Судья – Зверева С.А. №5-131/2021-7-180К
УИД №53RS0012-01-2021-000424-50
РЕШЕНИЕ
13 июля 2021 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, 55 стр.1) Комаровская Е.И.,
при секретаре Васильевой Л.М.,
рассмотрев жалобу Ивановой Ю.В. на постановление судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 02 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ивановой Ю.В.,
установил:
13 мая 2021 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе Бучневой Е.В. в отношении Ивановой Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении Ивановой Ю.В. в соответствии с подведомственностью, установленной статьей 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Пестовский районный суд Новгородской области.
Постановлением судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 02 июня 2021 года (резолютивная часть) Иванова Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей. Мотивированное постановление изготовлено судьей 04 июня 2021 года.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра, Иванова Ю.В. выражает несогласие с вынесенным в отношении нее постановлением по делу об административном правонарушении, указывая на принятие ею своевременных мер к выполнению требований санитарного законодательства.
Срок обжалования судебного постановления Ивановой Ю.В. соблюден.
Иванова Ю.В., представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
При наличии сведений об извещении указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие Ивановой Ю.В. и представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Согласно пункту 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача от 27 июля 2020 года №22) указанные граждане в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации обязаны пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66) коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Иванова Ю.В. при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, прибыв 19 сентября 2020 года на территорию Российской Федерации из Турции на самолете авиарейсом №FV 5856, не выполнила в установленный трехдневный срок предусмотренное пунктом 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июля 2020 года №22) санитарно-противоэпидемическое мероприятие по размещению информации о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг путем заполнения сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации, чем нарушила требования статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Приведенные обстоятельства, подтвержденные собранными доказательствами, послужили основанием для привлечения судом первой инстанции Ивановой Ю.В. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, принятое судом в отношении Ивановой Ю.В. постановление о назначении административного наказания, подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанного с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года), устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года №4-П и от 16 июля 2015 года №22-П; определения от 21 апреля 2005 года№122-О, от 19 ноября 2015 года №2557-О и др.). Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года №2735-О).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 июля 2021 года №17 (зарегистрировано в Минюсте России 6 июля 2021 года №64123, вступило в силу 07 июля 2021 года) в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №7 от 18 марта 2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» внесены изменения, в частности, пункт 2.2 данного постановления, действующий в редакции постановления Главного государственного санитарного врача от 27 июля 2020 года №22, изложен в новой редакции, в соответствии с которой возлагая на граждан Российской Федерации прибывших на территорию Российской Федерации воздушным транспортом обязанность в числе прочих разместить сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг, не предусматривает при этом сроков выполнения данной обязанности.
Таким образом, приведенные выше положения пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №7 от 18 марта 2020 года (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 июля 2020 года №22), невыполнение которого в части не размещения в установленный срок информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг 23 сентября 2020 года вменено Ивановой Ю.В. по настоящему делу об административном правонарушении, на момент пересмотра дела по жалобе Ивановой Ю.В. на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу, утратили силу, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах вынесенное судьей районного суда в отношении Ивановой Ю.В. постановление о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Согласно материалам дела резолютивная часть постановления по настоящему делу об административном правонарушении объявлена судьей 02 июня 2021 года, в полном объеме постановление изготовлено 04 июня 2021 года.
Следовательно, в соответствии с положениями части 1 статьи 29.11 КоАП РФ днем вынесения постановления по настоящему делу об административном правонарушении, подлежащим отмене, является 04 июня 2021 года - день его изготовления в полном объеме, а не 02 июня 2021 года, как указано в жалобе заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.12 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░