Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-689/2021 ~ М-698/2021 от 03.12.2021

УИД 36RS0008-01-2021-001231-12

Дело № 2а-689/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область                                                           21 декабря 2021 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Образцовой З.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н., Бобровскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н.,

    УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее ООО «АФК») 03 декабря 2021 года обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области (далее Бобровское РОСП) Заводской М.Н., старшему судебному приставу Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области – начальнику отделения Лавровой Л.В., Управлению ФССП России по Воронежской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (л.д. 5-7).

Определением Бобровского районного суда Воронежской области от 03.12.2021 административное исковое заявление принято к производству суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 1-4).

Как следует из административного искового заявления 26.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству <номер>-ИП от <дата>, возбужденному на основании исполнительного документа <номер> от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе Воронежской области в отношении должника ФИО7 о взыскании задолженности в размере 304161,68 рублей в пользу взыскателя ООО «АФК». Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» 15.11.2021, в связи с чем срок обращения с административным иском в суд не истек. С указанными действиями судебного пристава ООО «АФК» не согласно, поскольку они нарушают права и законные интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Постановление об окончании исполнительного производства считают вынесенным преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению имущества должника, источников дохода. Полагают необходимым выяснение следующих обстоятельств: какого числа после истечения срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа судебный пристав направил запросы в органы ЗАГС для установления семейного положения должника, смены ФИО, установления факта смерти; в негосударственные пенсионные фонды; в Центр занятости населения для истребования сведений о получения должником пособия; в Пенсионный Фонд России для установления СНИЛС, места работы или получения пенсионных выплат; в налоговую инспекцию о регистрации должника в качестве предпринимателя или учредителя юридических лиц; в АО «Реестр» на наличие у должника акций, облигаций и других ценных бумаг; операторам сотовой связи и местной телефонной связи для установления номеров телефонов должника и наличия денежных средств; в Бюро кредитных историй для получения информации о задолженности должника; в ГИБДД о наличии у должника транспортных средств, водительского удостоверения, о привлечении должника к административной ответственности; в военкоматы с целью установления сведений, состоит ли должник на учете, по каким причинам снят с учета; в государственные и негосударственные страховые компании на предмет застрахованного движимого (недвижимого) имущества ответчика; в Росреестр на наличие у должника недвижимого имущества; в УФМС; в лицензионную разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего оружия; в Министерство юстиции на предмет наличия судимости; в ГИМС МЧС России на предмет наличия зарегистрированных маломерных судов; в ГОСТЕХНАДЗОР на предмет наличия самоходных машин и других видов техники. Кроме того, полагали необходимым установить, соблюдался ли указанными организациями срок предоставления ответа на запросы, предусмотренный частью 10 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если нет, привлекались ли судебным приставом-исполнителем указанные организации к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. Также обращают внимание суда на то, что представитель ООО «АФК» обращался с заявлением о направлении соответствующих запросов в контролирующие и регистрирующие органы и предоставлении сведений о дате направления каждого такого запроса и предоставленного ответа на него. Просят признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н., выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству <номер>-ИП, предусмотренных ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возложить обязанность совершить все необходимые исполнительные действия и принять все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, возложить на начальника Бобровского РОСП обязанность отменить постановление об окончании исполнительного производства <номер>-ИП от <дата> для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Представитель административного истца ООО «АФК», надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 125-126, 127-128), в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 14-16).

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Бобровского РОСП Заводская М.Н., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 25), в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла, в представленном отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении административного иска, полагала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, необоснованными, указала, что ею были предприняты все необходимые и достаточные меры по установлению имущества должника, что подтверждается материалами исполнительных производств, однако установить имущество, на которое в соответствии с законом возможно обратить взыскание, не представилось возможным, в связи с чем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства (л.д. 28-36).

Административный ответчик Бобровский РОСП УФССП России по Воронежской области, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 24), в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в письменном заявлении начальник отделения Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области - старший судебный пристав Лаврова Л.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме (л.д. 37).

Административный ответчик УФССП России по Воронежской области, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял (л.д. 26).

Заинтересованное лицо ФИО7, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, судебная корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 124).

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Бобровского районного суда Воронежской области в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела и представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения бездействием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания бездействия должностного лица незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Приступая к изложению мотивированной части решения, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в его определениях, в Российской Федерации признается высшая ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием.

В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В настоящем деле такая совокупность обязательных условий отсутствует.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов (статья 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве).

Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Из содержания части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.

Исходя из содержания статьи 68 Закона об исполнительном производстве, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Как установлено судом, 17.12.2020 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе Воронежской области - мировым судьей судебного участка № 3 в Бобровском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО7 в пользу ООО «АФК» задолженности по кредитному договору в размере 301 055,68 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 106,00 рублей, всего 304 161, 68 рублей (л.д. 44-45).

Указанный судебный приказ поступил в Бобровское РОСП 24.02.2021 (л.д. 84), 26.02.2021 на основании названного исполнительного документа и заявления взыскателя судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП (л.д. 90-92), которое постановлением от 06.04.2021 присоединено к сводному исполнительному производству <номер>-СД (л.д. 56, 93).

Из представленных в материалы дела исполнительных производств в отношении должника ФИО7 <номер>-ИП, <номер>-СД следует с очевидностью, что судебным приставом-исполнителем одновременно с возбуждением исполнительного производства были приняты меры к установлению имущественного положения должника – направлены соответствующие запросы в учреждения и организации: в банки, Пенсионный Фонд Российской Федерации, ГИБДД МВД России, Федеральную налоговую службу, операторам связи (л.д. 61-67).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н. от 25.10.2021 ограничен выезд из Российской Федерации ФИО11 сроком на шесть месяцев с момента вынесения постановления, то есть до 25.04.2022 (л.д. 96).

14.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. получено объяснение от должника ФИО7 и отобраны копии документов, согласно которым он зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, являющиемся единственным объектом недвижимости в его собственности, транспортных средств в собственности не имеет, в данный момент не работает, осуществляет уход за престарелой лежачей матерью супруги, средств для погашения задолженности по кредитам не имеет (л.д. 108, 109-112).

26.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. в присутствии понятых составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому должник ФИО7 проживает по указанному в исполнительном документе адресу: <адрес>, имущество, на которое может быть обращено взыскание, не выявлено (л.д. 117).

Из полученных на запросы судебного пристава-исполнителя ответов усматривается, что ФИО7 (как и его супруга ФИО5) не имеют в собственности трактора, самоходных машин и иной техники (л.д. 113), должник не значится владельцем гражданского охотничьего оружия (л.д. 114), не состоит на учете в качестве безработного, пособие по безработице не получает (л.д. 115), снят с воинского учета за достижением предельного возраста (л.д. 116).

В связи с тем, что судебным приставом-исполнителем установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатным, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47, статьями 6,14 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство <номер>-ИП окончено постановлением судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н. от 26.10.2021, исполнительный документ возвращен взыскателю (л.д. 119-120).

Таким образом, принимая во внимание принятые судебным приставом-исполнителем меры по установлению имущественного положения должника, его имущества, суд полагает, что незаконного бездействия судебным приставом-исполнителем не допущено.

В соответствии с пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года № 682, почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляется только постановление о возбуждении исполнительного производства должнику. Направление иных документов с уведомлением о вручении отнесено к усмотрению уполномоченных должностных лиц службы судебных приставов, то есть не является обязательным.

Само по себе неуведомление взыскателя о совершенных действиях не может являться основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя и службы в целом.

Тот факт, что взыскателю неизвестно о совершенных судебным приставом действиях, не может являться основанием для признания действий (бездействия) незаконными, так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, который не был лишен права знакомиться с принятыми по результатам рассмотрения заявления документами, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

Фактическое недостижение судебным приставом-исполнителем положительного для взыскателя результата по исполнению исполнительного документа не свидетельствует о допущенном бездействии при наличии достаточных доказательств совершенных им в рамках возбужденного исполнительного производства действий, направленных на взыскание задолженности.

При таких обстоятельствах довод административного истца о непринятии судебным приставом-исполнителем необходимых для исполнения судебного акта мер отклоняется судом, так как опровергается материалами дела, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют действующему законодательству, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.

При этом из смысла Закона об исполнительном производстве следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя. Таким образом, доводы административного истца о наличии бездействия судебного пристава в случае отсутствия в материалах исполнительного производства информации о каком-либо действии, указанном в иске, являются необоснованными, поскольку принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Наличие либо отсутствие нарушения срока направления ответов на запросы судебного пристава-исполнителя компетентными организациями в рамках исполнительного производства и факт привлечения организаций к административной ответственности находится в юрисдикции судебного пристава-исполнителя, наличие либо отсутствие указанных обстоятельств не может быть квалифицировано, как обстоятельства, нарушающие права административного истца, в связи с чем данные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, судом во внимание не принимаются.

Кроме того, в силу части 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исходя из норм ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 26.10.2021 по исполнительному производству <номер>-ИП получено административным истцом 14.11.2021 (л.д. 11), 29.11.2021 на одиннадцатый рабочий день административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи, то есть с пропуском процессуального срока (л.д. 19, 19а).

Заявляя требования об обязании начальника Бобровского РОСП отменить постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства <номер>-ИП от 26.10.2021, административный истец фактически оспаривает указанное постановление, срок для обжалования которого истек, и суд отказывает в удовлетворении требований в этой части на основании положений части 8 статьи 219 КАС РФ.

Таким образом, доводы административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного искового заявления ООО «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н., Бобровскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н. - отказать.

    Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             А.Ю. Сухинин

Мотивированное решение изготовлено 12 января 2022 года.

УИД 36RS0008-01-2021-001231-12

Дело № 2а-689/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область                                                           21 декабря 2021 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Образцовой З.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н., Бобровскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н.,

    УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее ООО «АФК») 03 декабря 2021 года обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области (далее Бобровское РОСП) Заводской М.Н., старшему судебному приставу Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области – начальнику отделения Лавровой Л.В., Управлению ФССП России по Воронежской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (л.д. 5-7).

Определением Бобровского районного суда Воронежской области от 03.12.2021 административное исковое заявление принято к производству суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 1-4).

Как следует из административного искового заявления 26.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству <номер>-ИП от <дата>, возбужденному на основании исполнительного документа <номер> от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе Воронежской области в отношении должника ФИО7 о взыскании задолженности в размере 304161,68 рублей в пользу взыскателя ООО «АФК». Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» 15.11.2021, в связи с чем срок обращения с административным иском в суд не истек. С указанными действиями судебного пристава ООО «АФК» не согласно, поскольку они нарушают права и законные интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Постановление об окончании исполнительного производства считают вынесенным преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению имущества должника, источников дохода. Полагают необходимым выяснение следующих обстоятельств: какого числа после истечения срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа судебный пристав направил запросы в органы ЗАГС для установления семейного положения должника, смены ФИО, установления факта смерти; в негосударственные пенсионные фонды; в Центр занятости населения для истребования сведений о получения должником пособия; в Пенсионный Фонд России для установления СНИЛС, места работы или получения пенсионных выплат; в налоговую инспекцию о регистрации должника в качестве предпринимателя или учредителя юридических лиц; в АО «Реестр» на наличие у должника акций, облигаций и других ценных бумаг; операторам сотовой связи и местной телефонной связи для установления номеров телефонов должника и наличия денежных средств; в Бюро кредитных историй для получения информации о задолженности должника; в ГИБДД о наличии у должника транспортных средств, водительского удостоверения, о привлечении должника к административной ответственности; в военкоматы с целью установления сведений, состоит ли должник на учете, по каким причинам снят с учета; в государственные и негосударственные страховые компании на предмет застрахованного движимого (недвижимого) имущества ответчика; в Росреестр на наличие у должника недвижимого имущества; в УФМС; в лицензионную разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего оружия; в Министерство юстиции на предмет наличия судимости; в ГИМС МЧС России на предмет наличия зарегистрированных маломерных судов; в ГОСТЕХНАДЗОР на предмет наличия самоходных машин и других видов техники. Кроме того, полагали необходимым установить, соблюдался ли указанными организациями срок предоставления ответа на запросы, предусмотренный частью 10 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если нет, привлекались ли судебным приставом-исполнителем указанные организации к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. Также обращают внимание суда на то, что представитель ООО «АФК» обращался с заявлением о направлении соответствующих запросов в контролирующие и регистрирующие органы и предоставлении сведений о дате направления каждого такого запроса и предоставленного ответа на него. Просят признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н., выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству <номер>-ИП, предусмотренных ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возложить обязанность совершить все необходимые исполнительные действия и принять все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, возложить на начальника Бобровского РОСП обязанность отменить постановление об окончании исполнительного производства <номер>-ИП от <дата> для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Представитель административного истца ООО «АФК», надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 125-126, 127-128), в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 14-16).

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Бобровского РОСП Заводская М.Н., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 25), в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла, в представленном отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении административного иска, полагала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, необоснованными, указала, что ею были предприняты все необходимые и достаточные меры по установлению имущества должника, что подтверждается материалами исполнительных производств, однако установить имущество, на которое в соответствии с законом возможно обратить взыскание, не представилось возможным, в связи с чем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства (л.д. 28-36).

Административный ответчик Бобровский РОСП УФССП России по Воронежской области, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 24), в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в письменном заявлении начальник отделения Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области - старший судебный пристав Лаврова Л.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме (л.д. 37).

Административный ответчик УФССП России по Воронежской области, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял (л.д. 26).

Заинтересованное лицо ФИО7, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, судебная корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 124).

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Бобровского районного суда Воронежской области в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела и представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения бездействием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания бездействия должностного лица незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Приступая к изложению мотивированной части решения, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в его определениях, в Российской Федерации признается высшая ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием.

В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В настоящем деле такая совокупность обязательных условий отсутствует.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов (статья 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве).

Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Из содержания части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.

Исходя из содержания статьи 68 Закона об исполнительном производстве, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Как установлено судом, 17.12.2020 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе Воронежской области - мировым судьей судебного участка № 3 в Бобровском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО7 в пользу ООО «АФК» задолженности по кредитному договору в размере 301 055,68 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 106,00 рублей, всего 304 161, 68 рублей (л.д. 44-45).

Указанный судебный приказ поступил в Бобровское РОСП 24.02.2021 (л.д. 84), 26.02.2021 на основании названного исполнительного документа и заявления взыскателя судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП (л.д. 90-92), которое постановлением от 06.04.2021 присоединено к сводному исполнительному производству <номер>-СД (л.д. 56, 93).

Из представленных в материалы дела исполнительных производств в отношении должника ФИО7 <номер>-ИП, <номер>-СД следует с очевидностью, что судебным приставом-исполнителем одновременно с возбуждением исполнительного производства были приняты меры к установлению имущественного положения должника – направлены соответствующие запросы в учреждения и организации: в банки, Пенсионный Фонд Российской Федерации, ГИБДД МВД России, Федеральную налоговую службу, операторам связи (л.д. 61-67).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н. от 25.10.2021 ограничен выезд из Российской Федерации ФИО11 сроком на шесть месяцев с момента вынесения постановления, то есть до 25.04.2022 (л.д. 96).

14.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. получено объяснение от должника ФИО7 и отобраны копии документов, согласно которым он зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, являющиемся единственным объектом недвижимости в его собственности, транспортных средств в собственности не имеет, в данный момент не работает, осуществляет уход за престарелой лежачей матерью супруги, средств для погашения задолженности по кредитам не имеет (л.д. 108, 109-112).

26.10.2021 судебным приставом-исполнителем Бобровского РОСП Заводской М.Н. в присутствии понятых составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому должник ФИО7 проживает по указанному в исполнительном документе адресу: <адрес>, имущество, на которое может быть обращено взыскание, не выявлено (л.д. 117).

Из полученных на запросы судебного пристава-исполнителя ответов усматривается, что ФИО7 (как и его супруга ФИО5) не имеют в собственности трактора, самоходных машин и иной техники (л.д. 113), должник не значится владельцем гражданского охотничьего оружия (л.д. 114), не состоит на учете в качестве безработного, пособие по безработице не получает (л.д. 115), снят с воинского учета за достижением предельного возраста (л.д. 116).

В связи с тем, что судебным приставом-исполнителем установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатным, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47, статьями 6,14 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство <номер>-ИП окончено постановлением судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП Заводской М.Н. от 26.10.2021, исполнительный документ возвращен взыскателю (л.д. 119-120).

Таким образом, принимая во внимание принятые судебным приставом-исполнителем меры по установлению имущественного положения должника, его имущества, суд полагает, что незаконного бездействия судебным приставом-исполнителем не допущено.

В соответствии с пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года № 682, почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляется только постановление о возбуждении исполнительного производства должнику. Направление иных документов с уведомлением о вручении отнесено к усмотрению уполномоченных должностных лиц службы судебных приставов, то есть не является обязательным.

Само по себе неуведомление взыскателя о совершенных действиях не может являться основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя и службы в целом.

Тот факт, что взыскателю неизвестно о совершенных судебным приставом действиях, не может являться основанием для признания действий (бездействия) незаконными, так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, который не был лишен права знакомиться с принятыми по результатам рассмотрения заявления документами, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

Фактическое недостижение судебным приставом-исполнителем положительного для взыскателя результата по исполнению исполнительного документа не свидетельствует о допущенном бездействии при наличии достаточных доказательств совершенных им в рамках возбужденного исполнительного производства действий, направленных на взыскание задолженности.

При таких обстоятельствах довод административного истца о непринятии судебным приставом-исполнителем необходимых для исполнения судебного акта мер отклоняется судом, так как опровергается материалами дела, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют действующему законодательству, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.

При этом из смысла Закона об исполнительном производстве следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя. Таким образом, доводы административного истца о наличии бездействия судебного пристава в случае отсутствия в материалах исполнительного производства информации о каком-либо действии, указанном в иске, являются необоснованными, поскольку принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Наличие либо отсутствие нарушения срока направления ответов на запросы судебного пристава-исполнителя компетентными организациями в рамках исполнительного производства и факт привлечения организаций к административной ответственности находится в юрисдикции судебного пристава-исполнителя, наличие либо отсутствие указанных обстоятельств не может быть квалифицировано, как обстоятельства, нарушающие права административного истца, в связи с чем данные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, судом во внимание не принимаются.

Кроме того, в силу части 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исходя из норм ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 26.10.2021 по исполнительному производству <номер>-ИП получено административным истцом 14.11.2021 (л.д. 11), 29.11.2021 на одиннадцатый рабочий день административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи, то есть с пропуском процессуального срока (л.д. 19, 19а).

Заявляя требования об обязании начальника Бобровского РОСП отменить постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства <номер>-ИП от 26.10.2021, административный истец фактически оспаривает указанное постановление, срок для обжалования которого истек, и суд отказывает в удовлетворении требований в этой части на основании положений части 8 статьи 219 КАС РФ.

Таким образом, доводы административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного искового заявления ООО «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н., Бобровскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводской М.Н. - отказать.

    Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             А.Ю. Сухинин

Мотивированное решение изготовлено 12 января 2022 года.

1версия для печати

2а-689/2021 ~ М-698/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Агенство Финансового Контроля"
Ответчики
Старший судебный пристав Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Лаврова Л.В.
Управление ФССП по Воронежской области
Судебный пристав-исполнитель Бобровского РОСП УФССП России по Воронежской области Заводская М.Н.
Другие
Смирнова Татьяна Евгеньевна
Воробьев Сергей Александрович
Суд
Бобровский районный суд Воронежской области
Судья
Сухинин Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
bobrovsky--vrn.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2021Предварительное судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее