РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.06.2016 года г. Самара
Судья Кировского районного суда г.Самары Бойко В.Б. при секретаре Долинине А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-2816/16 по административному иску Ситникова С.А. к административному ответчику Администрации г.о. Самара, заинтересованные лица: отдел ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара по ремонту и содержанию улиц, обязании провести реконструкцию автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Ситников С.А. в первоначальных требованиях к административному ответчику просил суд:
1. Признать незаконными бездействия Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц:
Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе; ул. Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная.
2. Обязать Администрацию г.о. Самара, обеспечить выполнение работ по приведению указанных улиц в соответствие с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 50597-9.1 «Автомобильные дороги и улицы») в срок до 01.10.2016г., а именно: -произвести ремонт и восстановление дорожного покрытия улиц; -произвести ремонт и восстановление тротуаров на указанных улицах; -произвести ремонт и восстановление элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах; -обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
Административный иск мотивирован следующим:
09.11.2015 г. через сайт Администрации г.о. Самара Ситников С.А. обратился к Главе г.о. Самара с заявлением об организации надлежащего содержания проезжих частей улиц и тротуаров в пос. Зубчаниновка и строительстве тротуаров, на улице Цеховая, на участке от улицы Арзамасская до ул.Краснопресненская. На его обращение был получен ответ Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара исх.№17-07-01/3170-обр от 11.12.2015 г., в котором фактически отказано в строительстве тротуара. Относительно содержания улиц и тротуаров в письме сказано, что ул.Цеховая относится к дороге 4 категории. Кратность содержания 4 категории составляет по дорогам в зимний период 4 раза в месяц, по тротуарам 12 раз в месяц.
09.12.2015 г. через сайт ГИБДД Самарской области Ситников С.А. обратился в ГИБДД г. Самары с заявлением о проверке состояния дорожного покрытия и тротуаров и содержания следующих улиц, расположенных в пос. Зубчаниновка:
ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская;
ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе;
ул. Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского);
ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская;
ул. Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская.
На обращение был получен ответ Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре исх.№54/10-С-246 от 05.01.2016г. в котором сказано, что указанные участки улиц имеют дефекты дорожного покрытия, превышающие предельно допустимые значения установленные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» (далее ГОСТ). На отдельных участках рассматриваемых улиц наблюдается скопление воды на проезжей части, в т.ч. на нерегулируемых пешеходных переходах. Кроме того, обозначенные в обращении участки улично-дорожной сети не обустроены тротуарами и пешеходными дорожками. Мероприятия по капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию в безопасном для движения состоянии не осуществляются, что ставит под угрозу сохранность жизни, здоровья и имущества граждан. Так же в письме указано, что требования о реконструкции улично-дорожной сети были направлены в адреса различных департаментов Администрации г.о. Самара, по результатам рассмотрения которого, истец должен быть извещен в письменном виде.
Отдельным письмом Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре исх.№54/10-С-244 от 05.01.2016 г. Ситников С.А. был проинформирован о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия на ул. Металлургическая на участке от ул. Магистральная до ул. Товарная.
Департамент Градостроительства г.о. Самара письмом исх. №Д05-01-01/500-0-1 от 03.02.2016г. сообщим истцу, что Решением Думы г.о. Самара от 24.12.2015г. №53 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Самара от 27.08.2015г. №609 «О бюджете г.о. Самара на 2016г. и на плановый период 2017 и 2018 годов» не предусмотрено финансирование работ по реконструкции улиц Изыскательской, Магистральной, Краснопресненской, Офицерской. Цеховой. По вопросу содержания указанных улиц Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара исх.№27-07/513-обр от 10.02.2016 г. сообщил, что для содержании улиц в пос. Зубчаниновка с МП г.о. Самара «Благоустройство» 30.10.2014 г. заключен муниципальный контракт №145/14, для улучшения контроля качества выполненных работ заключено соглашение о сотрудничестве с МБУ «Дорожное хозяйство», так же указано, что на момент проведения проверки улицы расчищены. В соответствии с п.34 Правил благоустройства территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06. 2008г. №404 Зимняя уборка улиц и магистралей при обильных снегопадах включает первоочередные мероприятия и операции второй очереди.
34.1. К первоочередным мероприятиям зимней уборки относятся: обработка проезжей части дорог противогололедными материалами; сгребание, подметание и вывоз снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок городского пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
34.2. К операциям второй очереди относятся: удаление снега (вывоз); зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.
Однако, в течение зимних месяцев 2015-16г. улично-дорожная сеть должным образом не содержалась, вывоз снега не производился, тротуары не убирались ни одного раза, что говорит о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г.о. Самара за выполнением муниципального контракта.
Письмом исх.№2707/1049-обр от 03.03.2016 г Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара проинформировал Ситникова С.А. что проведение комплекса мероприятий направленных на приведение его в соответствии с требованиями эксплуатационного состояния улиц с учетом мероприятий по строительству тротуаров возможно выполнить только в рамrах реконструкции, но мероприятия по реконструкции не предусмотрены муниципальной программой г.о.Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2012-2018 годы», утвержденной Постановлением Администрации г.о.Самара №1 167 от 24.08.2012 г. Но это не снимает ответственности с Администрации г.о. Самара за обеспечение безопасности дорожного движения/
Это не первое обращение истца по вопросу устройства тротуаров, так в 2014 г. он получил подобный отказ от Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, исх.№ 17-07-01/11880 от 13.10.2014 г., однако, за прошедшее время никаких мер по внесению изменений в муниципальную программу г.о.Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2012-2018 годы» не предпринято.
Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает: Статья 3. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статья 6 пункт 4. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. В том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, и др.
Статья 12 п.1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. П.2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Статья 24. Пункт 3. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения; обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.3.1. ГОСТ Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Для группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам категории «В» повреждения на 1000 м покрытия, м2, не более 2,5 (7,0), в скобках приведены значения повреждений для весеннего периода, сроки ликвидация повреждений не более 10 суток.
В соответствии с п. 1.12. Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог, Утвержденных Минавтодором РСФСР 29 июня 1988г. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды. Не разрешается эксплуатация дороги при отсутствии или неисправной системе водосбора и водоотвода. 4.1.4. К основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения и улучшению его организации относятся: поддержание требуемой ровности покрытия, устранение дефектов покрытий в виде выбоин. ям, трещин и других деформаций; поддержание требуемой шероховатости покрытия, обеспечивающей необходимый коэффициент сцепления колеса автомобилей с покрытием; поддержание поверхности дороги в чистом состоянии путем своевременного удаления с нее пыли, грязи, песка и предотвращения возможности выезда на дорогу транспортных средств в не предусмотренных для этой цели местах: предупреждение образования и ликвидации зимней скользкости; укрепление обочин, недопущение обнажения кромки покрытия, обеспечение отвода воды с обочин, предотвращение образования на обочинах размывов, ям, колен и других неровностей: улучшение организации движения и повышения его безопасности путем установки дорожных знаков, ограждении, светофоров и нанесения разметки, устройства трясущих полос. аварийных съездов и применение других технических средств и методов включая автоматизированные системы управления движением и системы дистанционного управления знаками.
Таким образом, из ответа Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре исх.№54/10-С-246 от 05.01.2016г. ясно, что на улицах: Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе; Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул.Ленина (А.Невского); Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул.Изыскательская; Цеховая, от ул.Магистральная до ул.Арзамасская, Металлургическая от ул.Магистральная до ул.Товарная ремонт, обслуживание и содержание в безопасном для движения состоянии не осуществляются, что ставит под угрозу сохранность жизни, здоровья и имущества граждан, тем самым Администрацией городского округа Самара не исполняются требования Закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со статьей 216 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений. действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей. экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Не смотря на явные повреждения дорожного покрытия и непригодность тротуаров для движения пешеходов, а так же учитывая неоднократные попытки истца в 2014-2016гг. призвать Администрацию г.о. Самара к выполнению требований Закона «О безопасности дорожного движения», Администрация уклоняется от решения вопроса безопасности дорожного движения, что нарушает законные права и интересы истца, а так же неограниченного числа граждан. проезжающих и проходящих по указанным улицам, что и является причиной обращения с административным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании истец Ситников С.А. уточнил и дополнил свои исковые требования. В дополнение к административному исковому заявлению сообщил:
В соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78) П. 6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*.
Улица Цеховая не имеет в своем составе отдельного тротуара, значит в соответствии с классификацией СНиП 2.07.01-89 относится к категории пешеходно-транспортных улиц, для которых установлены следующие параметры: расчетная скорость движения - 50 км/ч, ширима полосы для движения - 4м, число полос для движения - 2, ширина пешеходной части тротуара -3,0. Итого ширина проезжей части с учетом тротуара должна составлять 11м, что не соответствует фактическим параметрам улицы Цеховая, ширина которой составляет 4,5м. Учитывая возросшую интенсивность движения, которая подтверждается многочисленными фотографиями и в соответствии со СНиП 2.07.01-89 на улице Цеховая необходимо сооружение тротуара для обеспечения безопасного движения пешеходов.
Учитывая, что все указанные в иске улицы имеют значительные повреждения дорожной одежды глубиной до 20 см., т.е. дорожная одежда разрушена вплоть до основания, устройства отвода поверхностных вод и атмосферных осадков были повреждены и уничтожены в результате многочисленных коммунальных аварий и прокладки инженерных коммуникаций, и не обеспечивает должного водоотвода, дорожное полотно на большинстве улиц было уложено несколько десятков лет назад и за это время потеряла необходимую прочность, при указанных обстоятельствах требуется проведение реконструкции дорожного покрытия с приведением прочности дорожного покрытия в соответствии с установленными нормативами.
На основании вышеизложенного, просил: 1.Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц:
ул. Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул.Цеховая от ул.Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
2. Обязать Администрацию г.о. Самара, провести реконструкцию указанных улиц в соответствии с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы») в срок до 01.10.2016г., с целью: восстановления дорожного покрытия улиц; восстановления и обустройства тротуаров на указанных улицах; восстановления элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах,
3. Обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
Представитель административного ответчика по доверенности Кабаева Е.Ф. в судебном заседании иск не признала. В объяснениях и отзыве пояснила следующее:
Заявленные требования считают необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По мнению истца, бездействие Администрации городского округа Самара (далее -Администрация) по ремонту и содержанию улиц: Изыскательская от ул. Магистральной до ул. Краснопресненской; Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе; Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательсткая; Цеховая от ул. Магистральная до ул. Товарная; Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерская выражается в ненадлежащем содержании указанных улиц в течение зимних месяцев 2015-2016 г., в наличии дефектов дорожного покрытия, указание на которые содержатся в ответе Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре исх. № 54/10-С-246 от 05.01.2016 и в фотоматериалах, приобщенных истцом в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и состоит из отраслевых (функциональных) органов.
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, который в своей деятельности руководствуется Положением о Департаменте, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.9 Положения Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения),капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных местах), используемых в том числе на платной основе), проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Согласно пункту 2.4 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог пользования местного значения городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 28.01.2010 № 68, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляются на основании заключаемых в установленном порядке муниципальных контрактов с подрядными организациями. Финансирование дорожного хозяйства городского округа Самара за счет средств бюджета городского округа Самара осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (п. 5.2 указанного порядка)
Реализуя вышеуказанные положения, 30.10.2014 Департаментом от имени муниципального образования был заключен муниципальный контракт №145/14 (далее - Контракт) с муниципальным предприятием городского округа Самара «Благоустройство» (далее - МП «Благоустройство») на выполнение технологического комплекса работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории административно-территориальных районов городского округа Самара.
В рамках указанного Контракта МП «Благоустройство» в зимний период 2015-2016 осуществляло следующие виды работ:
по ул. Изыскательской от ул. Магистральной до ул. Краснопресненской (4 категория дорог) очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 21 раз, грейдером 15 раз, по тротуарам (МТЗ - щетка) 12 раз;
по ул. Магистральной от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе (2 категория дорог), очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 70 раз, грейдером 36 раз, по тротуарам (МТЗ - щетка) 58 раз;
по ул. Краснопресненской от Зубчаниновского шоссе до ул. А.Невского (4 категория дорог), очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 29 раз, грейдером 24 раза, по тротуарам (МТЗ - щетка) 44 раза;
по ул. Офицерской от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательской (4 категория дорог), очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 30 раз, грейдером 18 раз;
по ул. Цеховой от ул. Магистральной до ул. Арзамасской (4 категория дорог), очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 27 раз, грейдером 19 раз;
по ул. Металлургической от ул. Магистральной до ул. Товарной (4 категория дорог), очистка дорог от снега плужно-щеточными машинами составляла 44 раза, грейдером 22 раза. По тротуарам (МТЗ - щетка) 63 раза.
Выполнение работ подтверждается актами от 30.11.2015 №1, от 25.12.2015 №1, от 31.01.201 № 1, от 29.02.2016 № 1, от 31.03.2016 № 1 (документы приобщены к делу в ходе судебного заседания 25.05.2016).
В рамках содержания из вышеуказанных улиц МП «Благоустройство» в 2016 году выполнены работы по аварийно-ямочному ремонту по ул. Магистральной на площади 900м2, что подтверждается ведомостями выполненных в рамках Контракта работ по ремонту ул. Магистральная (документы приобщены к делу в ходе судебного заседания 25.05.2016),
Для контроля качества и проверки объемов выполненных работ заключено Соглашение о сотрудничестве с МБУ «Дорожное хозяйство», которое ежедневно проводит проверки качества и кратности проводимых работ МП «Благоустройство».
План работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения «картами» свыше 100 п.м. на 2016 год сформирован в условиях недостаточного бюджетного финансирования,
Выполнение ремонта проезжей части по вышеуказанным улицам включено в лист ожидания Департамента и будет рассмотрено при условии выделения достаточного бюджетного финансирования.
По вопросу обязания Администрации выполнить работы по реконструкции указанных в исковом заявлении улиц сообщают следующее.
Административный истец не обосновал необходимость проведения работ по реконструкции улиц Изыскательская от ул. Магистральной до ул. Краснопресненской, Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе, Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А. Невского), Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательсткая, Цеховая от ул. Магистральная до ул. Товарная, Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерская (далее - автомобильные дороги).
В обоснование исковых требований представлены фотоматериалы, письма Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре, Департамента градостроительства г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара. Данные документы содержат информацию только о неудовлетворительном состоянии улиц, перечисленных в исковом заявлении.
Каких-либо экспертных обследований, заключений, иных документов специализированных организаций, которые бы указывали на необходимость выполнения реконструкции автомобильных дорог в материалы дела истцом не представлены.
На основании изложенного, в иске просили отказать.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по городу Самаре по доверенности госинспектор Якупова Ю.Н. исковые требования поддержала. В пояснениях суду и в письменном отзыве на иск сообщила следующее.
В декабре 2015 года в Госавтоинспекцию Управления Министерства внутренних дел России по городу Самаре поступило обоснованное обращение гр. Ситникова С.А. по вопросу инженерно-технического состояния улиц Изыскательская, Магистральная, Краснопресненская, Офицерская, Цеховая.
В рамках рассмотрения обращения с выездом на место изучена существующая организация движения на участках улично-дорожной сети, указанных в обращении, а именно, улиц Изыскательская на участке от улицы Магистральной до улицы Арзамасской, Магистральная на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Чекистов, Краснопресненская на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Ленина (Александра Невского), Офицерская на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Самолетной, Цеховая на участке от улицы Транзитной до улицы Краснопресненской. Установлено, что на перечисленных участках улиц выявлены отдельные дефекты дорожного покрытия, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые значения, определенные требованиями пункта 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». На отдельных участках рассматриваемых улиц поселка Зубчаниновка в весенне-осенний период и во время обильных дождей наблюдается скопление воды на проезжей части, в том числе и в районе нерегулируемых пешеходных переходов. Кроме того, обозначенные в обращении участки улично-дорожной сети не обустроены тротуарами и пешеходными дорожками. Мероприятия по капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию в безопасном для движения состоянии не осуществляются, что ставит под угрозу сохранность жизни, здоровья и имущества граждан.
В целях устранения недостатков в инженерно-техническом состоянии улицы Магистральная в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара направлена информация (исх. № 27.08.2015 года № 54/10-3512). Вместе с тем, до настоящего времени точные сроки проведения предложенных Госавтоинспекцией работ не установлены.
В целях обеспечения безопасности участников дорожного движения, необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации движения на улицах Изыскательская на участке от улицы Магистральная до улицы Арзамасская, Магистральная на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Чекистов, Краснопресненская на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Ленина (Александра Невского), Офицерская на участке от Зубчаниновского шоссе до улицы Самолетная, Цеховая на участке от улицы Транзитная до улицы Краснопресненская, в том числе строительство тротуаров и системы ливневой канализации, в необходимых местах искусственного освещения, восстановление дорожного покрытия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона № 257-ФЗ) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В силу части 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден стандарт 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, с 01 января 1995 года распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов» проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Статья 5 Федерального закона №257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Согласно пункту 11 статьи 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов Местного самоуправления.
Аналогичные положения содержат п.п. 3,5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 10 марта 2011 № 69 «Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы и др.объекты)». Помимо указанного, Постановлением Администрации городского округа Самара от 24 августа 2012 года № 1167 утверждена «Долгосрочная целевая программа городского округа Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012-2018 годы». Согласно Паспорту указанной программы: Заказчик программы - Администрация городского округа Самара; цель программы - увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городского округе Самара (далее - дороги местного значения). Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной застройки; ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара и др.
Согласно пункта: 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил,
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации,
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Таким образом, содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования в силу императивных требований закона является обязанностью органов местного самоуправления, а не управляющей организации, к компетенции которой относится содержание жилищного фонда. В силу прямого указания закона лицом, ответственным за содержание улиц Изыскательская, Магистральная, Краснопресненская, Офицерская, Цеховая, в том числе за состояние асфальтового покрытия, обочин и тротуаров, является Администрация городского округа Самара.
В связи с изложенным, в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности дорожного движения, а также защиты интересов общества и государства путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, в адрес руководителей Департамента архитектуры и строительства администрации городского округа Самара, Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара направлено предложение определить собственника бесхозных участков улично-дорожной сети поселка Зубчаниновка, а также поручить соответствующим службам рассмотреть вопрос финансирования и реализации предложенных мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения обозначенных территорий.
Из полученных ответов следует, что решением Думы городского округа Самара от 24.12.2015 года № 53 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 27.08.2015 года № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2106 год и плановый период 2017 и 2018 годов» не предусмотрено финансирование работ по реконструкции улиц Изыскательской, Магистральной, Краснопресненской, Офицерской и Цеховой.
Выполнение ремонта проезжей части по улицам Изыскательской, Магистральной, Краснопресненской, Офицерской и Цеховой включено Департаментом в лист ожидания на 2017 год и последующие годы и будет рассмотрен в рамках выделяемого бюджетного финансирования.
Вопрос неудовлетворительного эксплуатационного состояния улично-дорожной сети городского округа Самара находится на постоянном контроле Госавтоинспекции. С выездом на место неоднократно проводились проверки эксплуатационного состояния указанных в иске участков улично-дорожной сети муниципального образования. В ходе проверок выявлены отдельные дефекты дорожного покрытия (выбоины) на улицах Магистральной и Металлургической, предельные размеры которых не отвечают требованиям пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Должностные лица муниципального предприятия городского округа Самара «Благоустройство», ответственное за содержание улицы Магистральной и Металлургической в безопасном для дорожного движения состоянии, неоднократно привлечены к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на улице Магистральной, муниципальному предприятию городского округа Самара «Благоустройство» выданы предписания Госавтоинспекции с требованием организовать мероприятия по производству аварийно-ямочного ремонта проезжей части рассматриваемых участков улично-дорожной сети. Вместе с тем, принимаемых дорожно-эксплуатационными организациями мер по устранению дефектов дорожного покрытия недостаточно. Привести в нормативное состояние автомобильные дороги позволит лишь проведение капитального ремонта улично-дорожной сети городского округа Самара.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара по доверенности Нилова О.В. в судебном заседании с иском не согласилась. В письменных возражениях на административное исковое заявление Ситникова С.А. сообщила:
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из представленных документов следует, что административный истец неоднократно обращался в уполномоченные органы местного самоуправления с жалобами на неудовлетворительное состояние улиц Изыскательская, Магистральная, Краснопресненская, Офицерская, Цеховая, в частности, на отсутствие тротуаров и системы ливневой канализации в границах указанных улиц, а также несоответствие дорожных условий требованиям нормативов и стандартов, на которые заявителю неоднократно направлялись ответы из Департамента, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, а также из Одела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г.Самаре.
Посчитав, что нарушаются его права, административный истец обратился в Кировский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц Изыскательская, Магистральная, Краснопресненская, Офицерская, Цеховая в соответствии с нормативными требованиями.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с требованиями статьи 12 вышеуказанного Федерального закона ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно частям 1, 2 статьи 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
С целью улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог в городском округе Самара реализуется муниципальная программа городского округа Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012-2018 годы, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 24.08.2012 №1167 (далее - Программа).
Головным исполнителем указанной Программы до 01.07.2014 являлся Департамент, после 01.07.2014 - Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.
Решение задач Программы осуществляется путем получения из федерального и областного бюджетов субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе на строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной и многоквартирной застройки, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара, а также строительство надземных пешеходных переходов, что должно обеспечить проведение указанных работ в установленные сроки и поддержание транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Работы по проектированию включают в себя комплекс мероприятий по разработке сметно-технической документации, предназначенной для определения основных видов, объемов и стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог.
Работы по строительству включают в себя комплекс работ по устройству дороги и входящих в нее конструкций и сооружений.
Работы по реконструкции включают в себя комплекс работ по изменению и улучшению параметров дороги местного значения и входящих в нее конструкций и сооружений с повышением технической категории дороги.
Работы по капитальному ремонту и ремонту дорог включают в себя комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, в том числе и по конструктивным элементам дороги без изменения ее технической категории.
Приложением №2 к указанной Программе утвержден План мероприятий программы, устанавливающий объекты, общий объем финансирования мероприятий, а также сроки их проведения.
Источник финансирования мероприятий Программы - средства бюджета городского округа Самара.
Департамент, в рамках реализации полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара работы по проектированию, строительству и реконструкции вышеобозначенных участков улично-дорожной сети в период 2014-2015 годов не выполнял.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.09.2014 № 1441 «Об утверждении перечня автомобильных дорого общего пользования местного значения городского округа Самара» улицы: Изыскательская (36401 ОП МГ-180); Магистральная (36401 ОП МГ-33); Краснопресненская (36401 ОП МГ-177); Офицерская (36401 ОПМГ-260); Цеховая (36401 ОП МГ-282); Металлургическая (36401 ОП МГ-49) внесены в утвержденный Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара и обслуживается специализированной организацией - муниципальным предприятием городского округа Самара «Благоустройство».
Необходимость строительства новой автомобильной дороги на рассматриваемых улицах отсутствует.
Реконструкция указанных улиц в рамках реализации муниципальной программы городского округа Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012 - 2018 годы», утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 24.08.2012 № 1167 по мероприятиям, определенным Департаменту, не предусмотрена.
В данной связи, на обозначенных улицах в целях существенного повышения уровня комфорта жителей и обеспечения надлежащих условий безопасности движения целесообразно проведение капитального ремонта или ремонта в соответствии с приказом министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства и экологии, утвержденным Решение Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681 «Об утверждении Положения «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара» основными задачами являются обеспечение организации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, обеспечение применения в отрасли благоустройства и экологии современных, высокоэффективных материалов, изделий и конструкций, машин и механизмов, ресурсосберегающих технологий.
Следует отметить, что исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая требования статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к форме и содержанию подаваемого административного искового заявления, в административном исковом заявлении, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.
В данном случае указанные условия административным истцом не соблюдены. В материалы дела не представлены доказательства того, что оспариваемое бездействие Администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, равно как и не представлены надлежащие и допустимые доказательства ненадлежащего состояния указанных в административном исковом заявлении участков улиц, их несоответствия СНиПам, ГОСТам, строительным нормам и техническим стандартам.
Таким образом, исковые требования являются незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и экологии г.о. Самара, привлеченного к участию деле в ходе судебного процесса в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о мете и времени судебного заседания, объяснений или возражения на иск не представил.
Представитель заинтересованного лица МП «Благоустройство» привлеченного к участию деле в ходе судебного процесса в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, объяснений или возражения на иск не представил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1. ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.25 Постановления Пленум ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п.п. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 данного Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По смыслу п. 2 ст. 12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Основными нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, которые признаны национальными стандартами.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.
Из положений п. 10 ст. 22 Федерального закона N 257 от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель Ситников С.А. проживает по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Зубчаниновка, ул. Цеховая, дом 89, регулярно, как автовладелец пользуется указанными автодорогами, которые находятся в ненадлежащем состоянии. Он неоднократно обращался в различные инстанции с жалобами на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия по названным адресам.
Однако до настоящего времени ремонт дорожного покрытия не произведен.
30.10.2014 между Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара «Заказчик» и Муниципальное предприятие г.о. Самара «Благоустройство» (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N145/14 на выполнение технологического комплекса работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения, пешеходных зон и элементов их благоустройства на территории административно-территориальных районов г.о. Самара, согласно условиям которого, подрядчик принимает на себя обязательства по устранению деформаций и повреждений проезжей части дорог (ям, выбоин) на улично-дорожной сети в соответствии с Приложением согласно которому по указанным в иске адресам предусмотрены работы (т.1 л.д.123-184).
В соответствии с п.1.1. Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 10.03.2011 №69 Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара и осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии, наружной рекламы.
Согласно п. 3.12.Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Согласно п.3.13 Департамент осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению ремонта проезжей части по указанным адресам и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 лежит на администрации городского округа Самара.
Судом установлено не надлежащее содержание улично-дорожной сети Кировского района г. Самары на указанных в иске улицах:
ул.Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул.Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
Данный факт подтверждается актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 17.12.2015, от 25.12.2015, от 23.05.2016, предписаниями Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Самаре направленными в адрес МП г.о. Самара «Благоустройство» от 29.12.2015.
В предписаниях предлагалось организовать выполнение мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия на проезжей части в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП. Срок выполнения предписаний устанавливался в 3-е суток и 7 суток.
В связи не принятием своевременных мер по надлежащему содержанию улично-дорожной сети должностные лица МП г.о. Самара «Благоустройство» привлекались к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ (т.1 л.д.78-115),
Кроме того, состояние дорог и повреждения покрытия проезжей части отображены в фотографиях, представленных заявителем и отделом ГИБДД (том 1, л.д.81-84,86-96,98-105), а также исследованными в ходе судебного процесса фототаблицами, содержащимися на CD дисках (л.д.43 и 68).
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п.3.1. ГОСТ, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см. ширине - 60 см и глубине - 5 см. ул.Магистральная относится к категории группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения. Улица Транзитная относится к категории группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут. В соответствии с тем же пунктом ГОСТ установлены сроки ликвидации повреждений дорожного покрытия: для категории А- 5 суток, для категории Б - 7 суток.
Таким образом, в ходе судебного процесса установлено, что на улицах: Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновского шоссе; Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская, Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная ремонт, ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской обслуживание и содержание в безопасном для движения состоянии не осуществляются, что ставит под угрозу сохранность жизни, здоровья и имущества граждан, тем самым Администрацией городского округа Самара не исполняются требования Закона «О безопасности дорожного движения».
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельности по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования).
На основании п.2 ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-8 настоящей статьи.
Согласно п.6. ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с п.7 ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п.8. ст.30 федерального закона «О безопасности дорожного движения», предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем п. 6 настоящей статьи, не допускается.
Судом установлено, что Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара выступает в качестве заказчика при заключении с МП г.о. Самара «Благоустройство», выступающим в качестве подрядчика, муниципального контракта на выполнение работ, в том числе на выполнение технологического комплекса работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории административно-территориальных районов г.о. Самара.
Принимая во внимание, что Департамент благоустройства и экологии является структурным подразделением Администрации г.о. Самара, суд приходит к выводу, что со стороны Администрации г.о. Самара имеет место бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию улично-дорожной сети.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц:
ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул. Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
В тоже время, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Администрацию г.о. Самара, провести реконструкцию указанных улиц в соответствии с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы») в срок до 01.10.2016 г.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача полномочий по содержанию улично-дорожной сети города Самары учреждению не освобождает муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силустатьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация г.о.Самара в данном случае представляет интересы муниципального образования.
Доказательств, свидетельствующих о том, что автомобильным дорогам в указанных границах требуется такой вид ремонта как реконструкция, в материалах дела не имеется.
Конкретные виды работ, входящие в комплекс работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, как это следует из положений ч. 4 статьи Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяются Минтрансом РФ, на который законодателем возложена обязанность по установлению классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Классификация устанавливает состав работ, которыми следует руководствоваться при планировании объемов работ. Определенный в Классификации состав дорожных работ может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения.
Перечень участков и автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяется путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями являются обоснованными.
Комплекс работ при реконструкции автомобильный дороги отличается от комплекса работ по ее капитальному ремонту.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Положениями пунктов 5 и 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 1 статьи 72, части 2 статьи 1.6.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статей 48-55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на администрацию г.о. Самара возложена обязанность по соблюдению определенной многоступенчатой и длительной процедуры, предшествующей заключению и исполнению муниципального контракта, нарушение которой повлечет как незаконные действия и акты, так и привлечение к ответственности лиц, нарушивших правовые акты, регулирующие особенности выполнения администрацией возложенных на нее функций.
Так, в силупункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса следует, что муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, а заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (часть 2 статьи 161 Кодекса).
Частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ определены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым отнесены конкурсы), аукционы, запрос котировок, запрос предложений, для организации и проведения которых требуются как выполнение определенной процедуры, так и наличие времени (часть 3 статьи 48, часть 1 статьи 49, часть 1 статьи 51, статья 52, часть 1 статьи 53, часть 2 статьи 54, часть 2 статьи 61, части 1 и 2 статьи 63, часть 2 статьи 67, часть 5 статьи 69, части 2, 3, 8-10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ).
Помимо этого статьями 48 - 55 Градостроительного кодекса установлена процедура, включающая в себя разработку проектно-сметной документации с последующим прохождением государственной экспертизы проекта, оформление правовой документации, получение разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах требование истца в части обязания ответчика провести реконструкцию дорог нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отклонению.
Поскольку обязанность по организации проведения как текущего так и капитального ремонта дорожного покрытия возложена на администрацию г.о.Самара, то при планировании объемов работ ей необходимо будет руководствоваться вышеуказанной Классификацией, дополняя определенный в ней состав дорожных работ необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения.
Суд считает необходимым обязать администрацию г.о.Самара определить состав и виды дорожных работ на улицах г. Самара:
Ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул. Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402. После чего организовать на указанных улицах проведение установленного вида ремонта с целью восстановления дорожного покрытия улиц, восстановления и обустройства тротуаров на указанных улицах, восстановления элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах в соответствие с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
Также следует обязать Администрацию г.о. Самара обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ситникова С.А. удовлетворить частично.
1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара по ремонту и содержанию улиц:
ул. Изыскательская от ул. Магистральная до ул. Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул.Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул. Изыскательская; ул. Цеховая от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской.
2. Обязать Администрацию г.о. Самара определить состав и виды дорожных работ на улицах г. Самара:
Ул.Изыскательская от ул.Магистральная до ул.Краснопресненская; ул. Магистральная от ул. Чекистов до Зубчаниновског шоссе; ул.Краснопресненская от Зубчаниновского шоссе до ул. Ленина (А.Невского); ул. Офицерская от Зубчаниновского шоссе до ул.Изыскательская; ул. Цеховая, от ул. Магистральная до ул. Арзамасская; ул. Металлургическая от ул. Магистральная до ул. Товарная; ул. Серноводская от ул. Магистральной до ул. Офицерской, в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402. После чего организовать на указанных улицах проведение установленного вида ремонта с целью восстановления дорожного покрытия улиц, восстановления и обустройства тротуаров на указанных улицах, восстановления элементов водоотвода с проезжей части и тротуаров на указанных улицах в соответствие с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
3. Обязать Администрацию г.о. Самара обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанных улиц и тротуаров на них.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них. Подавать замечания на протокол судебного заседания.
Мотивированное решение составлено 07.06.2016.
Судья В.Б. Бойко