К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи: Одинцова В.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3 о взыскании долга за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО3 об обязании погасить задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг платежей за коммунальные услуги, а именно: за отопление: 53944 руб., в т.ч. пени 20152руб.; за холодную воду, канализацию 39029руб., в т.ч. пени 13273руб.; газ и подогрев воды: 19450руб., в т.ч. пени 6850руб.; капремонт : 5880руб.; вывоз мусора: 803руб.
В обоснование иска указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кв,74., общей площадью 22кв.м., что подтверждается свидетельством о праве на наследство <адрес>7, выданном после смерти ее отца ФИО2, умершего 23.12.2018г. Право собственности на квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея 02.07.2019г., кадастровый №..
В принадлежащей ей квартире с 2007 года проживает и значится зарегистрированной: ФИО3 (бывшая гражданская жена вышеуказанного ФИО2), которая не является членом семьи, родственных отношений между ними нет.
Ответчица, проживающая в квартире, принадлежащей истице, пользуясь всеми коммунальными услугами с 2011 года не несла и не несет бремя по оплате платежей за коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность в размере 119 106 руб.
Истица в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчица в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, мнение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, считает иск не подлежащим по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт,
а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Как следует из материалов дела, отец истицы ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кв,74.
23.12.2018г. ФИО2 умер.
Истица ФИО1 вступила в наследство после смерти ФИО2, что подтверждается свидетельством о праве на наследство <адрес>7. Право собственности на квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея 02.07.2019г., кадастровый №.
Судом установлено, что ответчица ФИО3 проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес>.
Из положений ст. 30 Жилищного кодекса РФ следует, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник указанного имущества.Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт,
а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Однако, как видно из материалов дела, соглашения о пользовании жилым помещением как между истцом и ответчиком, так и между умершим и ФИО3 не имеется.
Кроме того, в силу ст. 1110 ГК РФ, в случае смерти гражданина его имущество в порядке универсального правопреемства переходит к наследникам. В составе наследства входят не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, принадлежащие наследодателю на момент смерти.
В соответствии с п. ст. 1112, ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Следовательно, совокупность имущественных прав и обязанностей умершего лица признается наследством - имуществом, предназначенным для приобретения правопреемниками умершего - его наследниками. Они замещают выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанностей, составивших в совокупности определенное наследство.
Таким образом, на истца, как на наследника после смерти ФИО2 возлагаются гражданские права и обязанностей, составляющие в совокупности определенное наследство, соответственно обязанность по выплате долгов наследодателя лежит на его наследнике.
Также, из представленных суду квитанций следует, что задолженность по коммунальным услугам установлена по состоянию на июль-сентябрь 2019 года, тогда как в указанный период собственником квартиры уже являлась истица, при этом не представлено доказательств, свидетельствующих о периоде образования указанной задолженности и расчетах при ее указании.
Кроме того, суд учитывает, что на момент смерти ФИО2 являлся собственником квартиры, проживал в ней, соответственно являлся потребителем коммунальных услуг, и ответственность по их уплате лежала на нем, как на собственнике. Однако расчетов, предоставляющих возможность определить фактическую задолженность по коммунальным услугам, а также кем она произведена, суду не представлено.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что на ответчицу на основании какого-либо действующего соглашения возложена обязанность по содержанию квартиры истицы, то есть, истцом не представлено доказательств, что ответчица проживала в квартире на возмездной основе, и должна нести обязать по оплате ее содержания.
Изложенные обстоятельства не позволяют суду установить вид правоотношений, сложившийся между сторонами, а также установить фактический размер подлежащей к уплате суммы задолженности, за отсутствием письменного договора либо соглашения, в связи, с чем исковые требования о взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО3 о взыскании долга за коммунальные услуги, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд РА в течение месяца со дня вынесения.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА В.В. Одинцов