Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-215/2010 от 26.03.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Г. Сызрань         15 апреля 2010 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Узбекова Г.М.

С участием правонарушителя - должностного лица - директора общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» Алексеевой Е.И.

Старшего инспектора - Государственного инспектора городского округа Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Андреева Д.В.

При секретаре Касаткиной С.Г.

Рассмотрев жалобу Алексеевой Е.И. на постановление № *** от 29 декабря 2009 года, вынесенное Государственным инспектором городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Андреевым Д.В., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № *** от 29 декабря 2009 года, вынесенным Государственным инспектором городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Андреевым Д.В. должностное лицо директор общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» Алексеева Е.И. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Из указанного постановления следует, что должностное лицо Алексеева Е.И. в 16 часов 00 минут 24 декабря 2009 года в зданиях и помещениях общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 22 «Образовательный центр», расположенных по адресу г.о. Сызрань, <адрес>; <адрес>; <адрес> нарушила требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) п.3, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4838, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, а именно: Здание по <адрес>: не выполнила требование п.12 НПБ 110-03: Автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; не выполнила требование п. 7.61, 7.62 СНиП 23-05-95: Отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации; не выполнила требование п.п.3,9 таблица 1 НПБ 110-03: отсутствуют дымовые пожарные извещатели в здании склада с выводом сигнала на приемное устройство школы; не выполнила требование п.7, таблица 2, таблица 1 (тип 2) НПБ 104-03: В здании склада дверь эвакуационного выхода не оборудована световым табло «Выход» с автономным источником электропитания; не выполнил требование таблицы 4 СНиП 21-01-97*: Междуэтажное и чердачное перекрытия не доведены до предела огнестойкости REI 45; п.39: Здание не оборудовано прямой телефонной связью с пожарной охраной. Здание по <адрес>: не выполнила требование п. 12 НПБ 110-03: Автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; п.39: Здание не оборудовано прямой телефонной связью с пожарной охраной; п.3 - не выполнила требование п.п. 7.61, 7.62 СНиП 23-05-95: Отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации; п.3 - не выполнила требование приложения 1, п.2 СНиП <дата>-89: Вокруг двухэтажного здания не выполнен круговой проезд с твердым покрытием; п.3 - не выполнила требование таблицы 4 СНиП 21-01-97*: Междуэтажное и чердачное перекрытия не доведены до предела огнестойкости REI 45; п.3 - не выполнила требование п. 8.11 СНиП 21-01-97*: По периметру крыши двухэтажного здания отсутствует металлическое ограждение высотой 0,6 м.; п.3 - не выполнила требование п.п.3,9 НПБ: 110-03: Складское здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом на приемное устройство основного здания; п.3 - не выполнила требование приложения 13, п.3 НПБ 88-2001*: Одноэтажное здание не дооборудовано воздушными пожарными извещателями (у выходов из спальных помещений правого и левого крыла); п.3 - не выполнила требование п.7, таблица 2, таблица 1 (тип 2) НПБ 104-03: Здания не дооборудованы световыми табло «Выход» с автономным источником электропитания (двухэтажное здание: центральный выход - выход из группового помещения первого этажа правое крыло; кухня: центральный выход; одноэтажное здание: выходы из спальных помещений правого и левого крыла. Здание по <адрес>: п.3 - не выполнила требование п. 12 НПБ 110-03: Автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; п.39 - Здание не оборудовано прямой телефонной связью с пожарной охраной; п.3 - не выполнила требование п.п. 7.61,7.62 СНиП 23-05-95: Отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации; п. 39 - Здание не оборудовано прямой телефонной связью с пожарной охраной; п.п.3,40 - не выполнила требование п. 6.20 * СНиП 21-01-97*: Не восстановлены, предусмотренные проектом, оконные приямки в подвальном этаже (или люк размером 0,6х 0,8м.); п.3 - не выполнила требование таблицы 4 СНиП 21-01-97*: Междуэтажное и чердачное перекрытия не доведены до предела огнестойкости REI 45; п. 3 - не выполнила требование п.8.11 СНиП 21-01-97*: По периметру крыши двухэтажного здания отсутствует металлическое ограждение высотой 0,6 м., чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Алексеева Е.И. обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с жалобой, поддержанной в судебном заседании, на указанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, указав при этом, что 29 декабря 2009 года вынесено постановление о назначении административного наказания № 2189 в виде штрафа в размере 2 000 рублей, которое было получено ею 11 января 2010 года. Согласно устава общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» осуществлять права собственника переданного в оперативное управление имущества и выделять средства на выполнение правил и норм пожарной безопасности отнесено к компетенции Администрации г.о. Сызрань, Самарской области. Она, как должностное лицо, сделала все возможное для того, чтобы требования органов Госпожнадзора выполнялись в полном объеме. Она неоднократно обращалась в Администрацию г.о. Сызрань с просьбой выделить средства. В 2009 году средства выделялись из муниципального бюджета на установку АПС и выведение её на узел связи «01», однако достаточных средств на устранение недостатков, указанных в предписании, собственником имущества не выделялось. Собственник не выполняет свои обязанности по содержанию муниципального имущества, фактически бездействуя. Решениями Сызранского городского суда от 05 марта 2009 года, 10 марта 2009 года, 12 марта 2009 года были прекращены административные дела в отношении школы. Она, как должностное лицо, выполняла свои обязанности в полном объеме, и не должна нести ответственность и отвечать за незаконное бездействие другого лица.

В судебном заседании Алексеева Е.И. также пояснила, что 24 декабря 2009 года была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности по предписанию, выданному Госпожнадзором в сентябре 2009 года. Срок для выполнения предписания был установлен до 15 февраля 2010 года. Все мероприятия, указанные в нем, относятся к мероприятиям капитального характера. На день проверки 23 декабря 2009 года она по месту работы отсутствовала и была приглашена в ОГПН на следующий день 24 декабря 2009 года, где ею были даны объяснения от имени юридического лица по поводу выявленных нарушений. При вынесении постановления 29 декабря 2009 года она не присутствовала. Копия протокола об административном правонарушении и копия постановления о назначении административного наказания были получены ею по почте 11 января 2010 года. В 2009 году состоялось четыре судебных заседания по делам о привлечении к административной ответственности юридического лица общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, за нарушения требований пожарной безопасности, за которые в настоящее время она привлечена к ответственности, как должностное лицо, в зданиях, расположенных по адресам г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>; г. Сызрань, <адрес>. Производство по всем указанным делам в отношении юридического лица было прекращено за отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Проверка, состоявшаяся 24 декабря 2009 года, была пятой за 2009 год. Что касается требований указанных в предписании, в настоящее время выделены денежные средства в сумме 500 000 рублей для выведения автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы во всех четырех зданиях. Почему в постановлении и в протоколе об административном правонарушении указано, что нарушения требований пожарной безопасности совершены в условиях особого противопожарного режима, пояснить не может. 11 декабря 2009 года в Западном управлении образования состоялось совещание, на котором она не присутствовала.

Государственный инспектор городского округа Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Андреев Д.В. пояснил, что 23 декабря 2009 года на территории, в зданииях и помещениях ОУ СОШ №22 «Образовательный центр», расположенных по адресам г. Сызрань, <адрес>, г. Сызрань, <адрес>, г. Сызрань, <адрес>, в условиях установленного противопожарного режима были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания, за что предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушение совершено Алексеевой Е.И. в условиях особого противопожарного режима, который был введен перед Новым годом. Постановление об объявлении указанного режима в деле имеется, но он не сделал на него ссылку в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания. 24 декабря 2009 года Алексеева Е.И. присутствовала при рассмотрении дела, давала объяснения. Протокол был составлен на юридическое лиц, однако, по распоряжению начальника был составлен за тем же номером на должностное лицо, поскольку до этого на юридическое лицо были составлены протоколы неоднократно. 25 декабря 209 года копия протокола была выслана Алексеевой по почте заказным письмом, о чем имеется соответствующая квитанция, в протоколе имелась отметка о том, что Алексеева Е.И. вызывается на 29 декабря 2009 года на 14 часов. Она не явилась, дело было рассмотрено без нее, копия постановления от 29 декабря 20009 года направлена Алексеевой Е.И. заказным письмом 31 декабря 2009 года, о чем также имеется соответствующая квитанция. Учитывая, что в течение 2009 года СОШ № *** проверялась не менее пяти раз, полагал бы возможным ограничиться в отношении Алексеевой Е.И. предупреждением.

Проверив материалы дела, заслушав мнение сторон, судья считает, что постановление № *** от 29 декабря 2009 года, вынесенное Государственным инспектором городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Андреевым Д.В., следует изменить по следующим основаниям.

Согласно п. 1.1 Устава общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр», учредителями Школы являются министерство образования и науки Самарской области и Администрация г. Сызрани.

В соответствии с п. 7.1 Устава, финансирование Школы осуществляется Учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников, обучающихся и образовательный процесс; Администрацией г. Сызрани по муниципальным программам, реализуемым Школой, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п.7.3.,7.4 Устава Администрация г. Сызрани в целях обеспечения образовательной деятельности Школы в соответствии с её Уставом закрепляет за Школой, на основе договора, объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие Учредителю. Земельные участки закрепляются за Школой в бессрочное, бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные Администрацией г. Сызрани за Школой, являются муниципальными и находятся в оперативном управлении Школы.

Согласно в 8.1 Устава, изложенному редакции Изменений и дополнений к Уставу, утвержденных 10 июля 2008 года, Администрация г.о. Сызрань Самарской области осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление муниципального имущества и контролирует его использование, осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых Школой; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт здания и сооружений, оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования длительного пользования, необходимого для обслуживания зданий Школы; выделяет средства на выполнение СанПиН, норм и правилпожарной безопасности капитального характера; содействует Школе в решении вопросов материально-технического обеспечения; вносит предложения в Министерство образования и науки Самарской области по формированию областных нормативов финансирования образовательных учреждений.

Согласно п. 8.2 Устава, изложенному редакции Изменений и дополнений к Уставу, утвержденных 10 июля 2008 года, к числу полномочий Министерства образования и науки Самарской области относится осуществление финансирования Школы по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся, воспитанников и образовательный процесс, в том числе текущий ремонт зданий и создание условий для выполнения СанПиН, норм и пожарной безопасности режимного характера, за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

В тоже время в соответствии с п. 1.6 Устава общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр», изложенному в редакции Изменений и дополнений к Уставу, утвержденных 30 октября 2007 года, Школа является юридическим лицом с момента регистрации, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета по учету средств соответствующего бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доходы деятельности, имеет право заключать от своего имени договоры (кроме договоров по распоряжению муниципальной собственностью), приобретать имущественные, личные неимущественные права, нести обязанности, являться истцом и ответчиком в судах.

Согласно п. 5.5 Устава, изложенному в редакции Изменений и дополнений к Уставу, утвержденных 30 октября 2007 года, непосредственное управление Школой осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, который назначается Западным управлением министерства образования и науки Самарской области по согласованию с Администрацией г.о. Сызрань. Полномочия директора закреплены в п. 5.7 Устава. В частности, директор пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Школы в пределах, установленных законодательством РФ и Уставом. Приказы и распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками и обучающимися Школы.

В соответствии с требованиями п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) п.3, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4838, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний и постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Кроме того, в соответствии со ст. 51 закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся, что также подтверждается уставом ОУ СОШ № 4. Согласно ст. 32 указанного Закона, общеобразовательное учреждение несет ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, привлечение для осуществления деятельности учреждения дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Алексеева Е. И. назначена директором общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр», с 22 ноября 1988 годаи является лицом, осуществляющим управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, переданным школе в оперативное управление.

Согласно сведениям, представленным Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань Самарской области, для устранения каждого из пунктов нарушений правил пожарной безопасности, выявленных при проверке зданий, помещений СОШ № 22 ориентировочно необходимо: по зданию, расположенному по адресу г. Сызрань, <адрес> - межэтажные и чердачные перекрытия довести до предела огнестойкости возможно при комплексном капитальном ремонте 10-20 млн. рублей; аварийное освещение на путях эвакуации - 150 000 рублей; установить прямую телефонную связь с «01» - есть вывод на ПНЦ и сотовая связь; установить дымовые пожарные извещатели в здании склада с выводом на ПНЦ и оборудовать световым табло «Выход» дверь эвакуационного выхода - 20 000 рублей; по зданию, расположенному по адресу г. Сызрань, <адрес> - межэтажные и чердачные перекрытия довести до предела огнестойкости - возможно при комплексном капитальном ремонте - 8 млн. рублей; восстановить оконные приямки - 80 000 рублей; оборудование аварийного освещения на путях эвакуации - 60 000 рублей; установить прямую телефонную связь с «01» - есть вывод на ПНЦ и сотовая связь; установка и испытание ограждения по периметру крыши - 80 000 рублей; по зданию, расположенному по адресу г. Сызрань, <адрес> - межэтажные и чердачные перекрытия довести до предела огнестойкости - возможно при комплексном капитальном ремонте - 8 млн. рублей; установка и испытание ограждения по периметру крыши - 80 000 рублей; вокруг здания выполнить круговой проезд с твердым покрытием - 20 000 рублей; оборудование аварийного освещения на путях эвакуации - 60 000 рублей; установить прямую телефонную связь с «01» - есть вывод на ПНЦ и сотовая связь; установить дымовые пожарные извещатели в складском помещении с выводов на ПНЦ - 20 000 рублей. Для более точных требуемых финансовых вложений необходимо обследование конструкций зданий специализированной организацией, разработка проекта и сметной документации на замену межэтажных и чердачных перекрытий. Согласно сообщению начальника отдела по работе с территориями ФИО4, стационарная телефонная связь в <адрес> отсутствует в связи с ликвидацией АТС ОАО * * *».

В судебном заседании установлено, что должностным лицом Алексеевой Е. И. допущены нарушения требований пожарной безопасности, которые относятся к нарушениям капитального характера, однако часть из выявленных нарушений требует незначительных материальных затрат, в частности <адрес> - установить дымовые пожарные извещатели в здании склада с выводом на ПНЦ и оборудовать световым табло «Выход» дверь эвакуационного выхода - 20 000 рублей; по <адрес> - вокруг здания выполнить круговой проезд с твердым покрытием - 20 000 рублей; установить дымовые пожарные извещатели в складском помещении с выводов на ПНЦ - 20 000 рублей.

Отсутствие достаточного финансирования расходов на принятие мер противопожарной безопасности не исключает вину должностного лица в несоблюдении правил пожарной безопасности. В соответствии с ФЗ РФ № *** от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, директор ОУ СОШ № 22 «Образовательный центр» Алексеева Е.И. обоснованно привлечена к административной ответственности и обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения. Несмотря на то, что руководство Школы неоднократно обращалось к учредителям, а именно в администрацию г.о. Сызрань, в Западное управление Министерства образования и науки Самарской области по вопросу выделения денежных средств для устранения нарушений по предписаниям органов государственного пожарного надзора, Алексеева Е.И. ненадлежащее исполняла свои служебные обязанности, не устранив нарушения требований пожарной безопасности, требующие незначительных материальных затрат.

При назначении наказания смягчающих и отягчающих обстоятельств установлено не было, штраф назначен в минимальном размере.

Вместе с тем, в постановлении № *** от 29 декабря 2009 года о назначении административного наказания, а также в протоколе об административном правонарушении от 24 декабря 2009 года № *** лишь перечислены нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и не раскрыта диспозиция ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно не указано, почему нарушения, допущенные Алексеевой Е.И., отнесены к нарушениям, совершенным в условиях особого противопожарного режима, кем и когда он был установлен, и в чем конкретно выразились при этом умышленные действия Алексеевой Е.И.

В связи с изложенным, действия Алексеевой Е.И. следует переквалифицировать со ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ на ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, поскольку она совершила нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, учитывая при назначении наказания, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности в основном являются нарушениями, требующими капитальных вложений, в пределах 10-20 млн. рублей, стационарная телефонная связь в <адрес> отсутствует в связи с ликвидацией АТС ОАО * * *», что также влияет на возможность устранения ряда нарушений требований пожарной безопасности.

     

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1, п.2 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № *** от 29 декабря 2009 года, вынесенное Государственным инспектором ОГПН городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Андреевым Д.В., в отношении должностного лица - директора Общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» Алексеевой Е.И. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, изменить.

Признать должностное лицо - директора Общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 22 «Образовательный центр» Алексееву Елену Ильиничну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного предупреждения.

Копию решения в срок до трех суток после его вынесения вручить (направить) Алексеевой Е.И., начальнику ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский ФИО5

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья:        Узбекова Г.М.

12-215/2010

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
Алексеева Е.И.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Узбекова Г.
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

Дело на сайте суда
syzransky--sam.sudrf.ru
26.03.2010Материалы переданы в производство судье
15.04.2010Судебное заседание
20.04.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2010Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее