Дело №2-1351/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации"06" июля 2015 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (далее ГУ УПФР по <адрес>) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ПФР по <адрес> с заявлением о назначении пенсии, как лицо не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.19 ч.1. ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
13 мая ГУ ПФР принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В решении указано, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ-400 составляет 17 лет 6 месяцев 18 дней, что не дает право досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены периоды работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в СШ № <адрес> (после переименования должности- заместителем директора по воспитательной работе), период нахождения в отпуске по беременности и родам, и период обучения в Саратовском госуниверситете, дневной исторический факультет.
Отказ ГУ ПФР включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды считает незаконным в связи со следующим.
В соответствии с п.19 ч.1. ст.30 ФЗ №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В ст.30 ФЗ-400 указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности),дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности),имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Свою трудовую деятельность она начала ДД.ММ.ГГГГ в СШ № <адрес> в должности старшей пионервожатой.
- года была уволена в связи с поступлением на учебу в университете.
- года я была зачислена в Саратовский государственный университет студенткой дневного исторического факультета
- года отчислена из университета в связи с окончанием обучения.
- года назначена учителем истории в СШ № <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ она была принята организатором внеклассной и внешкольной работы в СШ № <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ <адрес>- заместительдиректора по воспитательной работе. В период работы в СШ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, после отпуска по уходу за ребенком приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ г.ее стаж учтен ГУ ПФР и не является предметом спора.
ГУ ПФР по <адрес> в решении № от ДД.ММ.ГГГГ признало, что бесспорный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 17 лет 6 месяцев и 18 дней, что составляет более 2/3 от 25 лет педагогического стажа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N18-КГ14-98 положительно разрешен вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода обучения.В определении указано:«В период учебы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18,19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период учебы истца действовал Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, сети ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.» Определением включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период обучения.
Как указано ранее в иске, до периода обучения она состояла в трудовых отношениях в должности пионервожатой (данный период включен ГУ ПФР в стаж по пп.19 п.1 ст.ЗО ФЗ-400), а сразу после окончания Саратовского госуниверситета назначена учителем истории в СШ № <адрес>(период ГУ ПФР включен в педагогический стаж).
Таким образом согласно правовой позиции ВС РФ, период ее обучения подлежит включению в стаж поп. 19 ч.1. ст.ЗО ФЗ №400-ФЗ.
Кроме того, ГУ ПФР не включил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В решении отражено, что указанная должность не предусмотрена Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия слова «воспитательной работы с детьми».
Отказ включить данный период работы в педагогический стаж является необоснованным по следующим основаниям.
В Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на которое ссылается ГУ ПФР, в наименовании учреждения имеется: 1.1. Общеобразовательные учреждения:школы всех наименований.
В наименовании должности имеется указание на организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Действительно при внесении записи в трудовую книжку ее должность указали как «организатор внеклассной и внешкольной работы» т.е. отсутствует указание на «воспитательную работу с детьми».
В соответствии с общесоюзным классификатором, утвержденным Постановлением Госстандарта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N016, полное наименование должности - организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
В силу ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (что закреплено также п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N555).
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает граво на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2, утвержденному Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N463, в качестве работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, предусматривалась работа в качестве организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школах всех типов и наименований.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанным выше списком, а периоды после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
Приказом Минобразования от ДД.ММ.ГГГГ N406; Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N463, п. 4 Приказа Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №21, указано на необходимость переименования должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на должность заместителя директора по воспитательной работе.
Запись о переименовании занимаемой ею должности на заместителя директора по воспитательной работе в ее трудовой книжке имеется, что подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ. она была принята на должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Неполное указание должности, с учетом профиля учреждения, в котором она работала в спорный период, не может повлечь за собой отказ во включении периода работы в специальный стаж и нарушение моих пенсионных прав. Будучи оформленной на должность организатора внеклассной и внешкольной работы она не могла предвидеть, что осуществление работы с детьми на должности с такой формулировкой в последующем будет являться препятствием для реализации пенсионных прав. Ее вины в указании должности не в соответствии с классификатором и Списком нет, поскольку именно работодатель несет ответственность за правильность указания наименования должности, надлежащее ведение трудовых книжек. (Законность моих требований в части периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается судебной практикой, например Апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N33-5936» Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №» Апелляционное определение Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N33-3426).
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1067, данная должность отсутствует, а в пункте 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N781, разъяснено, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы только за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом ГУ ПФР необоснованно не включил в стаж по п.19 ч.1. ст.30 ФЗ №400-ФЗ периоде ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ г.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам. Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, ГУ ПФР обязано включить в стаж по пп.19 п.1 ст.ЗО ФЗ-400 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до трех лет.
В вышеуказанном Постановлении отражено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно не вошел в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
К работе после отпуска по уходу за ребенком она приступила с ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, ГУ ПФР неправомерно не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы заместителем директора по воспитательной части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
С учетом изложенного принимая во внимание существующую судебную практику, ее педагогический стаж составляет более 25 лет, и она имею право на назначение пенсии, как лицо не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.19 ч.1. ст.30 ФЗ №400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Просит включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1. ст.30 Ф3№400-Ф3:период учебы в Саратовском госуниверситете на дневном историческом факультете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № <адрес> в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период работы заместителем директора по воспитательной работе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 чЛ. ст.ЗО Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1. ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истица заявленные требования по основаниям, изложенным в иске поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФР по <адрес> ФИО5 исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что в соответствии со ст. 8 ФЗ 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.19 п1. ст. 30 указанного ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением ГУ ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ-400 в связи с отсутствием необходимого стажа. ГУ ПФР в решении указан стаж педагогической деятельности 17 лет 6 месяцев 18 дней.
Период прохождения обучения в высшем учебном заведении не включен в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии обоснованно.
Постановлением Совмина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Не включая в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периода обучения, ГУ ПФР руководствовалось Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №1-63-И. Согласно указанному письму, пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев приходятся на работу, предусмотренную Перечнем. В соответствии с абз. 4 п.2 Положения в стаж по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе 1 Перечня (кроме раздела 2), а также работа, предусмотренная в пп.«д», «е» (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно- исследовательских институтах), «и» п.1 Положения, в абз. втором и четвертом п.2 Положения.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно не включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует должность организатора внеклассной и внешкольной работы.
Поскольку указанный период не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период нахождения в отпуске по беременности и родам, период работы заместителем директора по воспитательной работе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № города. Ессентуки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также правомерно не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия необходимого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Просила в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что ФИО3 знает с ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала организатором по внеклассной работе, а истица работала вожатой. После окончания института в ДД.ММ.ГГГГ она предложила истице должность организатора внеклассной и внешкольной работы в школе № <адрес>. Также истица была учителем истории и обществознания, была классным руководителем с 1 по 11 класс. После распада пионерских и комсомольских организаций, истица организовала в школе отряды по интересам, долгое время занималась патриотическим воспитанием учащихся. Затем истицу перевели на должность заместителя директора по воспитательной работе. В должности организатора она проработала до ДД.ММ.ГГГГ. Эти должности всегда предполагали работу с детьми.
Свидетель ФИО7 суду пояснила, что истицу знает с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года она работала в школе, была завучем по воспитательной работе, непосредственно занималась воспитательной работой с детьми, организовывала линейки, различные городские мероприятия с участием учащихся школы. Как точно называлась должность истицы сказать не может, так как называли данную должность в школе - «завуч по воспитательной работе».
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности. При этом в специальный стаж истца не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Саратовском госуниверситете на дневном историческом факультете; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №6; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № <адрес>.
В период учебы истца в Саратовском госуниверситете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления ФИО1 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений ФИО2 по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период учебы истца в Саратовском госуниверситете действовал Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из материалов дела видно, что периоду обучения истца в университете непосредственно предшествовала работа в должности старшей пионервожатой в средней школе N 10 <адрес>, которая в соответствии Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" подлежала включению в стаж работы по специальности. Непосредственно после обучения истец также осуществляла педагогическую деятельность, которая признана ответчиком подлежащей к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно вышеизложенного, суд считает правомерным требование истца включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период учебы в Саратовском госуниверситете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается требований истца о включении в стаж периода работы в МБОУ СОШ № <адрес> в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к следующему.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в стаж, оспариваемого периода работы истца по причине отсутствия должности организатора внеклассной и внешкольной работы в списке, утвержденном Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может согласиться с данной позицией ГУ УПФ РФ по <адрес>, поскольку из представленных истцом документов - должностной инструкции, плана учебно-воспитательной работы средней школы №5, протоколов заседаний педагогического ФИО9, следует, что занимаемая ФИО3 в оспариваемый период должность соответствует должности, указанной в вышеназванном Постановлении, как организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Внесение записи не полного наименования данной должности в трудовую книжку истца не может являться основанием для отказа во включение периода работы в данной должности в специальный стаж, поскольку сам термин «средняя общеобразовательная школа» толкуется как учебно-воспитательное учреждение для детей, а потому воспитательная работа именно с детьми подразумевается.
Таким образом отказ ГУ УПФ РФ по <адрес> о включении в стаж периода работы в МБОУ СОШ № <адрес> в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным.
Поскольку суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ № периода учебы в Саратовском госуниверситете на дневном историческом факультете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и периода работы в МБОУ СОШ № в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в МБОУ СОШ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. так же подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку более 2/3 требуемого стажа приходится на работу, предусмотренную Перечнем.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
В силу подпункта "в" пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в МБОУ СОШ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит включению в специальный стаж.
Суд считает, что независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанных периодов и назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за назначением данной пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч.1. ст.30 Ф3№400-Ф3:период учебы в Саратовском госуниверситете на дневном историческом факультете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № <адрес> в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период работы заместителем директора по воспитательной работе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1. ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий Е.В.Иванова