Дело № 2-24/21
24RS0013-01-2019-004083-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Берчатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице филиала Красноярское лесничество Минобороны России к Антоновой Светлане Николаевне об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными результатов межевания и исключении из ГКН сведений о границах земельного участка, встречному иску Антоновой Светланы Николаевны к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице филиала Красноярское лесничество Минобороны России, Минобороны России о прекращении обременения прав, признании свободным от ограничений прав, исключении из ГКН сведений об ограничении прав,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице Красноярского лесничества Минобороны России обратилось в суд с исковым заявлением к Антоновой С.Н. об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с к.н. №, признании недействительными результатов межевания земельного участка с к.н. №, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № Требования мотивировало тем, что в 2015 году Антоновой С.Н. произведено уточнение границ принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № с межеванием, регистрацией и постановкой на кадастровый учет. Площадь земельного участка изменилась с 1000 квадратных метров до 1596 квадратных метров. Указанный земельный участок сформирован в пределах запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны. Запретная зона распространилась на часть принадлежащего Антоновой С.Н. земельного участка площадью 711 кв.м. Часть спорного участка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером № Арейского участкового лесничества Красноярского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России в квартале 4 выделе 19. Данные факты подтверждаются актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с к.н. № общей площадью 110460000 кв.м. передан для нужд обороны и безопасности. Ответчиком осуществлен самовольный захват части земельного участка № формированием в его границах земельного участка с к.н. № В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны», актом приема-передачи лесов от 1998 г. лесные участки, в том числе в части наложения их границ на границы спорного земельного участка, используются для нужд обороны и безопасности, переданы Министерству обороны РФ, закреплены за учреждением. Согласно п. 4 указанного постановления закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны. По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается. Согласно пп. 71 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. Подпунктом 1 пункта 7 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 г. № 280, предусмотрено, что к задачам Департамента относится реализация полномочий Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны, а также высвобождаемым движимым военным имуществом. В соответствии с п. 1 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобороны России и непосредственно подчиняется Департаменту. По смыслу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991№ 3020-1, а также согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок, в составе единого землепользования, относится к федеральной собственности в силу прямого указания, и является собственностью Российской Федерации. Указанные документы в силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подтверждают право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № В соответствии с Уставом Лесничества Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Пункт 20 Устава устанавливает, что во исполнение указанных целей Учреждение, в том числе, осуществляет государственное управление и контроль в сфере лесных отношений и лесного хозяйства в соответствии с полномочиями и компетенцией Министерства обороны. В соответствии с п. 21 Устава Учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль использования лесов на землях обороны и безопасности в целях обеспечения их рационального, многоцелевого, непрерывного и не истощительного использования, обеспечение рационального использования земель (в пределах своих полномочий), а также организацию эффективно действующей системы государственного контроля и надзора (осуществление систематического контроля и надзора, в том числе по поручениям Министерства обороны) за соответствием действующему законодательству порядка использования лесов, объектов животного мира, за исполнением обязательств пользователей указанных объектов, установленных соответствующими договорами. П. 1 ст. 3.1 является нормой Федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности. В силу ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации расположенные на землях обороны и безопасности леса относятся к лесному фонду. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству. Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза № 265.
В силу требований ст. 91 ЛК РФ, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза 12 декабря 2011 г. № 516, Приказа Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. № 54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменений. В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Как установлено п. 2 ст. 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади. В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесной участок соответствует участку лесного фонда. Таким образом, местоположение и границы земельного участка, принадлежащего ответчику, подтверждаются материалами лесоустройства Красноярского лесничества, в том числе планшетом от 2002 года №. Таким образом, земельный участок, принадлежащий ответчику, сформирован незаконно. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.07.2017 на земельный участок с кадастровым № зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.07.2017 за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером №. Спорный земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования. Отсутствуют доказательства того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка кому-либо, в частности, Антоновой С.Н., в собственность или во владение или пользование. В связи с тем, что спорный земельный участок, входящий в границы земельного участка с кадастровым номером №, выбыл из собственности Российской Федерации помимо её воли, без законных оснований, истец вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения.
Судом к участию в деле соответчиком привлечен Кобзев А.В. (л.д. 129об т.1).
Антоновой С.Н. предъявлен встречный иск к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России о прекращении обременения права, признании свободным от ограничений прав, исключении из ГКН сведений об ограничении прав. Требования мотивировала тем, что по договору купли продажи от 14.05.2003 приобрела земельный участок площадью 1000 кв.м. 21.08.2015 произвела уточнение границ указанного земельного участка, площадь земельного участка увеличилась до 1596 кв.м., ограничений, обременений на земельном участке не имелось. На основании постановления от 5.05.2014 №405 на принадлежащий ей земельный участок наложено ограничение прав, границы военного объекта внесены в ЕГРН 12.02.2016. Земельный участок истца расположен в застроенном жилыми домами СНТ. Поскольку уточнение границ Антоновой С.Н. произведено до внесения границ запретной зоны венного объекта в ЕГРН, в 1992 г. земельный участок предоставлялся прежнему собственнику площадью 1000 кв.м., требования истца незаконны.
Судом к участию в деле соответчиком по встречному иску привлечено Министерство обороны России (л.д. 136 т. 4).
В судебном заседании представитель истца Жукова Ю.Н. (по доверенности) исковые требования поддержала, против удовлетворения встречных исковых требований возражала. Представитель Антоновой С.Н. Наговицына Е.С. (по доверенности) встречные исковые требования поддержала, против удовлетворения исковых требований ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России возражала.
Представителем администрации <адрес> ФИО7 представлен в суд отзыв на исковое заявление, в котором полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку Антоновой С.Н. в 2015 году уточнены границы земельного участка с кадастровым номером №, площадь земельного участка изменена с 1000 кв.м. до 1560 кв.м. Представленные материалы лесоустройства Красноярского лесничества, лесоустроительные планшеты являются надлежащими доказательствами, подтверждающие принадлежность земельного участка к землям лесного фонда и нахождение его в границах лесничества. Наложение части земельного участка № на земельный участок с кадастровым номером № подтверждается Актом осмотра земельного участка от 05.08.2019. Антоновой С.Н. не предоставлены подтверждающие документы о надлежащем межевании земельного участка с кадастровым номером №, отсутствуют доказательства, что земельный участок площадью 1596 кв.м. образован в исторически сложившихся границах. Заявление от ответчика о перераспределении земельного участка в администрацию Емельяновского района не поступало, какие либо согласования администрацией района Антоновой С.Н. на осуществление действий по образованию земельного участка площадью 1596 кв.м. не выдавались.
Антонова С.Н., Кобзев А.В., Фанбер В.Н., представители администрации Емельяновского района Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, СНТ «Военный аграрий», Министерство обороны РФ, департамента военного имущества (имущественных отношений) Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом (л.д. 148-161 том 4).
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, полагает исковые требования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Антоновой С.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно положениям ст.ст. 301, 305 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; "Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинскиеформирования и органы, выполняющие задачи в области обороны" - главные командования, главные штабы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командования (штабы) военных округов, объединенные стратегические командования, командования (штабы) родов войск, центральные органы военного управления Министерства обороны Российской Федерации, другие постоянные (штатные) и временно создаваемые (нештатные) органы управления войсками (силами), командиры (начальники) воинских формирований и органов, органы управления войсками национальной гвардии Российской Федерации, командиры (начальники) соединений и воинских частей (учреждений) войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, а также спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формирований, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "зона охраняемого военного объекта" - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта; "охранная зона военного объекта" - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "внешний периметр военного объекта" - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба; "специальная зона" - территория вокруг военного объекта, в границах которой с целью обеспечения защиты сосредоточенных на военном объекте сведений, составляющих государственную тайну, запрещается или ограничивается ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов. Целями установления запретных зон являются: а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них. Целями установления специальных зон являются: а) обеспечение безопасности государства, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным техническим разведкам; б) обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации военных объектов.
Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
На основании ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.
Судом установлено, что земельный участок с к.н. № образован на основании постановления администрации Емельяновского района от 05.10.1992 № 633. Площадь земельного участка по правоустанавливающим документам с 1992 года до 2015 составляла 1000 кв.м., в результате проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с 2015 года площадь участка составляет 15196 кв.м. (л.д. 43-46, 165 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером № образован на основании государственного акта на право пользования землей A-I № от ДД.ММ.ГГГГ. Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства; сведения о закреплении границы земельного участка в системе координат отсутствуют (л.д.19-20 т.1).
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что земельный участок с к.н. № находится в собственности России, постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.
Антонова С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах запретной зоны военного объекта согласно ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79 т.4).
В соответствии с актом осмотра земельного участка с к.н. № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного начальником Красноярского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, данный участок частично расположен в пределах лесного фонда Министерства обороны России (л.д. 21 т.1).
Границы земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН не установлены.
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ № проведенной по делу ООО «Кадастровый центр» судебной землеустроительной экспертизы установлено, что земельный участок с к.н. № образован на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. С момента образования земельного участка до момента проведения экспертизы площадь земельного участка по правоустанавливающим документам с 1992 года до 20ДД.ММ.ГГГГ кв.м., в результате проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с 2015 года по настоящее время площадь участка составляет 15196 кв.м. Сведения о закреплении границы земельного участка в системе координат содержатся в следующих документах: выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ №; план участка земли, передаваемый в собственность садоводства, подписанный руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № образован на основании государственного акта на право пользования землей A-I № от ДД.ММ.ГГГГ. Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. С момента образования земельного участка площадь земельного участка изменялась (в 2007 году площадь составляла 110460000 кв.м. (11046 га), в 2017 по настоящее время № кв.м. (11044,8423 га), сведения о том, в результате чего произошло уменьшение площади на 1,1577 га, в материалах дела отсутствуют. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства. Сведения о закреплении границы земельного участка в системе координат отсутствуют. В связи с отсутствием сведений о закреплении границы земельного участка с кадастровым номером № координат определить наличие наложений с границами земельного участка с к.н. № не возможно.
Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации установлена на основании постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от 05.05.2014 №405, карты (план) объекта землеустройства от 17.12.2015, изготовленного ООО «Оборонкадастр». Сопоставление границ запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, границы которой установлены в ЕГРН, осуществлено со следующими границами земельного участка с к.н№ границами земельного участка согласно плану границ 2003 года; границами земельного участка в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН; фактическими границами земельного участка, полученными в результате инструментальной съемки.
При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером № и границ запретной зоны объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации по сведениям ЕГРН установлено следующее: границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации накладываются на границы земельного
с кадастровым номером № в соответствии со сведениями ЕГРН- площадь наложения составляет 711 кв.м.; границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с фактическими границами- площадь наложения составляет 843 кв.м.; границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № соответствии с планом границ 2003 года- площадь наложения составляет 228 кв.м.
В соответствии с Земельным кодексом РФ зона с особыми условиями использования территорий не является объектом недвижимости. Это территория, на которой устанавливаются ограничения использования земельный участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено иными законами.
При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером №:7 и границ запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации по сведениям ЕГРН установлено следующее: границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Мини- :бороны Российской Федерации накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии со сведениями ЕГРН- площадь наложения составляет 711 кв.м.; границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации накладываются на границы земельного кадастровым номером № в соответствии с фактическими границами- площадь наложения составляет 843 кв.м.; границы запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с планом границ 2003 года- площадь наложения составляет 228 кв.м.
Определить наличие наложений земельного участка с кадастровым номером № с границами земельного участка с кадастровым номером № исходя из натурного обследования границ земельных участков, сведений Единого государственного реестра недвижимости и представленных материалов дела № не представляется возможным.
При исключении из границ земельного участка с кадастровым номером № наложений границ запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, границы которой внесены в ЕГРН, площадь земельного участка составит: согласно плану границ 2003 года - 772 кв.м.; в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН - 885 кв.м.; в соответствии с фактическими границами земельного участка, полученными в результате проведения инструментальной съемки - 872 кв.м.
Земельный участок № (кадастровый № № предоставлен для ведения садоводства в СТ «Военный аграрий».
Использование земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с его разрешенным использованием при исключении наложения границ запретной зоны военного объекта не противоречит требованиям градостроительного регламента, действующего не территории муниципального образования Шуваевский сельский совет. Исключение наложений границ запретной зоны военного объекта из границ земельного с кадастровым номером № приведет к невозможности использования объекта капитального строительства.
При исключении из границ земельного участка с кадастровым номером № границ запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество МО РФ площадь земельного участка составит: согласно плану границ 2003 года - 772 кв.м.; в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН - 885 кв.м.; в соответствии с фактическими границами земельного участка, полученными в результате проведения инструментальной съемки, - 872 кв.м.
При нанесении границ объекта капитального строительства (строения), полученных в результате геодезической съемки и камеральной обработки данных, установлено, что строение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № Из графического изображения местоположения строения (схема 7), можно сделать вывод, что объект находится в границах земельного участка №, как по состоянию на 2003 год, так и на момент проведения экспертизы.
При межевании земельного участка с кадастровым номером №7 площадью 1000 кв.м. отсутствует реестровая ошибка, так как сведения о проведении межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют.
При сопоставлении фактических границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером №, полученных в результате проведения инструментальной съемки в рамках экспертного осмотра, с описанием местоположения границ земельного участка на местности, содержащегося в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, установлено их несоответствие.
Описание границ земельного участка в представленном межевом плане содержит не достоверную информацию о местоположении поворотных точек границ земельного участка с северной и западной стороны.
Исправление реестровой ошибки возможно осуществить путем приведения границ земельного участка с кадастровым номером № соответствие с фактическими границами. Исправление реестровой ошибки подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой сшибки, либо проведения кадастровых работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка в установленном законом порядке.
В результате сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером № в том числе координат характерных точек границ и площади земельного участка по сведениям ЕГРН, которые внесены на основании данных межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, фактических границ и границ в соответствии с планом 2013 года установлено их несоответствие.
Несоответствия выражены в следующем: с северной и западной стороны - границы по сведениям ЕГРН внесены не по фактическому расположению забора; с южной и восточной стороны - изменились границы в процессе хозяйственной деятельности, так как земельный участок является крайним на улице.
Заключением роведенной по делу ООО «Кадастровый центр» дополнительной судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером № и границ земельного участка с кадастровым номером №, границы которого определены в соответствии с лесоустроительным планшетом, границы земельного участка с кадастровым № накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с фактическими границами. Площадь наложения составляет 479 кв.м.; границы земельного участка с кадастровым номером № накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, район д. Таскино, с/т «Военный аграрий», уч.№ в соответствии со сведениями ЕГРН-площадь наложения составляет 367 кв.м.; границы земельного участка с кадастровым номером № не пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с планом границ 2003 года.
Оценивая представленные по делу доказательства, учитывая заключение проведенной по делу судебной землеустроительной и дополнительной судебной землеустроительной экспертиз, установивших, что земельный участок площадью 1000 кв.м. предоставлялся в СТ «Военный аграрий» администрацией <адрес>, увеличение при межевании в 2015г. границ принадлежавшего Антоновой С.Н. земельного участка с кадастровым номером №7 с площади 1000 кв.м. до 1596 кв.м. произведено незаконно, за счет земель федеральной собственности, при межевании допущена реестровая ошибка, подлежащая исправлению, границы земельного участка с кадастровым номером № не пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с планом границ 2003 года, суд полагает возможным признать недействительными результаты межевания земельного участка с к.н. №; исключить из ГКН сведения о границах земельного участка с к.н. №; истребовать из чужого незаконного владения Антоновой С.Н. часть земельного участка в каталоге координат: точка 1 координата Х 663437.05 координата У 103314.68, точка 2 координата Х 663443.46 координата У 103368.12, точка 3 координата Х 663429.73 координата У 103366.91, точка 4 координата Х 663432.67 координата У 103314.16. В удовлетворении встречных исковых требований Антоновой С.Н. к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице филиала Красноярское лесничество Минобороны России, Минобороны России о прекращении обременения прав, признании свободным от ограничений прав, исключении из ГКН сведений об ограничении прав отказать.
Учитывая, что земельный участок в границах СТ «Военный аграрий» в установленном законом порядке предоставлен администрацией <адрес> Растегаеву А.М., у которого впоследствии приобретен Антоновой С.Н., исключительно площадью 1000 кв.м., прежним собственником самовольно захвачена часть земельного участка, находящегося в федеральной собственности, установлено ограждение, увеличение площади спорного земельного участка ответчиком до 1596 кв.м. за счет земель федеральной собственности не соответствует требованиям действующего законодательства. По указанным основаниям суд относится критически к доводам представителя Антоновой С.Н. о том, что участок имеет ограждение с 2003 года.
Суд относится критически к доводам представителя Антоновой С.Н. о том, что оплата Антоновой С.Н. земельного налога является основанием для удовлетворения встречных исковых требований, поскольку земельный участок ответчика площадью 1596 кв.м. сформирован незаконно.
Положения Закона № 280-ФЗ от 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не являются основанием к удовлетворению требований Антоновой С.Н., поскольку земельный участок с к.н. № площадью 1000 кв.м. образован и предоставлен администрацией Емельяновского района гражданину в собственность не на землях лесного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице филиала Красноярское лесничество Минобороны России к Антоновой Светлане Николаевне об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными результатов межевания и исключении из ГКН сведений о границах земельного участка удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с к.н. №7.
Исключить из ГКН сведения о границах земельного участка с к.н. №.
Истребовать из чужого незаконного владения Антоновой Светланы Николаевны часть земельного участка в каталоге координат: точка 1 координата Х 663437.05 координата У 103314.68, точка 2 координата Х 663443.46 координата У 103368.12, точка 3 координата Х 663429.73 координата У 103366.91, точка 4 координата Х 663432.67 координата У 103314.16.
В удовлетворении встречных исковых требований Антоновой Светланы Николаевны к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в лице филиала Красноярское лесничество Минобороны России, Минобороны России о прекращении обременения прав, признании свободным от ограничений прав, исключении из ГКН сведений об ограничении прав отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий В.В. Демидова
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2021