Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1675/2020 ~ М-1416/2020 от 18.05.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1675/2020 по административному исковому заявлению Антипова В. Н. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказа в предоставлении государственной услуги,

установил:

Антипов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства.

В обоснование заявления указано, что между Антиповым В.Н. и ООО «Маркет» 16.12.2019 заключен договор участия в долевом строительстве № 38-К, в соответствии с которым ООО «Маркет» обязалось построить многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями общей площадью 5 936,5 кв.м по строительному адресу: <адрес> и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать Антипову В.Н. жилые помещения (квартиры) в указанном доме. Строительство жилого дома осуществлялось застройщиком на земельном участке с кадастровым номером площадью 2601,00 кв.м, предоставленном ему по договору аренды земельного участка №47а от 02.12.2016 с учётом договора уступки прав аренды земельного участка от 07.06.2017 и на основании разрешения на строительство № 63-301000-79-2019 от 31.05.2019.

В настоящее время строительство жилого дома полностью завершено, что подтверждается техническим заключением № 786/1-2020-ТЗ, актом приёмки объекта капитального строительства от 25.12.2019, заключением №02-С/20 по результатам проведения экспертизы на соответствие объёмно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности от 24.01.2020, актом о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, справкой АО «Самарская сетевая компания» № 350/76-28016 от 16.12.2019 о выполнении технических условий, справкой департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара №10 от 11.03.2020 о выполнении технических условий, актом готовности внутриплощадных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, подписанным ПАО «Т Плюс» от 20.04.2020.

Уведомлением №3/2891 от 30.04.2020 Министерство строительства Самарской области отказало Антипову В.Н. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причине отсутствия у заявителя права на земельный участок и неполучения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Административный истец считает отказ незаконным. Как участник долевого строительства он имеет общий с застройщиком интерес во вводе дома в эксплуатацию. С момента ввода жилого дома в эксплуатацию участники долевого строительства приобретут в силу ст. 36 ЖК РФ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором построен дом. Представленные заключения, акты и справки подтверждают соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

В связи с этим просит признать не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы решение Министерства строительства Самарской области, выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги № 3/2891 от 30.04.2020; обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Позняков П.Н. заявленные требования поддержал.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности – Милованова Н.А. административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Вигулярная Е.Г. в судебном заседании 10.06.2020 возражала против удовлетворения требований по изложенным в отзыве основаниям.

Заинтересованное лицо Государственная инспекция строительного надзора Самарской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо ООО «Маркет» представило письменный отзыв, в котором просит удовлетворить заявленные требования, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2).

Из материалов дела следует, что между Антиповым В.Н. и ООО «Маркет» 16.12.2019 заключен договор участия в долевом строительстве № 38-К, в соответствии с которым ООО «Маркет» обязалось построить объект капитального строительства: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>» общей площадью 5 936,5 кв.м и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать Антипову В.Н. жилые помещения (квартиры) в указанном доме в количестве <данные изъяты> шт. Предполагаемый срок получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию – не позднее 13.12.2019 (л.д.16-32).

Антипову В.Н. на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, №47а от 02.12.2016 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 2601,00 кв.м для завершения строительства (л.д. 32-39).

На основании договора уступки прав от 07.06.2017 право аренды по договору от 02.12.2016 передано Антиповым В.Н. Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» (л.д.40-13).

31.05.2019 Министерством строительства Самарской области Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» выдано разрешение №63-301000-79-2019 на строительство объекта капитального строительства: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д.44-47).

Из материалов дела усматривается, что в настоящее время строительные работы завершены, 25.12.2019 ООО «Маркет» приняло объект у генерального подрядчика ООО «АЛКО-АС» (л.д.83).

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прикладывает:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

- разрешение на строительство;

- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

- схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Уведомлением №3/2891 от 30.04.2020 Министерство строительства Самарской области отказало Антипову В.Н. в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в связи с непредставлением документов, указанных в п.3 ст.55 ГрК РФ, а также ввиду того, что у Антипова В.Н. отсутствуют права на земельный участок с кадастровым номером и он не является застройщиком объекта.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, министерство выдает в случаях, установленных Законом Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.

Таким образом, министерство является компетентным органом в вопросе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию рассматриваемого объекта.

В соответствии с п.6 ст.55 ГрК РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обоснован тем, что правообладателем земельного участка и застройщиком является ООО «Маркет», а не Антипов В.Н.

Между тем, учитывая, что заявитель как участник долевого строительства имеет общий с застройщиком интерес во вводе дома в эксплуатацию, следовательно, он имеет право на обращение за выдачей соответствующего разрешения на основании документов, выданных застройщику. С момента ввода дома в эксплуатацию участник долевого строительства приобретет в силу ст.36 ЖК РФ долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором построен дом.

Основанием отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось также отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В силу части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Материалами дела подтверждается, что, действительно, такое заключение Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области не выдавалось (л.д.123).

Вместе с тем, заявителем представлено техническое заключение № 786/1-2020-ТЗ по теме: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>», подготовленное ООО ПЦЭИ «ИМТОС» (л.д.49-82).

В заключении сделан вывод, что по результатам обследования и анализа документации, предоставленной заказчиком, техническое состояние возведенных несущих конструкций (фундамент, стены, перекрытия, покрытие, лестничные марши и площадки) и здания в целом оценивается как нормативное. Несущие конструкции здания и теплозащита выполнены в соответствии с проектными решениями. Дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении несущей способности, не отмечено. Несущие конструкции и основание здания обладают прочностью и устойчивостью, обеспечивающих в процессе эксплуатации отсутствие угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений (ст. 24 заключения).

Суд учитывает, что застройщик ООО «Маркет» уведомлял орган государственного строительного надзора о начале строительства (реконструкции) объекта. Как следует из отзыва ГИСН Самарской области, строительный надзор не велся и, соответственно, заключение не было выдано лишь потому, что на момент выезда основные строительно-монтажные работы по реконструкции уже были выполнены.

Также заявителем представлено заключение № 02-С/20 по результатам проведения экспертизы на соответствие объёмно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности от 24.01.2020, выполненное ООО «Реал-Защита», согласно которому конструктивные и объемно-планировочные решения объекта в полном объёме соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (л.д.84-94).

Акт от 25.12.2019, подписанный между застройщиком и генеральным подрядчиком, подтверждает соответствие объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов (л.д.95-96).

Справки АО «Самарская сетевая компания» и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара подтверждают выполнение технических условий по объекту; акт, подписанный ПАО «Т Плюс», подтверждает готовность внутриплощадных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя (л.д. 97-101).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным оспариваемого решения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление Антипова В.Н. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, выраженное в уведомлении №3/2891 от 30.04.2020.

Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя, заново рассмотрев заявление Антипова Виктора Николаевича о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.07.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1675/2020 ~ М-1416/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антипов В.Н.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
ООО "Маркет"
Позняков П.Н.
Департамент градостроительства г.о. Самара
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2020Предварительное судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее