Дело № 12-1089/2019
РЕШЕНИЕ
30 августа 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Юркова Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
С участием защитника Грибенюк Т.Б., представителя Министерства природных ресурсов Амурской области Мартюнюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИПГрибенюк Д.А. на постановление консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/79 от 27 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Грибенюка Дениса Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/79 от 27 мая 2019 года ИП Грибенюк Д.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Грибенюк Д.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что в настоящем деле отсутствует событие правонарушения, имеются основания для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Кроме того, указывал на малозначительность административного правонарушения и возможность замены административного штрафа на предупреждение в связи с тем, что он является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.
В судебном заседании защитник ИП Грибенюка Д.А. – Грибенюк Т.Б. на жалобе настаивала, дополнительно указав, что гараж отапливается электричеством и дровами, шины не сжигаются. По факту того, какой дым шел из труб, экспертиз не проводилось.
Представитель Министерства природных ресурсов Амурской области Мартюнюк Е.В. с жалобой не согласилась, указав, что ИП Грибенюк Д.А. был привлечен к ответственности, установленной ст.8.46 КоАП РФ, за невыполнение требований по постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. ИП Грибенюк Д.А. арендовал гараж в 2012 году, а обязанность по постановке на учет возникла в 2014 году, крайний срой постановки на учет был 01 января 2017 года. Срок давности привлечения к ответственности считает с момента выявления правонарушения при проверке и составления протокола.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались судьёй надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от них не поступало, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 8.46 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 19 марта 2019 года на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 12 марта 2019 года № 90 на территории г. Благовещенска Амурской области проведён плановый (рейдовый) осмотр, по результатам которого составлен Акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 20 марта 2019 года № 90.
В результате проведенного планового (рейдового) осмотра, обследования придомовой территории многоквартирного жилого *** установлено следующее.
По адресу ул. Пионерская, д. 159А расположена шиномонтажная мастерская, которая зарегистрирована на ИП Грибенюк Д.А. В мастерской имеется отопительный котел, из трубы идет дым черного цвета с запахом жженой резины.
В период с 10 апреля 2019 года по 14 мая 2019 года на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 29 марта 2019 года № 10-28/41 по согласованию с Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой (согласование от 04 апреля 2019 года № 7-17/38-2019) в отношении ИП Грибенюк Д.А. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, адрес место фактического осуществления предпринимательской деятельности: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пионерская, 159А.
По окончанию проверки 14 мая 2019 года в 10 часов 00 минут был составлен и подписан Акт проверки от 14 мая 2019 года № 10-23/14, выданы Предписания от 08 мая 2019 года № 10- 23/4/1, № 10-23/14/2, № 10-23/14/3 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а так же в сфере охраны атмосферного воздуха и в сфере обращения с опасными отходами.
В ходе проверки индивидуального предпринимателя, было выявлено нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды:
- ст. 69, ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - ИП Грибенюк Д.А. не подал заявку на постановку на учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении № 10-23/127 от 24 мая 2019 года и вынесения обжалуемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности за правонарушения, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года, в Федеральный закон N 7-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми глава XI дополнена статьей 69.2, устанавливающей обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (пункт 26 статьи 1 Федерального закона N 219-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).
Частью 3 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу названного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Таким образом, обязанность подать заявку о постановке на учет и постановить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до 1 января 2015 года, должна была быть исполнена юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими такие объекты, к конкретному сроку -1 января 2017 года.
Соответственно, исходя из приведенных выше положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, вмененное ИП Грибенюк Д.А. правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение подлежит исчислению с 1 января 2017 года и на момент вынесения административным органом постановления опривлечении ИП Грибенюк Д.А. к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ (27 мая 2019 года) указанный срок истек.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/79 от 27 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ИП Грибенюка Д.А., не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения ИП Грибенюка Д.А. к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ истек, возможность направления данного дела на новое рассмотрение и обсуждения наличия либо отсутствия вины в действиях юридического лица исключается, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/79 от 27 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Грибенюка Дениса Александровича - отменить.
Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.С.Юркова