Дело № 2-2193/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова С.А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области», Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Смирнов С.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» (далее по тексту - ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области»), Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 740 000 рублей 00 копеек. В обоснование иска Смирнов С.А. указал, что в результате отсутствия обеспечения ответчиком надлежащих условий содержания (переполненность камер, отсутствие ремонта в камерах, антисанитарные условия в камерах, приготовление некачественной пищи, отсутствие горячей воды и плохая работа системы отопления, грубость сотрудников СИЗО-1 при общении с заключенными, игнорирование обращений о переосвидетельствовании с целью подтверждения инвалидности) в период нахождения его в следственном изоляторе в <данные изъяты> годах ему были причинены нравственные и физические страдания.
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 67 Федеральной службы исполнения наказаний России».
Истец Смирнов С.А., пребывающий в местах лишения свободы, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайств о рассмотрении дела с участием представителя истцом не заявлялось.
Представитель ответчика ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела ответчик извещен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 67 Федеральной службы исполнения наказаний» Изотова М.В. возражала против удовлетворения исковых требований и по существу иска пояснила, что истец не обращался по вопросам переосвидетельствования с целью установления инвалидности.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Попкова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 24-27), указав на отсутствие оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, поскольку в действиях ответчиков отсутствует вина в причинении вреда истцу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.
По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); заключённым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров (статья 23); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан; администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).
В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 года № 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).
По делу установлено, что Смирнов С.А. содержался в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № (л.д. 17).
Согласно представленной ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» справке для искусственного освещения камерных помещений № установлено по два светильника ЛПО2-40 с 2 лампами дневного света ЛД-36, в ночное время включается освещение с лампой накаливания Б-36-40, а также две розетки для подключения электроприборов. В данных камерах установлена камерная мебель: стол (800х810мм, высотой 870 мм) со скамейкой (800х230мм, высотой 530 мм) для приема пищи, навесной шкаф для хранения посуды (700х300мм, высотой 700 мм), вешалка для верхней одежды (243х204мм, высотой 213 мм), настенное зеркало, подставка под бак с питьевой водой (500х500мм, высотой 700 мм), полка под туалетные принадлежности (300х300мм). В камере имеется радио, урна для мусора и тазик для гигиенических целей и стирки одежды. Камерные помещения обеспечиваются централизованным отоплением. Температурный режим в камерах в соответствии со СНИП составляет не менее 18 градусов по Цельсию. В камерных помещениях имеется естественная вентиляция, которая осуществляется через оконный проем размером 1,10м*0,9м и искусственная вентиляция, которая осуществляется через вентиляционное отверстие диаметром 200 мм, находящееся в верхней части камеры с принудительным потоком уличного воздуха с помощью технического оборудования, а также в каждой камере имеется система сантехники, состоящей из умывальника и крана с централизованным подводом холодной (питьевой) воды и горячей воды. Унитаз отделен перегородкой, которая полностью отсекает санузел от жилой секции и имеет режим приватности. В жилой секции пол выполнен деревянной доской. Выдача постельного белья производится еженедельно. Осужденные ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием согласно меню-раскладки (л.д. 19).
Из представленной филиалом «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России справки усматривается, что медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области», оказывается согласно требований, установленных Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом Минюста и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», а также приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». При приеме корпусного отделения присутствует фельдшер корпусного отделения или при его отсутствии врач, который производит осмотр подследственных, опрос, выявляет больных, которых после завершения приема корпусного отделения вызывает на детальный опрос жалоб, осмотр. ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» ежегодно заключает договоры с ООО «Центр дезинфекции»; камеры учреждения подвергаются плановой дератизации и дезинсекции 1 раз в неделю. Плановая дезинсекция проводится систематически, о чем свидетельствуют записи в Журнале учета работы дезинсекционной камеры (в банно-прачечном комплексе учреждения СИЗО-1). Внеплановая прожарка и обработка камер осуществляются при поступлении заявок от спецконтингента, и при их наличии регистрируются в соответствующих журналах. При выявлении случаев заболевания чесоткой больных и контактных лиц помещают в карантинную камеру. После проведения необходимого лечения больных и наблюдения контактных в течение 10 дней матрац, постельное и нательное белье обрабатываются в дезинфекционной камере, о чем свидетельствуют записи, сделанные в соответствующем журнале (л.д. 20).
Из представленных ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» справок следует, что в камере № площадью 14,4 кв.м, оснащенной 9 спальными местами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось 9 человек; в камере № площадью 48,4 кв.м, оснащенной 18 спальными местами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось от 17 до 27 человек; в камере № площадью 52,8 кв.м, оснащенной 20 спальными местами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось от 28 до 30 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – от 21 до 26 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – от 13 до 20 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – от 20 до 25 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – от 13 до 20 человек; в камере № площадью 47,8 кв.м, оснащенной 18 спальными местами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержалось от 18 до 24 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – от 16 до 18 человек (л.д. 18, 19).
Таким образом, в период пребывания истца в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» имело место содержание в нем осужденных, численность которых превышала количество имеющихся в камерах спальных мест. Тем самым, санитарная площадь камер, в которых содержался Смирнов С.А., была меньше установленной законом нормы в 4 кв.м.
Соответственно, пребывая в указанных камерах, истец фактически не был обеспечен отдельным спальным местом, поскольку заключенные, включая Смирнова С.А., были вынуждены делить спальные места и отдыхать по очереди.
Ответчиками отмеченные обстоятельства не опровергнуты. К тому же бремя доказывания обстоятельств надлежащего содержания заключенного в учреждении системы исполнения наказаний лежит на ответчике, поскольку истец является наименее защищенной стороной спора.
Наличие объективных причин, обусловивших перелимит количества лиц, содержащихся в камерах, на которые ссылается ответчик, не относится к числу обстоятельств, препятствующих удовлетворению предъявленного иска.
При таком положении, суд находит доказанным факт содержания истца в переполненной камере в условиях, не приемлемых с позиции ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Данные обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство неполноценности, которое заставляет его ощущать себя униженным и оскорбленным. При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что ответчиками не представлено доказательств того, что указанные ограничения прав Смирнова С.А. были основаны на измеримых интересах безопасности.
Доводы истца об отсутствии ремонта в камерах, антисанитарных условиях в камерах, приготовлении некачественной пищи, отсутствии горячей воды и плохой работе системы отопления, грубости сотрудников СИЗО-1 при общении с заключенными, а также игнорировании обращений о переосвидетельствовании с целью подтверждения инвалидности и иные доводы, приведенные в иске, в ходе судебного заседания своего подтверждения не нашли.
Из материалов дела усматривается, что в период нахождения Смирнова С.А. в ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» жалоб от истца на условия его содержания, а также на игнорирование его обращений о переосвидетельствовании с целью подтверждения инвалидности, не поступало.
С учетом доказанности факта нарушения личных неимущественных прав Смирнова С.А., а также вины Российской Федерации в нарушении этих прав, принимая во внимание то обстоятельство, что ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» финансируется из федерального бюджета по линии ФСИН России через его территориальный орган УФСИН России по Смоленской области (ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ), исходя из прецедентной практики Европейского Суда по аналогичным спорам (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»), суд применительно к правилам ст.ст. 151, 1069 и 1071 ГК РФ считает возможным взыскать в пользу истца с Министерства финансов РФ денежную компенсацию причиненного ему морального вреда, определив его размер, исходя из требований разумности и справедливости, а также длительности содержания Смирнова С.А. в указанных выше условиях.
По правилам ст.ст. 151, 1101 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Доводы ответчиков о пропуске Смирновым С.А. установленного законом срока обращения в суд несостоятельны, поскольку заявленное истцом требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения принадлежащих ему личных неимущественных прав и нематериальных благ, в связи с чем, на это требование в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется.
С учетом установленных обстоятельств суд полагает справедливым и обоснованным взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца 4 000 рублей 00 копеек в счет компенсации морального вреда.
С учетом вышеизложенного, в остальной части иск Смирнова С.А. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Смирнова С.А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области», Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Смирнова С.А. 4 000 рублей 00 копеек в счет денежной компенсации морального вреда, причиненного условиями содержания в местах лишения свободы.
В удовлетворении остальной части иска Смирнова С.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова