Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Сызрань 18 июля 2017 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-2018/2017 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Мартыновой Е. А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
Административный истец представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области обратился в суд к административному ответчику с иском о восстановлении срока для подачи заявления, взыскании с Мартыновой Е.А. задолженности по транспортному налогу за 2012 год в размере 2 978,50 руб., пени в размере 362,34 руб.
В обоснование своих доводов административный истец указал на то, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК ПФ возложена обязанность уплачивать налоги. В силу п. 3 ст. 75 НК РФ в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый день просрочки. К налогам, обязанность уплаты которых возложены на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имуще6тсва и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ). Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплате суммы налога, а так же об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1,2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ). В связи с наличием у Мартыновой Е.А. в собственности объектов налогообложения, она является налогоплательщиком налогов. В связи с чем, в его адрес были направлены уведомления о необходимости уплаты исчисленных налогов. В связи с тем, что обязанность уплатить налоги исчисленные не была выполнена, налоговым органов в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога. В связи с тем, что требование об уплате налога так же исполнено не было, были начислены пени на неуплату налогов в установленные сроки. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течении шести месяцев со дня истечении срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой Инспекции не представилось возможным своевременно обратиться в суд за взысканием неуплаченных ответчиком пеней и штрафов. Определением мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области в выдаче судебного приказа о взыскании с Мартыновой Е.А. было отказано в связи с поступлением письменных возражений от Мартыновой Е.А.
В соответствии со ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Административный ответчик Мартынова Е.А. против административного иска возражала, поскольку срок подачи административного искового заявления пропущен по неуважительной причине и восстановлению он не подлежит, просила в удовлетворении заявления МИ ФНС России № 3 по Самарской области отказать.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Мартыновой Е.А. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи…
…Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом...
…Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки…
…Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах…
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании…
…Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма…
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей…
Судом установлено, что Мартынова Е.А. является налогоплательщиком транспортного налога за 2012 год, в связи с наличием у нее в собственности объекта налогообложения: а/м Хундай NF2.4 GLS г.р.з. * * *, снятый с регистрационного учета <дата>.
В соответствии с гл. 28 НК РФ и Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 Мартыновой Е.А. был начислен транспортный налог за 2012 года в размере 2 978,5 руб.
Мартыновой Е.А. Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области было направлено налоговое уведомление № *** об уплате транспортного налога в размере 2 978,5 руб., где предлагалось в добровольном порядке в срок до <дата> произвести уплату налога.
Транспортный налог Мартыновой Е.А. уплачен не был, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в адрес Мартыновой Е.А. <дата> было направлено требование № *** об уплате недоимки по транспортному налогу за 2012 год в размере 2 978,5 руб., пени в размере 362,34 руб.
Данное требование Мартыновой Е.А. исполнено не было.
Взыскание задолженности с Мартыновой Е.А. недоимки по транспортному налогу за 2012 год в размере 2 978,5 руб. и пени в размере 362,34 руб. инспекцией не производилось.
Определением мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Самарской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2012 год с Мартыновой Е.А. было отказано.
До настоящего времени уплата налогов за 2012 год Мартыновой Е.А. не произведена, в связи с чем, <дата> Межрайонная ИФНС № 3 по Самарской области обратилась в Сызранский городской суд с настоящим административным иском к Мартыновой Е.А. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Мартыновой Е.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2012 год оставить без удовлетворения, поскольку в судебном заседании установлено, что Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в Сызранский городской суд с настоящим административным иском за пределами установленного законом срока на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, уважительные причины пропуска административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют, а потому предусмотренные законом основания для восстановления срока на подачу данного административного иска и его удовлетворения также отсутствуют.
Доводы административного истца о том, что установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском пропущен Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по уважительной причине в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой Инспекции, суд считает несостоятельными, поскольку большой объем документооборота и загруженность работников Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области не является уважительной причиной для пропуска указанного выше срока. Какие-либо объективные, допустимые и достаточные доказательства в подтверждение наличия у административного истца иных уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением суду не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Мартыновой Е. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2012 год оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Судья Сорокина О.А.