РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2015 года с. Красный Яр
Красноярский Челаевой Ю.А.,
при секретаре Веретенниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1324/2015 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям на том основании, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав ДД.ММ.ГГГГ отца: ФИО3 и смерти ДД.ММ.ГГГГ матери: ФИО4.
Постановлением администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в порядке очереди.
ФИО2 в судебном заседании просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – муниципального района <адрес> по доверенности ФИО7 иск не признает, свои возражения относительно иска изложила в письменном отзыве на исковое заявление прокурора, который поддержала в полном объеме. Не отрицала наличие права у ФИО2 на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснила, что так как ФИО2 уже включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес>, она сможет получить жилое помещение в порядке очередности без решения суда по мере формирования специализированного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений вне очереди может нарушить права других детей, включенных в вышеуказанный список.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора <адрес>, представителя администрации муниципального района <адрес>, ФИО2, изучив письменные отзывы ответчика, третьих лиц на исковое заявление, суд приходит к следующему:
<адрес> проведена проверка по обращению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В своем обращении заявитель просит принять меры прокурорского реагирования по защите его жилищных прав, а также обязать администрацию муниципального района Красноярский предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав ДД.ММ.ГГГГ отца: ФИО3 и смерти ДД.ММ.ГГГГ матери: ФИО4.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее — Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от 28.12.2012 № 135-ГД (далее — Закон СО № 135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» от 24.10.2006 № 115-ГД (далее — Закон СО № 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, преданными им для осуществления органами государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
11.12.2012 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 13.12.2012 № 129-ГД (далее — Закон № 129-ГД).
Согласно Закона Самарской области от 11.12.2014 года №125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предоставление и расходование в 2015 году субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы запланировано за счёт областного бюджета в сумме: 6 601 716 рублей, а также за счёт средств федерального бюджета в сумме 1 100 286 рублей.
Согласно ст. 16 ч. 3 Закона СО № 135-ГД, вступившего в силу с 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу Закона СО № 135-ГД на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Закона № 159-ФЗ.
Постановлением администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 32 Устава муниципального района Красноярский Самарской области, принятого Собранием представителей Красноярского района Самарской области постановлением от 26.04.2013 № 9-СП (далее — Устав м.р. Красноярский), в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:
1) Собрание представителей муниципального района — представительный орган муниципального района;
2) председатель Собрания представителей муниципального района — высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;
3) Администрация муниципального района — исполнительно-распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой администрации муниципального района.
В соответствии со ст. 21 ч. 1 Устава м.р. Красноярский администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом м.р. Красноярский полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области.
В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006, Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
В соответствии с п.п. 10 п. 2.1 положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее — Министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 (далее - Положение), на Министерство возложено обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 11 приложения к Постановлению Самарской области от 07.05.2015 года № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», ответственным исполнителем назначено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно ст.ст. 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Закона Самарской области от областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Также, положениями ст. 3 Закона СО № 115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта, а именно Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, выступает в качестве органа, передающего финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органом, контролирующим их целевое использование.
До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не предоставлено.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение 30 дней.
Судья Челаева Ю.А.