РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2013 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Спириной М.Н., при секретаре Диордица Т.В., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Оласюк О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-657/2013 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Шаймардановой Р.К. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» о возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, взыскании недополученных сумм заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах Шаймардановой Р.К., мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц, с января 2013 года – 5205 руб. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01.06.2011г. должна быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, с января 2013 года – 9369 руб. Шаймарданова Р.К. работает в должности санитарки физиотерапевтического отделения в МБУЗ «ЛЦГБ», начисления по заработной плате на ставку с учетом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу и совмещения составляют 6105руб. Таким образом, заработная плата Шаймардановой Р.К. установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Изменив исковые требования просят возложить на МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» обязанность установить заработную плату Шаймардановой Р.К. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, взыскать с МБУЗ «Лесосибирская ЦГБ» в пользу Шаймардановой Р.К. сумму недоначисленной заработной платы за период с октября 2012 года по январь 2013 года в размере <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора города Лесосибирска Оласюк О.В. доводы заявления и требования поддержала, дополнительно просила установить размер заработной платы с 01 февраля 2013 года.
Истец Шаймарданова Р.К. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно заявлению исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика МБУЗ «ЛЦГБ» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что требования прокурора г. Лесосибирска не признает, поскольку по правилам ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Данное полномочие реализовано Лесосибирским городским Советом депутатов Красноярского края путем принятия решения от 28 октября 2010 года № 80 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Лесосибирска». Согласно практике Верховного Суда РФ, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, установленный федеральным законом, произойдет уравнивание заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки. Кроме того, истицей пропущен без уважительных причин срок обращения за разрешением трудового спора в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.
Представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ТФОМС Красноярского края) в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал, что ТФОМС Красноярского края является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края и осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 35 Закона РФ № 326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории края, территориальный фонд по заявке страховой медицинской организации предоставляет ей целевые денежные средства на оплату медицинской помощи, исходя из количества застрахованных в данной организации лиц (ст. 38). Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта РФ, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (ст. 35). Начисление и выплату заработной платы медицинские организации осуществляют самостоятельно, без согласования с территориальным фондом. Кроме того, Законом Красноярского края от 01.12.2011г. № 13-6642 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», определена структура доходов и расходов бюджета территориального фонда, в том числе объем средств, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 года, в связи с чем территориальный фонд не вправе осуществлять финансирование сверх предусмотренных бюджетом объемов.
Представители Лесосибирского городского Совета депутатов, администрации г. Лесосибирска в судебное заседание не явились, судом надлежаще извещены о дате, времени и месте слушания дела. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора г. Лесосибирска Оласюк О.В., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда», с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц. При этом, он вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, другими организациями - за счет собственных средств.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Указанной нормой тариф определяется как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из системного толкования приведенных норм следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.7 постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" в г. Лесосибирске к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30.
В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960, Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка в размере 50%. Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 г. Лесосибирск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу – в г. Лесосибирске, с 01.06.2011 года должна быть не ниже 8299, 8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, а с 01 января 2013 года не ниже 9369,00 руб.
Согласно выписки из приказа по МУ «ЛЦГБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ Шаймарданова Р.К. принята в физиотерапевтическое отделение санитаркой с 25 июня 2007 года с северной надбавкой 50%.
Истице фактически начислено <данные изъяты>
Поскольку истцу в спорный период, при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда, требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы с МБУЗ «ЛЦГБ» являются обоснованными.
В соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Пропуск работником срока обращения в суд без уважительных причин, дает суду право принять решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.
В судебном заседании установлено, что заработная плата выплачивается в срок до 11 числа следующего за расчётным месяцем, истцом не представлено суду доказательств каких-либо уважительных причин такого пропуска.
При указанных обстоятельствах требования о перерасчете заработной платы работника подлежат удовлетворению частично, с ноября по февраль 2013 года, так как исковое заявление в суд было подано лишь 25 февраля 2013 года.
Согласно производственному календарю за 2012 год, норма рабочего времени составила при 36-часовой рабочей неделе в ноябре - 151,2 ч., в декабре – 150,2ч.
Согласно производственному календарю за 2013 год, норма рабочего времени составила при 36-часовой рабочей неделе в январе 2013г. – 122,4ч.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Требования прокурора г. Лесосибирска обязать МБУЗ «ЛЦГБ» установить заработную плату истцу с 01 февраля 2013 года на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По отношению к истцу ответчик является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ.
При этом ответчик, является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты.
Кроме того, согласно п. 9.2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Лесосибирска (в ред. Решения Лесосибирского городского совета депутатов от 25.11.2010 г. № 86 и от 26.11.2011 г. № 191), система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, виды и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и систему премирования, для работников муниципальных автономных учреждений устанавливается руководителем автономного учреждения по согласованию с учредителем с учетом норм трудового законодательства.
Таким образом, нарушенное право работника должно быть восстановлено путём установления заработной платы в предусмотренном законом размере.
В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п.
2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты
которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от
уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход местного бюджета.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты> за требование о взыскании недоначисленной заработной платы, требование неимущественного характера.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Шаймардановой Р.К. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» о возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, взыскании недополученных сумм заработной платы, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» установить заработную плату Шаймардановой Р.К. с 01 февраля 2013 года на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в пользу Шаймардановой Р.К. заработную плату за период с ноябрь 2012 года по январь 2013 года в размере <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская центральная городская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Красноярский краевой суд подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2013 года
Судья М.Н. Спирина