РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» мая 2016г. Дербентский районный суд РД
в составе:
председательствующего судьи Исмаиловой Э.А.
при секретаре Дибировой Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Дербенте гражданское дело по иску Раджабова Г. М. к администрации МР «Дер-бентский район» и Министерству труда и социального развития РД о признании постановления МР «Дербентский район» от 18 августа 2014 года № 09 незаконным, о признании его состоящим на учете с 25.10.1995 года, об обязании Министерства труда и социального развития РД включить его в сводный список на получение жилищного сертификата с учетом дополни-тельной жилой площади и выдать Государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Раджабов Г.М. обратился в суд с иском к администрации МР «Дербент-ский район» и Министерству труда и социального развития РД о признании постановления МР «Дербентский район» от 18 августа 2014 года за №09 о постановке его на учет для получения жилищного сертификата незаконным, о признании его состоящим на учете как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 25.10.1995г., обязании Министерства труда и социального развития РД включить его в сводный список граждан, изъя-вивших желание получить жилищный сертификат в 2015г. с учетом дополнительной жилой площади и произвести оформление жилищного сертификата на него, мотивируя тем, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году и инвалидом 2-ой группы с 19 октября 2000 года бессрочно.
В 1995году он обратился в администрацию Дербентского района с заявле-нием о постановке его на учет на получение жилья, как участника ликви-дации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что предусмотрено ФЗ РФ от 15.05.1991г. №1244-1(ред.от 30.11.2011 года) «О социальной защите граждан подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (с изм. и доп., вступающие в силу с 01.02.2012г.) и в порядке, установленном Правительством РФ п.2 в ред.ФЗ от 04.06.2011г. № 130-ФЗ.
В 1998 году администрацией Дербентского района утвержден список очередности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площади, где дата постановки его на учет значится 25.10.1995 года.
02.02.2009г. администрация Дербентского района обновили списки очеред-ности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отобрав у него заявление с указанием, что он состоит в очереди с 23 апреля 2001г., тогда как фактически он состоит на учете с 25.10.1995года.
Из ответа от 06 апреля 2015г. зам.Министра труда РД Багомедова З.А. видно, что в его учетном деле, представленном администрацией МО «Дербентский район» имелось постановление администрации муниципаль-ного района «Дербентский район» от 25 июля 2013 года №516 «Об утвер-ждении очередности состоящих на учете граждан, участников ликвидации аварии на ЧАЭС, для получения жилищного сертификата» с указанием о принятии его на учет с 25 ноября 1995года, однако в деле отсутствует копии (выписки из) первичного решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При повторном представлении администрацией муниципального образо-вания учетного дела в соответствии с имеющимся в нем постановлением администрации муниципального образования «Дербентский район» от 18 августа 2014 года №09 « О постановке на учет для получения жилищного сертификата» он значится принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с этого времени, тогда как независимо от времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрация Дербентского района, формирующая списки, должна была включить его в списки участника подпрограммы при первичном его обращении и постановке на жилищный учет, т.е. с 25.10.1995 года.
Он и члены его семьи в составе 6-ти человек на территории <адрес> не имеют земельный участок под строительство жилья, ни собственного жилья.
Согласно действующего законодательства норма жилой площади определяется для семьи из 3 и более человек-18кв.м на каждого члена семьи.
На основании пункта 3 статьи 14 закона « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он как инвалид 2-ой группы, имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты размером 15 кв.м. Общая жилая площадь на его семью составляет 18х6+15 =123кв.м.
В связи с изложенным просит признать постановление МР «Дербентский район» от 18 августа 2014 года № 09 о постановке его на учет для получения жилищного сертификата незаконным, признать его состоящим на учете как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 25.10.1995 года, обязать Министерство труда и социального развития РД включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2015году в соответствии с нормативом обеспечения общей жилой площадью 18кв.м. с учетом состава семьи из 6-ти человек и с учетом дополнительной площади 15кв.м., всего 123кв.м. по целевой федеральной программе «Жилье», произвести в 2015 году оформление жилищного сертификата с указанием размера социальной выплаты.
В судебном заседании Раджабов Г.М. исковые требования поддержал и пояснил, что в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он является участником Федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Для получения жилищного сертификата он ежегодно через районную администрацию представлял пакет (согласно перечня) необходимых доку-ментов в Минтруд РД.
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, стоящие на учете в Дербентском районе, как до него, так и после него получили жилье или жи-лищные сертификаты, тогда как он состоит на учете с 25.10.1995года и по настоящее время, и в течение этого времени лишен возможности по вине от-ветчиков получить жилищный сертификат.
Причину этого ему никто не разъяснял.
Только в апреле 2015года, получив на его многочисленные обращения по этому поводу из Министерства труда и социального развития РД ответ зам.министра Багомедова З.А. ему стало известно, что по итогам проверки его учетного дела установлено, что в деле имелось постановление админис-трации муниципального района «Дербентский район» от 25 июля 2013 года №516 «Об утверждении очередности состоящих на учете граждан, участ-ников ликвидации аварии на ЧАЭС, для получения жилищного сертификата» с указанием о принятии его на учет с 25 ноября 1995 года.
Однако при повторном представлении администрацией муниципального образования его учетного дела в соответствии с имеющимся в нем постанов-лением администрации муниципального образования «Дербентский район» от 18 августа 2014 года №09 « О постановке на учет для получения жилищ-ного сертификата» он принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с этого времени.
Это обстоятельство не соответствует действительности.
В 1998 году администрацией Дербентского района утвержден список очередности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площади, с указа-нием даты постановки его на учет в соответствии с поданным им заявле-нием 25.10.1995года. Все эти годы по этому списку очередникам предостав-лялись Государственные жилищные сертификаты.
Все эти годы администрация МР «Дербентский район» включала его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, несмотря на это, Министерство труда и социального развития РД в 2013году, без объяснения причин, не включила его в сводный список по РД для получения жилищного сертификата.
Представитель администрации МР «Дербентский район» по доверенности Исмиханова Е.М. иск признала и пояснила, что действительно Раджабов Г.М.- участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалид 2-ой группы, в ноябре 1995года обратился в администрацию <адрес> и в администрацию МО «Дербентский район» для постановки его на учет для получения жилья.
Формированием списков нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в то время занималась не администрация района, а Управление социальной защиты населения.
В 1998году главой администрации района был утвержден список очередности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площадью, с указанием о постановке Раджабова Г.М. на учет с 25 октября 1995года. Однако в то время соответствующее постановление о постановке Раджабова Г.М. и других чернобыльцев на учет администрацией МО «Дербентский район» принято не было. Министерство труда и социального развития РД представление такого постановления также не требовало.
Где-то в 2010-2011г.г. личные дела этих лиц, в том числе и Раджабова Г.М., Министерством труда и социального развития РД были возвращены в связи с отсутствием в них первичных постановлений администрации о пос-тановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим 25 июля 2013года администрацией района было принято соот-ветствующее постановление, согласно которому Раджабов Г.М., как изъя-вивший желание получить Государственный жилищный сертификат, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с данными утвержденного в 1998году списка с 25 ноября 1995года.
Однако личное дело Раджабова Г.М. Министерством вновь было возвра-щено, сославшись на отсутствие постановления администрации, принятого по этому вопросу.
В связи с этим 18 августа 2014года администрация района была вынуж-дена принять соответствующее постановление за №09 о принятии Раджабова Г.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с этой даты.
Между тем, Министерство труда и социального развития РД в 2000-х годах выделяло деньги на улучшении жилищных условий в соответствии с утвержденным в 1998году списком очередности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площадью, в соответствии с которым Раджабов Г.М. поставлен на учет 25 октября 1995года.
Подлинник этого списка в свое время был представлен в Министерство труда и социального развития РД, где он и должен находиться в настоящее время.
Администрацией муниципального образования ежегодно, в том числе и в 2011 - 2014г. личное дело Раджабова Г.М. предоставлялось в Минтруд РД для получения жилищного сертификата.
Администрацией МР «Дербентскийрайон» Раджабов Г.М. также включен в список для получения жилищного сертификата на 2015год.
Представитель Министерство труда и социального развития РД, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание повторно не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катас-трофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, являющимся инвалидами вслед-ствие Чернобыльской катастрофы гарантируется (п.2) обеспечение нуждаю-щихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государст-венных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установ-ленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг." установлено, что право на участие в подпрог-рамме имеют граждане, подвергшихся радиационному воздействию вслед-ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лица путем обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удосто-веряемых сертификатами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" с 2011 - 2015 гг." обязательство государства по предоставлению жилых помещений по дого-ворам социального найма, а также по выдаче государственного жилищного сертификата осуществляется только в отношении тех граждан, которые были приняты на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, то есть до вступле-ния в силу Жилищного кодекса РФ. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на общих основаниях.
Раджабов Г.М. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. В связи с полученным при этом заболе-ванием, как это следует из справки медико-социальной экспертизы за №492206, 19 октября 2000года он признан инвалидом 2-ой группы бес-срочно.
Семья Раджабова Г.М. в составе 6-ти человек жилой площадью не обеспе-чена, что подтверждается справкой администрации пос.Белиджи от 28.06. 2015года №261, уведомлениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД.
Поскольку Раджабов Г.М. жильем не обеспечен, он как участник ликвидации последствий на ЧАЭС и нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение жилищного сертификата.
Судом установлено, что в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий Раджабов Г.М. с заявлением о принятии его на учет обращался в органы местного самоуправления.
В последующем истец неоднократно обращался в орган местного самоуп-равления с заявлением о выдаче жилищного сертификата с приложением необходимых документов.
Однако, как это установлено судом, администрацией МР «Дербентский район» соответствующее постановление о принятии и постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, а затем и на получение жилищного сертификата, вплоть до 2013года, не принималось.
Это обстоятельство подтверждается исследованным в ходе судебного заседания письмом заместителя Министра труда и социального развития РД Багомедова З.А. от 6 апреля 2015г. из которого усматривается, что личное дело Раджабова Г.М. предоставлялось в Минтруд РД для получения жилищного сертификата. Однако отказ имел место по тем основаниям, что в его личном деле отсутствует постановление администрации о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из этого же письма следует, что постановлением администрации МО «Дербентский район» от 25 июля 2013года за №516 он значится принятым принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации аварии на ЧАЭС с 25 ноября 1995года. Однако в связи с отсутствием в материалах его личного дела первичного постановления от 25 ноября 1995года оно было возвращено. В последующем администрацией муниципального образования МР «Дербентский район» принято постановле-ние от 18 августа 2014 года №09 о постановке его на учет с этого времени.
В подтверждение своих доводов о постановке его администрацией МР «Дербентский район» на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 25.10.1995года истцом представлена ксерокопия утвержденного главой администрации Дербентского района в 1988году «Списка очередности инвалидов-ликвидаторов последствии аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площадью».
Но поскольку подлинник данного списка отсутствует, удостовериться в достоверности ксерокопии данного списка не представляется возможным, а поэтому доводы истца в этой части суд считает не состоятельными.
Кроме того, дополнительная площадь в размере 15 кв.м может быть предоставлена только при предоставлении справки о наличии заболевания, указанного в постановлении Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Данных о наличии у него заболевания, дающего право на дополнительную площадь, истцом также не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Раджабова Г. М. к админист-рации МР «Дербентский район» и Министерству труда и социального развития РД о признании постановления МР «Дербентский район» от 18 августа 2014 года № 09 незаконным, о признании его состоящим на учете с 25.10.1995 года, об обязании Министерства труда и социального развития РД включить его в сводный список на получение жилищного сертификата с учетом дополнительной жилой площади и обязать выдать Государственный жилищный сертификат отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД.
Пред-щий:
решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате