты> индивидуальных предпринимателя (копия на л.д. 8).
Согласно сообщению ОУФМС по Московской области по <данные изъяты> муниципальному району от <дата> (л.д. 9) ответчик ФИО2 на территории <адрес> зарегистрированным и снятым с регистрационного учета не значится.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, считает подтвержденными факты непригодности к проживанию <адрес> в <адрес>, а также не вселения и не проживания в нем ответчика.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», о недостоверности сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать следующее:
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. Данные положения применимы и к индивидуальным предпринимателям, поскольку осуществление ими предпринимательской деятельности требует отражения аналогичным образом сведений об их месте регистрации в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Суд учитывает, что местом жительства лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с индивидуальным предпринимателем, не ведущим деятельность по указанному адресу.
Кроме того, недостоверность сведений в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей препятствует надлежащему проведению налогового контроля.
Таким образом, внесением недостоверных сведений об адресе места жительства индивидуального предпринимателя в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей затрагиваются существенные интересы РФ и неопределенного круга лиц
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя представил в ИФНС России по <адрес> недостоверные сведения об адресе места своего жительства.
Пунктом 5 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя сообщать в регистрирующий орган по месту регистрации об изменении места жительства в течение трех дней с момента такого изменения.
Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей закреплен ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для государственной регистрации изменений, связанных с изменением места жительства физического лица зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя он должен представить в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Форма Р24001), подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Исходя из положений п.п. 1-3, 6 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования <данные изъяты> городского прокурора обоснованными, считает необходимым их удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 119, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недостоверными сведения об адресе места жительства, представленные ФИО7 в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. <данные изъяты> Московской области при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Исключить из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя ФИО8 в Российской Федерации по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Московский областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М. Ильин