Дело № 2а - 7587/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«27» сентября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием представителя прокуратуры г. Благовещенска Духовного А.С., представителя административного ответчика МО МВД России «Благовещенский» Землянской К.Н., представителя административного ответчика УМВД России по Амурской области и представителя заинтересованного лица МВД России Омельяненко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МО МВД России «Благовещенский», УМВД России по Амурской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Благовещенска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки МО МВД России «Благовещенский» по вопросам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45 (далее - ИВСМО МВД России «Благовещенский»), выявлены нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Установлено, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не в полной мере соответствуют требованиям федерального законодательства. Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (далее - Правила внутреннего распорядка). В нарушение п. 50 Правил внутреннего распорядка в ИВС отсутствует дезинфекционная камера, дезинфекции (дезинсекции) одежды вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному аресту, не проводится. В нарушение п. 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС бачками для питьевой воды не оборудованы. В нарушение п. 45 указанных Правил естественное освещение в камерах ИВС не соответствует гигиеническим требованиям, а именно во всех камерах ИВС естественное освещение недостаточное, размеры оконных проемов и их площади не соответствуют площади камеры, на окнах отсутствуют форточки доступные для открывания, металлические решетки установлены с внутренней стороны окон. В нарушение Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская помощь в ИВС оказывается в отсутствие лицензии, что влечет нарушение прав граждан на оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства.В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В нарушение указанных требований, ни одна из камер ИВС не оборудована средствами радиовещания. Согласно п. 12 Правил внутреннего распорядка обращения с заключенными, санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. В соответствии со п. 47.3 Правила внутреннего распорядка и п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. В нарушение указанных требований камеры ИВС оборудованы санузлами, в которых необходимые требования приватности не соблюдаются. Кроме того, в нарушение п. 16.2 СП № 12-95 МВД РФ и п.п. 65, 68, 139, 142 Правила внутреннего распорядка ИВС, в ИВС отсутствует комната обыска и кабины-боксы при ней, санитарный пропускник с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, изоляторы (камеры для вновь прибывших административно арестованных), карцер, помещение для приема передач. В одном помещении площадью менее 8 квадратных метров используется в качестве кладовой для хранения вещей задержанных и административно арестованных, кладовой предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, кладовой для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, кладовой для хранения грязного белья и постельных принадлежностей, а также в указанном помещении хранится библиотечный фонд ИВС, что не отвечает требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Должностными лицами ИВС не принято должных мер по поддержанию режима, к содержащихся в нем лицам не применяются меры взыскания в виде выдворения в карцер за невыполнение подозреваемыми, обвиняемыми установленных им обязанностей. В соответствии с п. 4 приложения № 1 Правил внутреннего распорядка ИВС, подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в том числе за притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых, нападение на сотрудников ИВС или других лиц. Таким образом, бездействие администрации ИВС при необходимости применить меры взыскания в виде водворения в карцер за невыполнение подозреваемыми и обвиняемыми установленных им обязанностей нарушает права и законные интересы лиц, находящихся в ИВС МО МВД России «Благовещенский» на содержание в условиях безопасности. Должностные лица ИВС допускают нарушения при проведении полного личного обыска подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному аресту. В соответствии с п. 30 Правилами временного содержания ИВС личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками ИВС одного с ним пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением медицинских работников в необходимых условиях. В соответствии с разделом 8 пункта 99 Раздела XV Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средства, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.08.2006 г. № 268-дсп, личный обыск осужденных производится с целью обнаружения и изъятия у них запрещенных вещей, в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям жилых помещений. В нарушение указанных требований, личный досмотр подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, отбывающих административный арест, производится в неприспособленном помещении (в связи с отсутствием специально выделенного помещения), в том числе в присутствии лиц противоположного пола. Должностными лицами МО МВД России «Благовещенский» не принято достаточных мер, направленных на усиление инженерно-технической укрепленности конструктивных элементов здания, помещений и охраняемой территории ИВС, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу. Приказом МВД РФ от 25.07.2011 г. № 876 утверждены специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее Технические требования). В нарушение п. 4.3, 4.4, 4.14 Технических требований, вдоль основного ограждения с его внутренней стороны, либо вдоль фасада здания отсутствует ограждение запретной зоны, выполненное из металлической сетки высотой не менее 2 м шириной не менее 3 м, в которой организуется 3 непрерывных рубежа охранной сигнализации. Аналогичные положения содержатся в Своде Правил СП 14.16 СП 12-95: на территории или крыше здания ИВС должны предусматриваться прогулочные дворы; прогулочные дворы на уровне первого этажа должны располагаться со стороны камерных помещений и иметь из них отдельный выход; высота ограждений и разделяющих перегородок прогулочных дворов ИВС должны быть не менее 3 м. По верху прогулочных дворов необходимо устанавливать металлическую решетку, покрытую проволочной сеткой. Ограждения и разделяющие перегородки прогулочных дворов выполняются, как правило, кирпичными или железобетонными. В нарушение п. 4.6 Технические требования, отсутствует контрольно-следовая полоса шириной не менее 3 м. (а в стесненных условиях на объектах, расположенных в черте города, - не менее 1,5 м.). В нарушение п. 5.2.11, 5.2.12, 5.2.13 Технических требований для досмотра транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию ИВС не устроен шлюз, оборудованный основными (внешними) и вспомогательными (внутренними) воротами, досмотровой ямой, эстакадой для осмотра транспортных средств, осветительными приборами, переговорными устройствами, выдвижными дорожными блокираторами (либо шлагбаумом). Указанные нарушения также противоречат п. 24 Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 268-дсп, котором подчеркивается, что досмотр транспортных средств, выезжающих (въезжающих) на охраняемый объект, и грузов осуществляется группой досмотра на контрольной площадке (шлюзе) контрольно-пропускного пункта пропуску транспорта с обязательным применением служебной собаки и технических средств, при закрытых воротах и шлагбауме в присутствии лица, осуществляющего контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ. В нарушение п. 6.1 Технических требований козырек крыши здания ИВС не оборудован инженерными заграждениями. В соответствии с п. 11 Правил обращения с заключенными, помещения где живут и работают заключенные окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует или нет искусственная система вентиляции. В нарушение указанных требований, а также п. 6.10, 6.11 Технических требований в ИВС на всех оконных проемах камер, металлические решетки установлены с внутренней стороны, оконные переплеты не оборудованы порточками с замками вагонного типа доступными для открывания, что исключает возможность содержащимся в камерах лицам самостоятельно проводить их вентиляцию. В нарушение п. 7.3 Технических требований в ИВС в помещении дежурного по ИВС отсутствует трансляционный усилитель системы громкоговорящего оповещения, устройство регистрации (записи) речевых сообщений, комната для хранения оружия и специальных средств. Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Условия хранения различных видов гражданского и служебного оружия, и патронов к нему, определяются Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Согласно п. 55 вышеуказанных Правил, оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. В целях реализации Правил приказом МВД России от 12.01.2009 г. № 13 утв. Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи «приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации. Указанной инструкцией установлены требования к технической укрепленности комнат для хранения оружия в органах внутренних дел Российской Федерации (раздел 8). Согласно п. 226 Инструкции, дверь в комнату для хранения оружия должна быть обита листовой сталью либо полностью изготовлена из металла с установлением двух замков, один из которых должен быть задвижным. В дежурных частях подразделений, расположенных в деревянных зданиях, стены и потолочные перекрытия внутри комнаты для хранения оружия должны быть дополнительно укреплены металлической решеткой с ячейкой 100x100 мм и диаметром прутка не менее 16 мм. Вооружение и боеприпасы в комнатах должны находиться в металлических шкафах и пирамидах. Металлические шкафы должны оборудоваться арматурой с гнездами (ячейками), удобной для постановки и вынимания хранящегося в них оружия. В нарушение п. 7.7 Требований в ИВС помещение для проведения свиданий не оборудовано системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров, вызывным устройством системы тревожной сигнализации, абонентским устройством оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания, а также в нарушение п. 139 Правил внутреннего распорядка ИВС не оборудовано специально разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Данное нарушение также противоречит п.61 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.09.2006 г. № 279, в котором указано, что пост дежурного инспектора по комнате проведения свиданий оборудуется: системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров; вызывным устройством СТС; абонентским устройством оперативной связи с ДПНСИ (ДПНТ). Однако конкретных и надлежащих действий по соблюдению указанных требований в ИВС МО МВД РФ «Благовещенский» и УМВД России по Амурской области (за счет бюджета которого обеспечивается финансирование МО МВД РФ «Благовещенский»), принято не было. С учетом уточнения административных исковых требований, прокурор г. Благовещенска просит суд признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Благовещенский», а также Управлении Министерства внутренних дел России по Амурской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федеральных законов от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в изоляторе временного содержания МО МВД РФ «Благовещенский», возложить обязанность Мо МВД России «Благовещенский» и УМВД России по Амурской области: в срок до 31.12.2021 г. оборудовать изолятор временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенный по адресу: Амурская область, Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д.137/45, комнатой обыска установленными в ней устройствами для обнаружения запрещенных хранению предметов и кабинами-боксами при ней, санитарным пропускником с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, изолятором (камерами для вновь прибывших административно арестованных), карцером, помещением для приема передач, для хранения вещей задержанных и административно арестованных, для хранения предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, для хранения грязного белья и постельных принадлежностей; обеспечить камеры и служебные помещения изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» в соответствии п. 17.11, 17.12, 17.13 с СП № 12-95 естественным освещением, соответствующим СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; усилить инженерно-техническую укрепленность конструктивных элементов здания, помещений и охраняемой территории ИВС, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу, именно: вдоль основного ограждения изолятора временного содержанания МО МВД России «Благовещенский» с его внутренней стороны, либо вдоль фасада здания оборудовать ограждение запретной зоны, а также контрольно-следовую полосу; шлюз для досмотра транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский», оборудован вспомогательными (внутренними) воротами, досмотровой ямой, эстакадой для осмотра транспортных средств, осветительными приборами, переговорными устройствами, выдвижными дорожными блокираторам (либо шлагбаумом); козырек крыши здания изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудован инженерными заграждениями; оконные проемы камер, оборудован металлическими решетками, установленными с внутренней стороны оконные переплеты оборудовать форточками с замками вагонного типа доступными для открывания; помещении дежурного по изолятор временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудован трансляционным усилителем системы громкоговорящего оповещена устройством регистрации (записи) речевых сообщений; оборудован комнату для хранения оружия и специальных средств; помещение для проведения свиданий оборудовать системой для предупреждения прерывания и документирования разговоров, вызывным устройство: системы тревожной сигнализации, абонентским устройством оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания, а также специально разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальном общению; в срок до 31.12.2019 г. все камеры изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудовать бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, санитарными узлами с соблюдением условий приватности; в срок до 01.07.2020 г. получить лицензию на осуществление медицинской детальности в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский».
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенска настаивал на требованиях административного искового заявления, изложил доводы аналогичные административному исковому заявлению, просил требования административного искового заявления с учетом уточнений удовлетворить.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Благовещенский» в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что согласно данным технического паспорта на здание изолятора временного содержания от 25.04.2007 г., общая площадь здания составляет 756,2 кв.м., оно 1917 года постройки, процент износа здания-52%. В настоящее время здание ИВС не соответствует стандартам установленным (федеральным законодательством), поскольку оно строилось под стандарты времен его постройки. Проектирование, капитальное строительство и реконструкция объектов капитального и жилищного назначения органов внутренних дел осуществляется за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации тральной адресной инвестиционной программы, в том числе государственного оборонного заказа. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2018 г. № 1672-80 «О государственном оборонном заказе на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», объект: «Строительство ИВС МО МВД России «Благовещенский» включен в перечень строек и объектов для Федеральных государственных нужд в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Начало финансирования строительно-монтажных работ запланировано в 2020 г. В настоящее время здание находится в техническом состоянии, при котором демонтаж и реконструкция оконных рам, а также стен, дверных проёмов и иных строительных работ невозможны. МО МВД России «Благовещенский» закуплено 6 пластиковых бочков для питьевой воды и 6 дверей для установки в камерах приватности, которые были приобретены за собственные средства сотрудников ИВС, поскольку отсутствует финансирование на данные нужды. Также отсутствует статья расходов на поставку привозной питьевой воды, вода будет установлена в пластиковых бочках, в которые будет наливаться вода, которая будет заранее кипятиться. Радио имеется в коридоре. Демонтаж стен в настоящее время невозможен, поскольку стены здания имеют значительный износ. Также, нет возможности установить радиоточку в каждой камере, поскольку демонтаж стен невозможен, есть две радиоточки, которые обеспечивают громкость радиовещания. Что касается медицинской лицензии, то согласно Положение о лицензировании медицинской деятельности, лицензиат должен иметь высшее медицинское образование, либо начальник территориального органа, либо начальник структурного подразделения. Однако в данном учреждении не требуется, чтобы начальник МВД имел высшее медицинское образование. ИВС медицинскую деятельность не оказывает, оказывается только первая медицинская помощь фельдшером, которая занимает должность заведующей медицинской частью ИВС. Если требуется медицинская помощь, то вызывается скорая медицинская помощь. Согласно проектной документации и ответу УМВД России по Амурской области строительство нового здания ИВС запланировано на 2020-2021 года. Все что касается размещения отдельных помещений, то необходимо капитальное строительство. На счет оружия, то сотрудники ИВС получают оружие в дежурной части отдела полиции, где оборудована комната для хранения оружия. С учетом изложенного, просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Амурской области и представитель заинтересованного лица МВД России возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что к материалам дела предоставлены требования УМВД России по Амурской области, которые направлялись с 2016 года начальникам МО о выявленных нарушениях, на что поступали ответы, были приняты попытки к устранению нарушений требований действующего законодательства, а также сообщалось, что нет возможности устранить выявленные нарушения. На протяжении 5 лет, с 2014 года, направляются заявки в МВД России о включении в перечень объектов капитального строительства нового ИВС, в связи с чем, со стороны административных ответчиков отсутствует какое-либо бездействие. Что касается инженерно-технической укреплённости здания ИВС, то в настоящее время делать реконструкцию здания нецелесообразно, поскольку планируется строительство нового здания ИВС, которое будет отвечать требованиям федерального законодательства. Полагает, что нет оснований для признания бездействия незаконным. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Благовещенска в 2018 г. и в I квартале 2019 г. в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45: (далее - ИВС) проведены проверки соблюдения требований федерального законодательства при содержании лиц административно арестованных, задержанных по подозрению в совершении преступлений и следственно-арестованных.
Здание ИВС принадлежит МО МВД России «Благовещенский» на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 14 апреля 2016 г.).
В результате проведенных проверок выявлен ряд нарушений требований законодательства, определяющего порядок содержания лиц, отбывающие административное наказание в виде административного ареста административно-задержанных, задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Прокуратурой города Благовещенска вносились представления в адрес начальника МО МВД России «Благовещенский» 11.01.2019 года, 27.02.2019 г.
Однако до настоящего времени они не исполнены.
Прокурором г. Благовещенска заявляется о незаконном бездействии МО МВД России «Благовещенский», а также УМВД России по Амурской области, выразившемся в непринятии мер по исполнению требований Федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в изоляторе временного содержания МО МВД РФ «Благовещенский».
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Указанное предписание также закреплено в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ, и в Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 44-ФЗ.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона отнесены к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и согласно ч. 3 ст. 9 этого же Федерального закона являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту. Не допускается дискриминация лиц, подвергнутых административному аресту, либо предоставление им льгот и привилегий по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.
В силу ст.13 указанного Закона лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.
В силу ст. 2 этого же Закона местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст.48 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
В соответствии с Положением Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России (пп. 5, 14 названного выше Положения).
Положением о МО МВД России «Благовещенский», утв. приказом УМВД России по Амурской области от 29.08.2017 г.№ 502, определены основные полномочия и организация деятельности МО МВД, в том числе осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
Согласно Положению об УМВД России по Амурской области, утв. Приказом МВД России от 28.07.2017 г. № 557, УМВД России по Амурской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Амурской области. Основными задачами УМВД России по Амурской области являются, в том числе обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, управление подчиненными органами и организациями (п.5,6).
Как следует из пп.27 п.13 указанного Положения УМВД России по Амурской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
В силу пп.37, 50, 51 п.13 этого же Положения УМВД России по Амурской области обеспечивает планирование и координацию деятельности подчиненных органов и организаций, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов и организаций, а также их инспектирование; осуществляет материально-техническое обеспечение УМВД России по Амурской области, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за УМВД России по Амурской области на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Амурской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Согласно пп.10, 30, 32 п. 18 данного Положения начальник УМВД России по Амурской области вносит в МВД России предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих УМВД России по Амурской области, подчиненных органов и организаций, о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на их содержание; утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями УМВД России по Амурской области, подчиненными органами и организациями; осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закрепленным за УМВД России по Амурской области на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно Положению об изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», утв. приказом МО МВД России «Благовещенский» от 20.06.2018 г. № 525, ИВС МО МВД России «Благовещенский» является структурным подразделением МО МВД России «Благовещенский», который, в свою очередь, является территориальным органом УМВД России по Амурской области, входящего в состав органов внутренних дел.
Таким образом, составление смет, контроль за расходованием финансовых средств проводится УМВД России по Амурской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение ст. 16 указанного Закона, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 г. за № 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержании подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно п. 14, 15 Правил внутреннего распорядка ИВС в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности.
В соответствии с п. 11,12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 г., все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.
Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями, моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку.
Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции), а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке.
Подозреваемые и обвиняемые, у которых при осмотре выявлен педикулез, подвергаются санитарной обработке в санпропускнике с применением противопедикулезных препаратов.
Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (далее Правила внутреннего распорядка).
В соответствии с п. 50 Правил внутреннего распорядка лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере места отбывания административного ареста (приложение N 8 к настоящим Правилам).
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено нарушение указанных требований, в ИВС МО МВД России «Благовещенский», расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45, отсутствует дезинфекционная камера, дезинфекция (дезинсекция) одежды вновь прибывших подозреваемые и обвиняемые, а также лиц, подвергнутых административному аресту, не проводится.
В соответствии с ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом Приказ МВД России от 22.11.2005 г. № 950, камеры ИВС оборудуются бачком для питьевой воды.
В силу п. 47.5 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено нарушение указанных требований, камеры ИВС МО МВД России «Благовещенский» бачками для питьевой воды не оборудованы.
Доводы представителя МО МВД России «Благовещенский» о том, что в настоящее время все камеры водой обеспечены, не подтверждаются материалами дела, доказательств этому суду не предоставлено.
Как следует из пояснений представителя прокуратуры г. Благовещенска бачки в камерах на сегодняшний день установлены, но в них вода отсутствует, также бачки установлены не во всех камерах, в двух камерах бачки для питьевой воды отсутствуют.
Из материалов дела также следует, что естественное освещение в камерах ИВС МО МВД России «Благовещенский» не соответствует гигиеническим требованиям.
Так, в соответствии с п. п. 11, 12 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955), в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции.
Согласно п. 17.11, 17.12, 17.13 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП № 12-95 МВД РФ от 12.02.1995 г. (далее СП - 12-95), нормы которой должны соблюдаться, в том числе при разработке проектов на реконструкцию, расширение, технические перевооружения зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел, естественное освещение в камерах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП II-4-79. При этом отношение площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и специальных приемниках должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине. Оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. С наружной стороны окон устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12 мм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 г. № 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания. Пунктом 3 Положения предусмотрено, что специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Приказом МВД РФ от 30.04.2012 г. № 389 утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, которым предусмотрены Правила оборудования служебных помещений для задержанных.
Согласно п. 4 и 5 Правил в дверях помещения для задержанных по центру на высоте 1,1 - 1,15 м от пола изготавливаются форточки размером не более 25 x 22 см, открывающиеся в сторону коридора. Для удержания форточки в горизонтальном положении делается уступ.Помещения имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м. Низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление предусматривается из армированного стекла, а наружное - из стекла типа «мороз». В оконных проемах вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено нарушение указанных требований, во всех камерах ИВС МО МВД России «Благовещенский» естественное освещение недостаточное, размеры оконных проемов и их площади не соответствуют площади камеры, на окнах отсутствуют форточки доступные для открывания, металлические решетки установлены с внутренней стороны окон.
В соответствии с п.3 ч.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Статьей 18 указанного Закона предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Как следует из ст. 37 этого же Закона медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г.№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г., медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел.
При этом согласно п. 7.1 указанной выше Инструкции одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи; организацию оказания скорой медицинской помощи.; организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи; организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении; выполнение рекомендаций и назначений врачей - специалистов и консультантов (пункт 8-8.6).
Из материалов дела следует, что в штате ИВС МО МВД России «Благовещенский» имеется должность заведующей медицинской частью (руководителя) изолятора временного содержания, эту должность занимает Фазулова И.В., с ней заключён трудовой договор от 11 декабря 2018 г. № 20. Приказом МО МВД России «Благовещенский» № 595 л/с от 07 декабря 2018 г. она назначена на указанную должность.
Согласно трудовому договору от 11 декабря 2018 г., в трудовые обязанности медицинского работника Фазуловой И.В. входит, в том числе оказания медицинской помощи лицам, находящимися в ИВС, проведение ежедневного обхода камер, ведение журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, воспроизводить безотлагательное медицинское освидетельствование при ухудшении состояния здоровья либо получение телесных повреждений (что также следует из объяснения Фазуловой И.В. от 13 марта 2019 г.).
В материалы дела представлен также журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Благовещенский».
Таким образом, материалами дела доказано, что в ИВС МО МВД России «Благовещенска» осуществляется медицинская деятельность, однако в нарушение приведенных требований закона лицензия на осуществление медицинской деятельности в МО МВД России «Благовещенский» отсутствует.
Доводы стороны административных ответчиков о том, что в ИВС не осуществляется медицинская деятельность, опровергаются вышеприведенными доказательствами.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.
В силу п. 47.7 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются аудиодинамиком.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, установлено нарушение указанных требований, ни одна из камер ИВС МО МВД России «Благовещенский» не оборудована средствами радиовещания.
Доводы стороны административного ответчика о том, что радио имеется в коридоре, не свидетельствует о выполнении приведенных требований, так как в силу ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» по заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач, что невозможно выполнить при наличии одного радио, работающего в коридоре для всех камер.
В пункте 10 Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в г. Женеве в 1955 году, указано, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно п. 12 Правил обращения с заключенными, санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В соответствии со п. 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83, п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, установлено нарушение указанных требований, камеры ИВС оборудованы санузлами, в которых необходимые требования приватности не соблюдаются.
Доводы представителя административного ответчика МО МВД России «Благовещенский» о том, что в настоящее время закуплено 6 дверей для выполнения требований приватности, они установлены, не свидетельствует о соблюдении МО МВД России «Благовещенский» указанных требований в полном объеме, поскольку, как следует из пояснений представителя прокуратуры г. Благовещенска только в пяти камерах установлены двери, в остальных условия приватности не соблюдены.
Кроме этого, из материалов дел следует, что в нарушение п. 16.2 СП № 12-95 МВД РФ и п.п. 65, 68, 139, 142 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, в ИВС отсутствует комната обыска и кабины-боксы при ней, санитарный пропускник с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, изоляторы (камеры для вновь прибывших административно арестованных), карцер, помещение для приема передач. В одном помещении площадью менее 8 квадратных метров используется в качестве кладовой для хранения вещей задержанных и административно арестованных, кладовой предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, кладовой для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, кладовой для хранения грязного белья и постельных принадлежностей, а также в указанном помещении хранится библиотечный фонд ИВС, что не отвечает требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Должностными лицами ИВС не принято должных мер по поддержанию режима, к содержащимся в нем лицам не применяются меры взыскания в виде водворения в карцер за невыполнение подозреваемыми и обвиняемыми установленных им обязанностей.
Согласно ст. 15, 38 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания в виде выговора, а также водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с п. 4 приложения № 1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в том числе за притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых, нападение на сотрудников ИВС или других лиц.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора г. Благовещенска о том, что бездействие администрации ИВС при необходимости применить меры взыскания в виде водворения в карцер за невыполнение подозреваемыми и обвиняемыми установленных им обязанностей нарушает права и законные интересы лиц, находящихся в ИВС МО МВД РФ «Благовещенский» на содержание в условиях безопасности.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, проводятся обязательная государственная дактилоскопическая регистрация, фотографирование, личный досмотр, досмотр находящихся при них и передаваемых им вещей и предметов в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии с п. 18 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД России от 10.02.2014 г. № 83, личный досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, их предметов и вещей производится сотрудником места отбывания административного ареста одного пола с досматриваемым в присутствии двух сотрудников полиции того же пола.
Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено, что правилами внутреннего распорядка устанавливается, в том числе, порядок проведения личного обыска.
В соответствии с п. 30 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками ИВС одного с ними пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением медицинских работников в необходимых случаях.
Как следует из п. 88 раздела IV Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 268-дсп, личный обыск осужденных проводится с целью обнаружения и изъятия у них запрещенных вещей.
Согласно пунктам 112, 113 раздела XV Наставления присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства и причинение вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица.
В соответствии с пунктом 99 раздела XV Наставления личный обыск проводится в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, установлено нарушение указанных требований, личный досмотр подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, отбывающих административный арест, производится в неприспособленном помещении (ввиду отсутствия специально выделенного помещения) в том числе в присутствии лиц противоположного пола.
Кроме этого, приказом МВД РФ от 25.07.2011 года № 876 утверждены специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее Технические требования), которые применяются, в том числе при реконструкции, ремонту существующих изоляторов временного содержания.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено нарушение указанных технических требований.
Так, в нарушение п. 4.3, 4.4, 4.14 Технических требований, вдоль основного ограждения с его внутренней стороны, либо вдоль фасада здания отсутствует ограждение запретной зоны, выполненное из металлической сетки высотой не менее 2 м шириной не менее 3 м, в которой организуется 3 непрерывных рубежа охранной сигнализации.
Аналогичные положения содержатся в Своде Правил СП 14.16 СП 12-95: - на территории или крыше здания ИВС должны предусматриваться прогулочные дворы; - прогулочные дворы на уровне первого этажа должны располагаться со стороны камерных помещений и иметь из них отдельный выход; - высота ограждений и разделяющих перегородок прогулочных дворов ИВС должны быть не менее 3 м. По верху прогулочных дворов необходимо устанавливать металлическую решетку, покрытую проволочной сеткой. Ограждения и разделяющие перегородки прогулочных дворов выполняются, как правило, кирпичными или железобетонными.
В нарушение п. 4.6 Технические требования, отсутствует контрольно-следовая полоса шириной не менее 3 м (а в стесненных условиях на объектах, расположенных в черте города, - не менее 1,5 м).
В нарушение п. 5.2.11, 5.2.12, 5.2.13 Технических требований для досмотра транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию ИВС не устроен шлюз, оборудованный основными (внешними) и вспомогательными (внутренними) воротами, досмотровой ямой, эстакадой для осмотра транспортных средств, осветительными приборами, переговорными устройствами, выдвижными дорожными блокираторами (либо шлагбаумом).
Указанные нарушения противоречат п. 24 Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 268-дсп, в котором предусмотрено, что досмотр транспортных средств, выезжающих (въезжающих) на охраняемый объект, и грузов осуществляется группой досмотра на контрольной площадке (шлюзе) контрольно-пропускного пункта по пропуску транспорта с обязательным применением служебной собаки и технических средств, при закрытых воротах и шлагбауме в присутствии лица, осуществляющего контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ.
В нарушение п. 6.1 Технических требований козырек крыши здания ИВС не оборудован инженерными заграждениями.
В соответствии с п. 11 Правил обращения с заключенными, помещения где живут и работают заключенные окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции.
В нарушение указанных требований, а также п. 6.10, 6.11 Технических требований, в ИВС на всех оконных проемах камер, металлические решетки установлены с внутренней стороны, оконные переплеты не оборудованы форточками с замками вагонного типа доступными для открывания, что исключает возможность содержащимся в камерах лицам самостоятельно проводить их вентиляцию.
В нарушение п. 7.3 Технических требований в ИВС в помещении дежурного по ИВС отсутствует трансляционный усилитель системы громкоговорящего оповещения, устройство регистрации (записи) речевых сообщений, комната для хранения оружия и специальных средств.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», определяются условия хранения различных видов гражданского и служебного оружия, и патронов к нему.
Согласно п. 55 вышеуказанных Правил, оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
В целях реализации указанных Правил Приказом МВД России от 12.01.2009 г. № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации.
Указанной инструкцией установлены требования к технической укрепленности комнат для хранения оружия в органах внутренних дел Российской Федерации (раздел 8).
Согласно п. 226 Инструкции, дверь в комнату для хранения оружия должна быть обита листовой сталью либо полностью изготовлена из металла с установлением двух замков, один из которых должен быть задвижным. В дежурных частях подразделений, расположенных в деревянных зданиях, стены и потолочные перекрытия внутри комнаты для хранения оружия должны быть дополнительно укреплены металлической решеткой с ячейкой 100x100 мм и диаметром прутка не менее 16 мм.
Вооружение и боеприпасы в комнатах должны находиться в металлических шкафах и пирамидах. Металлические шкафы должны оборудоваться арматурой с гнездами (ячейками), удобной для постановки и вынимания хранящегося в них оружия.
В нарушение п. 7.7 Требований в ИВС помещение для проведения свиданий не оборудовано системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров, вызывным устройством системы тревожной сигнализации, абонентским устройством оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания, а также в нарушение п. 139 ПВР ИВС не оборудовано специально разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Данное нарушение также противоречит п.61 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, в котором указано, что пост дежурного инспектора по комнате проведения свиданий оборудуется: системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров; вызывным устройством СТС; абонентским устройством оперативной связи с ДПНСИ (ДПНТ).
Из доводов стороны административных ответчиков следует, что ими предпринимались и в настоящее время предпринимаются все возможные меры по соблюдению указанных требований, однако, в связи с тем, что здание ИВС 1917 года постройки (в подтверждение представлен технический паспорт от 25 апреля 2007 г.)., оно нуждается в капитальном ремонте, при этом такой ремонт является нецелесообразным, так как износ здания 40-60%, площадь здания и земельного участка фактически не позволяет привести здание в соответствие с техническими требованиями, в связи с чем, в настоящее время планируется строительство нового здания ИВС, выделен земельный участок и разработан проект нового здания ИВС (представлено положительное заключение экспертизы объекта капитального строительства ИВС, 424 квартал, пояснительная записка), финансирование на которое из федерального бюджета ожидается в 2020 г., на протяжении всего времени МО МВД России «Благовещенский», УМВД России по Амурской области подавались заявки на устранение имеющихся нарушений.
Между тем, указанные доводы не свидетельствуют о том, что со стороны МО МВД России «Благовещенский» и УМВД России по Амурской области были приняты все возможные меры по соблюдению требований Федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45. Помимо выявленных нарушений, которые требуют капитального ремонта здания, имеются нарушения, которые возможно устранить без его проведения, такие как обеспечения камеры бачками питьевой воды, средствами радиовещания, санитарные узлы в камерах условиям приватности, лицензии на осуществление медицинской деятельности. Кроме этого, представленные заявки МО МВД России «Благовещенский», УМВД России по Амурской области не содержат весь перечень выявленных прокурором города нарушений. Заявка МО МВД России «Благовещенский» о выделении системы громкоговорящего оповещения сделана только 27 августа 2019 г., т.е. после обращения прокурора города в суд с настоящими требованиями.
В свою очередь, УМВД России по Амурской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, обеспечивает планирование и координацию деятельности подчиненных органов и организаций, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов, осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета).
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора г. Благовещенска о признании незаконным бездействия МО МВД России «Благовещенский», Управления Министерства внутренних дел России по Амурской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлены нарушения перечисленных выше требований закона, которые влекут нарушение прав лиц, содержащих в ИВС, в качестве подозреваемых, обвиняемых, отбывающих административное наказание в виде административного ареста, на МО МВД России «Благовещенский» и Управление Министерства внутренних дел России по Амурской области подлежит возложению обязанность по их устранению в срок, заявленный прокурором г. Благовещенска в последних уточнениях требований административного искового заявления, который в настоящее время является разумным для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, на МО МВД России «Благовещенский» и УМВД России по Амурской области подлежат возложению обязанности в срок до 31.12.2019 г. все камеры изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д.137/45, оборудовать бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, санитарными узлами с соблюдением условий приватности; в срок до 01 июля 2020 г. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский; в срок до 31.12.2021 г. оборудовать изолятор временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д.137/45, комнатой обыска с установленными в ней устройствами для обнаружения запрещенных к хранению предметов и кабинами-боксами при ней, санитарным пропускником с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, изолятором (камерами для вновь прибывших административно арестованных), карцером, помещением для приема передач, для хранения вещей задержанных и административно арестованных, для хранения предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, для хранения грязного белья и постельных принадлежностей; обеспечить камеры и служебные помещения изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» в соответствии п. 17.11, 17.12, 17.13 с СП № 12-95 естественным освещением, соответствующим СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; усилить инженерно-техническую укрепленность конструктивных элементов здания, помещений и охраняемой территории ИВС, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу, а именно: вдоль основного ограждения изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» с его внутренней стороны, либо вдоль фасада здания оборудовать ограждение запретной зоны, а также контрольно-следовую полосу; шлюз для досмотра транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский», оборудовать вспомогательными(внутренними) воротами, досмотровой ямой, эстакадой для осмотра транспортных средств, осветительными приборами, переговорными устройствами, выдвижными дорожными блокираторами (либо шлагбаумом); козырек крыши здания изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудовать инженерными заграждениями; оконные проемы камер, оборудовать металлическими решетками, установленными с внутренней стороны, оконные переплеты оборудовать форточками с замками вагонного типа доступными для открывания; помещении дежурного по изолятору временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудовать трансляционным усилителем системы громкоговорящего оповещения, устройством регистрации (записи) речевых сообщений; оборудовать комнату для хранения оружия и специальных средств; помещение для проведения свиданий оборудовать системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров, вызывным устройством системы тревожной сигнализации, абонентским устройством оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания, а также специально разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Благовещенска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Благовещенский», Управления Министерства внутренних дел России по Амурской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д. 137/45.
Возложить обязанность на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Благовещенский» и Управление Министерства внутренних дел России по Амурской области:
1. в срок до 31.12.2019 г. все камеры изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д.137/45, оборудовать бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, санитарными узлами с соблюдением условий приватности;
2. в срок до 01 июля 2020 г. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания МО МВД России «Благовещенский;
3. в срок до 31.12.2021 г.:
- оборудовать изолятор временного содержания МО МВД России «Благовещенский», расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького/Пионерская, д.137/45, комнатой обыска с установленными в ней устройствами для обнаружения запрещенных к хранению предметов и кабинами-боксами при ней, санитарным пропускником с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, изолятором (камерами для вновь прибывших административно арестованных), карцером, помещением для приема передач, для хранения вещей задержанных и административно арестованных, для хранения предметов вещевого имущества для выдачи задержанным, для хранения чистого белья и постельных принадлежностей, для хранения грязного белья и постельных принадлежностей;
- обеспечить камеры и служебные помещения изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» в соответствии п. 17.11, 17.12, 17.13 с СП № 12-95 естественным освещением, соответствующим СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03;
- усилить инженерно-техническую укрепленность конструктивных элементов здания, помещений и охраняемой территории ИВС, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу, а именно: вдоль основного ограждения изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» с его внутренней стороны, либо вдоль фасада здания оборудовать ограждение запретной зоны, а также контрольно-следовую полосу; шлюз для досмотра транспортных средств, въезжающих (выезжающих) на территорию изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский», оборудовать вспомогательными (внутренними) воротами, досмотровой ямой, эстакадой для осмотра транспортных средств, осветительными приборами, переговорными устройствами, выдвижными дорожными блокираторами (либо шлагбаумом); козырек крыши здания изолятора временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудовать инженерными заграждениями; оконные проемы камер оборудовать металлическими решетками, установленными с внутренней стороны, оконные переплеты оборудовать форточками с замками вагонного типа доступными для открывания; помещении дежурного по изолятору временного содержания МО МВД России «Благовещенский» оборудовать трансляционным усилителем системы громкоговорящего оповещения, устройством регистрации (записи) речевых сообщений; оборудовать комнату для хранения оружия и специальных средств; помещение для проведения свиданий оборудовать системой для предупреждения, прерывания и документирования разговоров, вызывным устройством системы тревожной сигнализации, абонентским устройством оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания, а также специально разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 04 октября 2019 г.
Председательствующий судья Е.С. Диких