Гражданское дело ДД.ММ.ГГГГ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Абан ДД.ММ.ГГГГ 2014 года
Судья Абанского районного суда Красноярского края Черенкова Е.В.,
при секретаре Я,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края от имени Российский Федерации обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО, в котором просит суд обязать ответчика устранить нарушения лесного законодательства - обязать осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов в соответствии с проектом освоения лесов: строительство дорог противопожарного назначения - <данные изъяты>, реконструкцию дорог противопожарного назначения -<данные изъяты> км, содержание дорог противопожарного назначения - <данные изъяты> км, устройство минерализованных полос - <данные изъяты> км, уход за минерализованными полосами -<данные изъяты> км, устройство мест отдыха-<данные изъяты> шт., устройство подъездов к источникам воды - <данные изъяты>., изготовить и установить противопожарные аншлаги -<данные изъяты>. Приостановить деятельность ООО по договору № № от ДД.ММ.ГГГГг. до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов (арендованного лесного участка).
Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО подписан договор № аренды лесного участка. В ДД.ММ.ГГГГ КГКУ <данные изъяты> провело проверку фактического выполнения противопожарного обустройства лесного участка, переданного ООО в аренду, расположенного: <адрес>. В результате проверки выявлен факт нарушения требований лесного законодательства, невыполнение противопожарных мероприятий, а именно ООО не выполнены указанные выше мероприятия по противопожарному обустройству лесов. Вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах могут в случае возникновения лесного пожара повлечь причинение имущественного ущерба государственному фонду, окружающей среде, а так же причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, извещенный надлежащим образом и месте и времени судебного заседания судебной повесткой, в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ООО , извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания судебной повесткой, полученной ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился по неизвестной причине.
Сведениями о том, что неявка ответчика ООО имела место по уважительной причине, суд не располагает, в связи с чем, применяя правила, установленные ст. 233 ГПК РФ, суд считает необходимым рассмотреть данное дело в заочном порядке.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно договора аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО лесные участки, площадью <данные изъяты> га, расположенные на территории КГКУ <данные изъяты> <адрес>, КГКУ <данные изъяты> <адрес>, кварталы №; <адрес>, квартал №; <адрес>, кварталы №, предназначенные для заготовки древесины, сроком до ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно проекту освоения лесов к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №, ООО ежегодно должно проводить противопожарное обустройство арендованного лесного участка. В соответствии с пп. «е» п.13 вышеуказанного Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на арендованном лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечить создание системы средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожароопасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
КГКУ <данные изъяты> провело проверку фактического выполнения противопожарного обустройства указанного лесного участка, при проведении проверки выявлен факт нарушения ООО лесного законодательства, а именно не выполнено строительство дорог противопожарного назначения - <данные изъяты> км, реконструкция дорог противопожарного назначения -<данные изъяты> км, не обеспечено содержание дорог противопожарного назначения - <данные изъяты> км, устройство минерализованных полос-<данные изъяты> км, уход за минерализованными полосами - <данные изъяты> км, устройство мест отдыха-<данные изъяты> шт., устройство подъездов к источникам воды- <данные изъяты>, не изготовлены и не установлены противопожарные аншлаги-<данные изъяты>.
В отношении ООО ДД.ММ.ГГГГ за нарушение лесного законодательства составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено заместителем руководителя службы по конторолю в сфере природопользования Красноярского края постановление об административном правонарушении в отношении ООО , согласно которого ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа, постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно пункта 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 53.1. Лесного Кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенныхдля охраны лесов от пожаров;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
проведение работ по гидромелиорации;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов иобеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора аренды лесных участков, ООО обязано соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Фактов, препятствующих соблюдению требований условий договора аренды лесного участка, не установлено.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Отсутствие укомплектованного противопожарного оборудования затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Суд считает, что бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение интересов неопределенного круг лиц, проживающих на территории государства. Кроме того, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается прежде всего выполнение требований природоохранного законодательства.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденным постановлением правительства Красноярского края от 31.07.2008 г. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет в том числе оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, лесных отношений.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.34 вышеуказанного Положения Министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, нарушение природоохранных требований при осуществлении аренды лесного участка ответчиком само по себе является основанием для приостановления указанной деятельности до полного устранения допущенных нарушений.
В материалах дела имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о допущенных ответчиком нарушениях требований лесного законодательства в части невыполнения противопожарных мероприятий, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Истцом в полной мере доказан факт осуществления ответчиком деятельности, осуществляемой с существенными нарушениями закона и создающей опасность причинения вреда в будущем.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленные исковые требования, ответчиком в материалы дела не представлено.
Часть 1 статьи 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Также в соответствии с п. 2 ст. 1065 ГК РФ суд может обязать предприятие или иной промышленный объект прекратить производственную деятельность, если она причиняет вред окружающей среде или угрожает причинить новый вред. При этом приостановка, ограничение или прекращение такой вредной деятельности должны быть обоснованы каким-либо нарушением.
Как следует из материалов дела, ООО " является юридическим лицом. Предметом деятельности общества, согласно сведений ЕГРЮЛ, кроме прочих, является <данные изъяты>.
Основанием для обращения истца с иском о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесных участков явилось невыполнение ответчиком на арендованном лесном участке противопожарного обустройства лесов. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении ООО постановлением о привлечении ответчика к административной ответственности за указанные нарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что осуществление ответчиком деятельности по использованию лесного участка, предоставленного в аренду для заготовки древесины, с нарушением правил пожарной безопасности в лесах несет в себе общественную опасность, продолжение деятельности в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц, указанная деятельность подлежит приостановлению до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: строительство дорог противопожарного назначения - <данные изъяты> км, реконструкцию дорог противопожарного назначения - <данные изъяты> км, содержание дорог противопожарного назначения-<данные изъяты> км, устройство минерализованных полос -<данные изъяты> км, уход за минерализованными полосами - <данные изъяты> км, устройство мест отдыха -<данные изъяты>., устройство подъездов к источникам воды - <данные изъяты>, изготовить и установить противопожарные аншлаги - <данные изъяты>.
Приостановить деятельность ООО по заготовке древесины по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ до выполнения вышеуказанных мероприятий по противопожарному обустройству лесов по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с проектом освоения лесов.
Взыскать с ООО государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Разъяснить ответчику право подать в суд, вынесший заочное решение в окончательной форме 04 февраля 2014 г., заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения. При этом необходимо указать в заявлении обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.В. Черенкова