Решение по делу № 2-696/2012 ~ М-664/2012 от 13.06.2012

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Черемховский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Козловой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ершова ВА к администрации МО «город Черемхово» о восстановлении пропущенного срока, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Ершов В.А. обратился в суд с иском к администрации МО «город Черемхово», <данные изъяты> о восстановлении пропущенного срока, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В обоснование иска указал, что его мать - ЕОИ умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец — ЕАН, умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца над Ершовым В.А. была установлена опека от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении опеки и денежного пособия на детей, находящихся под опекой», опекуном назначен был его брат ББМ, которому на тот момент исполнилось только 18 лет.

О том, что Ершову В.А. и его опекуну Баранову Б.М. необходимо обратиться в администрацию <адрес> о постановке меня на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении никто не сообщил и не подсказал. После окончания <данные изъяты> пошел учиться в ЭКГУ «Черемховский горнотехнический колледж». Администрация учебного учреждения также ничего не посоветовали. О том, что Ершову В.А. нужно получить жилое помещения на основании договора социального займа, он узнал только в ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время, он женился, у него растет ребенок, своего жилья нет, достаточного дохода для приобретения жилого помещения тоже нет. Ершов В.А. работаю на двух работах, для того, чтобы обеспечить семью, жена занимается воспитанием ребенка.

Просил суд: восстановить пропущенный срок; обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» поставить его на учет в качестве лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

В судебном заседании истец Ершов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ не знал о возможности постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» Труфанова А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования, предъявленные администрации МО «<адрес>», не признала, суду пояснила, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 1) установлен возраст лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в пределах которого они имеют право на социальные гарантии - до достижения ими 23 лет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот.

Таким образом, законодателем четко установлен возраст, в пределах которого дети-сироты имеют право на дополнительные социальные гарантии по обеспечению жилой площадью, предусмотренные законодательством Российской Федерации, - до достижения 23 лет. Суд, как и органы местного самоуправления, не вправе увеличивать, выходя за пределы полномочий, установленный ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ возраст постановки на учет лиц из числа детей-сирот. Следовательно, Ершов В.А. в настоящее время уже утратил право на дополнительные социальные гарантии и, соответственно не может быть постановлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет истец по уважительным причинам (в силу физической несостоятельности, неграмотности и др.) не имел реальной возможности представить в администрацию <адрес> заявление и необходимый пакет документов для постановки на учет, в исковом заявлении не указано. Истец ссылается только на то, что он до мая 2012 года не знал о том, что имеет право встать на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории сирот. Указанная причина не является уважительной и не может служить основанием для постановки Ершова В. А. на учет за пределами установленного законом возраста. Таким образом, оснований для восстановления пропущенного срока (более трех лет) и постановки в настоящее время Ершова В.А. на учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.

На основании изложенного, просила суд в удовлетворении требований Ершова В.А. отказать в полном объеме.

Выслушав истца Ершова В.А., представителя ответчика Труфанову А.С., исследовав представленные документы, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Статьей 40 Конституции РФ закреплено право гражданина на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии со ст. 1 указанного Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 15 ст. <адрес>и законами органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов передаются государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384 утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета.

В соответствии с указанным Порядком жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма.

В силу п. 3 основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело.

Исходя из содержания и смысла приведенных норм закона, право на льготное обеспечение жилым помещением имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем.

При этом возраст от 18 до 23 лет является не сроком исковой давности либо иным сроком, который может быть восстановлен, а необходимым условием, определяющим наличие права лица на льготы, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как следует из материалов дела, родителями Ершова ВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются ЕАН и БОИ (свидетельство о рождении ).

Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Баранов Б.М., проживающий по адресу: <адрес>, назначен опекуном над несовершеннолетним братом Ершовым В.А. в связи с тем, что родители Ершова В.А. умерли.

Сведений о том, что за Ершовым В.А. было закреплено жилое помещение, суду не представлено.

Согласно диплома <данные изъяты> Ершов В.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил Черемховский горнотехнический колледж.

Справками Управления министерства социального развития, опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Ершов В.А. не имеет приватизированной квартиры, домовладения, закрепленного жилого помещения на территории г. Черемхово.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Ершов В.А. по ДД.ММ.ГГГГ работал в ОГУЭП «Облкоммунэнерго», заработная плата составил <данные изъяты>.

Согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности БОИ, матери истца.

Ершов В.А. находится в браке с ЕОА (свидетельство 1-СТ от ДД.ММ.ГГГГ), имеет малолетнего ребенка ЕВВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство 11-СТ ).

В связи с вышеуказанным, суд установил, что родители Ершова В.А. умерли, когда последнему исполнилось 12 лет, в связи с чем Ершов В.А. до достижения 23 лет имел право на обеспечение жилым помещением в порядке ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, которое он не реализовал, поскольку не обращался в органы местного самоуправления по вопросу постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления ей жилого помещения.

На момент вынесения решения, Ершову В.А. исполнилось <данные изъяты>, т.е. права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилого помещения в порядке ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он не имеет.

Суд приходит к выводу о том, что возраст от 18 до 23 лет является необходимым условием, порождающим право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем, на льготы, установленные указанным Законом, а не сроком, который может быть восстановлен, считает необходимым вынести по настоящему делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований в восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории лиц из числе детей-сирот.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ершова ВА к администрации МО «<адрес>» о восстановлении пропущенного срока, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд <адрес> в течение одного месяца с момента оглашения.

Федеральный судья А.С. Тирская

2-696/2012 ~ М-664/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ершов Виктор Александрович
Ответчики
Администрация муниципального образования "город Черемхово"
Суд
Черемховский городской суд Иркутской области
Судья
Тирская Алла Серафимовна
Дело на сайте суда
cheremhovsky--irk.sudrf.ru
13.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2012Передача материалов судье
18.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2012Судебное заседание
13.08.2012Судебное заседание
02.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее