РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе: председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Безденежной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Долговой К.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) о зачете в страховой стаж периода по уходу за нетрудоспособным престарелым инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла уход за своим отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который является престарелым инвалидом. В период ухода за своим отцом она получала пособие по уходу за престарелым лицом в размере 1 200 рублей ежемесячно. Отец истца является инвалидом <данные изъяты>, однако, в справках по обеспечению лекарствами, которые выдавались ФИО2 Пенсионным фондом указано, что ФИО2 получает ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно по категории (код 83) Инвалид (1 группа). Полагает, что в связи с этим период ухода за отцом должен быть включен в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Закона № 400-ФЗ. Однако, Пенсионным фондом указанный период в страховой стаж включен не был и не учтен индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Полагает указанные действия Пенсионного фонда незаконными, просит обязать Пенсионный фонд зачесть в страховой стаж период времени ухода за нетрудоспособным престарелым инвалидом ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отразить данные сведение на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица формы СЗИ-6.
Представитель истца Долгова Л.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Казакова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является престарелым, не достигшим возраста 80-ти лет, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, в связи с чем, периоды ухода за указанным лицом не включаются в общий страховой стаж и сведения об этом не отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, независимо от того, что в данный период осуществлялась ежемесячная компенсационная выплата. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в соответствии с действующей в настоящее время ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, если им предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Федерального закона № 173-ФЗ или в статье 11 ныне действующего Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 июня 2007 года № 343, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане) (п. 2); для назначения компенсационной выплаты предоставляется справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо по месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась (пп. «в» п. 6); компенсационная выплата прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида.
Судом установлено, что Долгова К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла уход за своим отцом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который является инвалидом <данные изъяты> и согласно заключению лечебного учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем, ей была установлена и выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 200 рублей, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № и не оспаривается ответчиком.
Истец обратилась в Пенсионный фонд с просьбой учесть период ухода за нетрудоспособным престарелым ФИО2 на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, однако, Пенсионным фондом ей было отказано.
Суд полагает, что данный отказ является законным и обоснованным, поскольку определенный ст. 12 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года перечень лиц, которым в страховой стаж включается период ухода за нетрудоспособным лицом является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а Долгова К.В. не относится к категории лиц, осуществлявших уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, поскольку ФИО2 является инвалидом <данные изъяты> и в заявленный период не достиг возраста 80 лет.
Указание Пенсионным органом в справках на льготное получение лекарственных средств о том, что ФИО2 получает ежемесячную денежную выплату по категории Инвалиды (1 группа) не имеет правового значения, поскольку материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ФИО2 имеет <данные изъяты> инвалидности, а из пояснений представителя ответчика следует, что 1 группа была указана ошибочно.
Доводы истца о том, что законодатель выделяет возможность обобщения инвалидности первой группы с инвалидностью второй группы, имеющей ограничения способности к трудовой деятельности III степени, суд полагает не обоснованными, а предоставление дополнительной социальной гарантии в виде компенсационных выплат в период ухода за нетрудоспособным отцом, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, в силу действующего законодательства не влечет появление у истца права на включение данного периода в страховой стаж, так как перечень периодов, подлежащих включению в страховой стаж определяет пенсионное законодательство.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Долговой К.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.02.2019 года.
Председательствующий: