РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1675/2020 по административному исковому заявлению Антипова В. Н. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказа в предоставлении государственной услуги,
установил:
Антипов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства.
В обоснование заявления указано, что между Антиповым В.Н. и ООО «Маркет» 16.12.2019 заключен договор участия в долевом строительстве № 38-К, в соответствии с которым ООО «Маркет» обязалось построить многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями общей площадью 5 936,5 кв.м по строительному адресу: <адрес> и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать Антипову В.Н. жилые помещения (квартиры) в указанном доме. Строительство жилого дома осуществлялось застройщиком на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2601,00 кв.м, предоставленном ему по договору аренды земельного участка №47а от 02.12.2016 с учётом договора уступки прав аренды земельного участка от 07.06.2017 и на основании разрешения на строительство № 63-301000-79-2019 от 31.05.2019.
В настоящее время строительство жилого дома полностью завершено, что подтверждается техническим заключением № 786/1-2020-ТЗ, актом приёмки объекта капитального строительства от 25.12.2019, заключением №02-С/20 по результатам проведения экспертизы на соответствие объёмно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности от 24.01.2020, актом о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, справкой АО «Самарская сетевая компания» № 350/76-28016 от 16.12.2019 о выполнении технических условий, справкой департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара №10 от 11.03.2020 о выполнении технических условий, актом готовности внутриплощадных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, подписанным ПАО «Т Плюс» от 20.04.2020.
Уведомлением №3/2891 от 30.04.2020 Министерство строительства Самарской области отказало Антипову В.Н. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причине отсутствия у заявителя права на земельный участок и неполучения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Административный истец считает отказ незаконным. Как участник долевого строительства он имеет общий с застройщиком интерес во вводе дома в эксплуатацию. С момента ввода жилого дома в эксплуатацию участники долевого строительства приобретут в силу ст. 36 ЖК РФ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором построен дом. Представленные заключения, акты и справки подтверждают соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
В связи с этим просит признать не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы решение Министерства строительства Самарской области, выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги № 3/2891 от 30.04.2020; обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Позняков П.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности – Милованова Н.А. административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Вигулярная Е.Г. в судебном заседании 10.06.2020 возражала против удовлетворения требований по изложенным в отзыве основаниям.
Заинтересованное лицо Государственная инспекция строительного надзора Самарской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо ООО «Маркет» представило письменный отзыв, в котором просит удовлетворить заявленные требования, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2).
Из материалов дела следует, что между Антиповым В.Н. и ООО «Маркет» 16.12.2019 заключен договор участия в долевом строительстве № 38-К, в соответствии с которым ООО «Маркет» обязалось построить объект капитального строительства: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>» общей площадью 5 936,5 кв.м и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать Антипову В.Н. жилые помещения (квартиры) в указанном доме в количестве <данные изъяты> шт. Предполагаемый срок получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию – не позднее 13.12.2019 (л.д.16-32).
Антипову В.Н. на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, №47а от 02.12.2016 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 2601,00 кв.м для завершения строительства (л.д. 32-39).
На основании договора уступки прав от 07.06.2017 право аренды по договору от 02.12.2016 передано Антиповым В.Н. Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» (л.д.40-13).
31.05.2019 Министерством строительства Самарской области Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» выдано разрешение №63-301000-79-2019 на строительство объекта капитального строительства: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д.44-47).
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время строительные работы завершены, 25.12.2019 ООО «Маркет» приняло объект у генерального подрядчика ООО «АЛКО-АС» (л.д.83).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прикладывает:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Уведомлением №3/2891 от 30.04.2020 Министерство строительства Самарской области отказало Антипову В.Н. в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в связи с непредставлением документов, указанных в п.3 ст.55 ГрК РФ, а также ввиду того, что у Антипова В.Н. отсутствуют права на земельный участок с кадастровым номером № и он не является застройщиком объекта.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, министерство выдает в случаях, установленных Законом Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
Таким образом, министерство является компетентным органом в вопросе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию рассматриваемого объекта.
В соответствии с п.6 ст.55 ГрК РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обоснован тем, что правообладателем земельного участка и застройщиком является ООО «Маркет», а не Антипов В.Н.
Между тем, учитывая, что заявитель как участник долевого строительства имеет общий с застройщиком интерес во вводе дома в эксплуатацию, следовательно, он имеет право на обращение за выдачей соответствующего разрешения на основании документов, выданных застройщику. С момента ввода дома в эксплуатацию участник долевого строительства приобретет в силу ст.36 ЖК РФ долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором построен дом.
Основанием отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось также отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что, действительно, такое заключение Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области не выдавалось (л.д.123).
Вместе с тем, заявителем представлено техническое заключение № 786/1-2020-ТЗ по теме: «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>», подготовленное ООО ПЦЭИ «ИМТОС» (л.д.49-82).
В заключении сделан вывод, что по результатам обследования и анализа документации, предоставленной заказчиком, техническое состояние возведенных несущих конструкций (фундамент, стены, перекрытия, покрытие, лестничные марши и площадки) и здания в целом оценивается как нормативное. Несущие конструкции здания и теплозащита выполнены в соответствии с проектными решениями. Дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении несущей способности, не отмечено. Несущие конструкции и основание здания обладают прочностью и устойчивостью, обеспечивающих в процессе эксплуатации отсутствие угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений (ст. 24 заключения).
Суд учитывает, что застройщик ООО «Маркет» уведомлял орган государственного строительного надзора о начале строительства (реконструкции) объекта. Как следует из отзыва ГИСН Самарской области, строительный надзор не велся и, соответственно, заключение не было выдано лишь потому, что на момент выезда основные строительно-монтажные работы по реконструкции уже были выполнены.
Также заявителем представлено заключение № 02-С/20 по результатам проведения экспертизы на соответствие объёмно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности от 24.01.2020, выполненное ООО «Реал-Защита», согласно которому конструктивные и объемно-планировочные решения объекта в полном объёме соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (л.д.84-94).
Акт от 25.12.2019, подписанный между застройщиком и генеральным подрядчиком, подтверждает соответствие объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов (л.д.95-96).
Справки АО «Самарская сетевая компания» и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара подтверждают выполнение технических условий по объекту; акт, подписанный ПАО «Т Плюс», подтверждает готовность внутриплощадных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя (л.д. 97-101).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным оспариваемого решения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление Антипова В.Н. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, выраженное в уведомлении №3/2891 от 30.04.2020.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя, заново рассмотрев заявление Антипова Виктора Николаевича о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция гостевого дома с оздоровительным комплексом и блоком обслуживания под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья