Дело 2-231/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 06 ноября 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А.,
при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО «Нордгеострой» об аннулировании результатов измерения земельного участка, признании межевого плана недействительным и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л :
Л.А.В. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Республике Карелия о признании недействительным государственного кадастрового учета и установлении местоположения границ и площади земельного участка.
Иск мотивирован тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером (далее – КН) №. При освоении и использовании земельного участка были допущены отступления от изначально установленной площади. Для устранения нарушений истец обратился в ООО «Нордгеострой» для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка. На основании подготовленного ООО «Нордгеострой» межевого плана от 25.02.2016, в котором было допущено множество ошибок, уполномоченный орган внес в государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка. С целью уточнения местоположения границ спорного земельного участка были проведены повторные кадастровые работы ООО «Агентство Права и Кадастра». По завершению указанных работ, документы, с целью проведения кадастрового учета, были направлены в Управление Росреестра по Республике Карелия. Истцом получено уведомление о приостановлении, а позднее и об отказе в государственном кадастровом учете.
На основании изложенного, ссылаясь на положения п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истец просил суд признать недействительными результаты изменения земельного участка на основании межевого плана от 25.02.2016, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом от 19.03.2019.
В процессе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, просил суд аннулировать результаты измерения земельного участка с кадастровым номером №, признать межевой план от 25.02.2016 недействительным, снять земельный участок с кадастрового учета.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности, Т.М.Л., требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их изменения. Указали, что 15.04.2010 истец поставил земельный участок площадью 1200 кв.м на кадастровый учет за номером №. Межевания участка для подтверждения площади не проводилось. В марте 2015 года было установлено, что фактически используемая площадь земельного участка составляет 1800 кв.м., в связи, с чем стали проводиться работы по исправлению допущенной ошибки. После получения необходимых согласований истец обратился в ООО «Нордгеострой» для проведения кадастровых работ и составления межевого плана. Кадастровому инженеру был предоставлен акт обмера земельного участка, согласно которому площадь участка составляет 1800 кв.м, тем не менее, на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 1200 кв.м. При исследовании межевого плана от 25.02.2016 был обнаружен ряд грубых ошибок:
фактическая площадь земельного участка 1800 кв.м. подтверждается актом обмера Государственного земельного надзора от 16.03.2015, предписанием от 31.03.2015, а также новым межевым планом от 19.03.2019 и схемой расположения земельного участка;
имеются ошибки в определении координат точности;
данные о пункте государственной геодезической сети (далее ГГС) являются недостоверными, так как на момент составления плана не могли быть использованы;
кадастровые работы были проведены аппаратурой, не имеющей сертификата о поверке.
Следовательно, по мнению стороны истца, межевой план от 25.02.2016, составлен с нарушениями и не может считаться обоснованным, в связи с чем, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Росреестра по Республике Карелия, в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя. Представили отзыв, в котором указали, что доказательств, подтверждающих факт осуществления государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка органом регистрации прав с нарушением норм законодательства, в материалы дела стороной истца не представлено. Внесение сведений о земельном участке с КН № в ЕГРН свидетельствует о том, что постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет была осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просили суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика - ООО «Нордгеострой», надлежащим образом извещенный, в суд не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В представленном отзыве указали, что кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ спорного земельного участка в 2016 году, руководствовался действующими на тот момент нормами. При проведении кадастровых работ в качестве документа, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании, был использован план участка от 08.05.2001. Конфигурация земельного участка полностью соответствует конфигурации, отображенной в указанном плане. Никаких претензий по качеству выполненных работ в адрес общества от Л.А.В. не поступало. Возражали относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, надлежащим образом извещенный, в судебном заседании отсутствовал. В представленном отзыве указали на то, что границы спорного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих их местоположение. На основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости и межевого плана от 25.02.2016, подготовленного в результате выполненных работ в связи с уточнением местоположения границы спорного земельного участка, 25.04.2016 были внесены сведения о местоположении его границы. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заслушав позиции участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующим в момент возникновения спорных правоотношений, (далее Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости признавались: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Исходя из ч. 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с пунктом 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежало в установленном настоящим федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Так, в частности, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (части 1 и 2 ст. 39 Закона о кадастре).
По существу аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенном в действие с 01.01.2017 года (далее Закон о регистрации). Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
В соответствии с частями 8 и 10 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 ст. 61 указанного закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу п. 6 той же статьи орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №34, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство индивидуального жилого дома, площадью 1200 м.кв. Вышеуказанный земельный участок принадлежит истцу на основании Постановления управляющей администрации <адрес> № от 21.05.2001, согласно которому Л.А.В. предоставлен земельный участок общей площадью 1200 м.кв. в собственность под строительство индивидуального жилого дома.
20.04.2016 представитель Л.А.В. обратился в орган кадастрового учета с заявлением об изменении описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, к заявлению был приложен межевой план. Согласно акту согласования местоположения границы земельного участка, 25.02.2016 подписанному собственником земельного участка Л.А.В., площадь земельного участка составляет 1200 кв.м.
25.04.2016 органом кадастрового учета принято решение об учете изменений спорного объекта недвижимости, данные изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании каких-либо нарушений прав истца при постановке земельного участка на кадастровый учет не установлено.
Так, из постановления управляющей администрации <адрес> № от 21.05.2001 следует, что Л.А.В. предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 1200 м.кв. под строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, на основе оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что при образовании земельного участка с КН №, в частности при определении его границ, каких-либо нарушений требования законодательства, не установлено.
Исходя из пояснений стороны истца в судебном заседании, заявленный спор связан с тем, что истец использует земельный участок площадью 1800 кв.м, тогда как в собственность ему предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м
При этом Л.А.В. не представил ни в суд, ни в регистрирующий орган никаких правоустанавливающих документов на земельный участок, площадью 1800 кв.м, указывая, что ошибка произошла по вине кадастрового инженера при подготовке межевого плана 25.02.2016.
Суд, не усматривает оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для аннулирования результатов измерения земельного участка, признания межевого плана недействительным и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
По убеждению суда, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного, по его мнению, права.
Установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельного участка с кадастрового учета. Использование земельного участка фактической площадью 1800 кв.м не является основанием для снятия с кадастрового учета ранее поставленного на учет в соответствии с требованиями закона земельного участка.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась.
Кроме того истец к Управлению Росреестра ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался, его акты или действия не оспаривает. По мнению суда, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования результатов измерения земельного участка с кадастровым номером №, признания межевого плана от 25.02.2016 недействительным и снятии земельного участка с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета,
При этом суд учитывает, что доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, истцом в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Сущевская