Дело № 2а-4070/2019
УИД 36RS0004-01-2019-004147-77
3.020 - Гл. 22 КАС РФ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Русиной Е.А.,
с участием:
административного истца Григорьева Н.Д., его представителя по устному ходатайству Григорьева С.Г.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Григорьева Николая Дмитриевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, признании уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности провести постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Григорьев Н.Д. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности земельного участка № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» <адрес> от 07 февраля 2019 года; признании незаконным уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» <адрес> от 07 мая 2019 года № КУВД-001/2019-758396/2; возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности земельного участка № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» г. Воронежа.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что он фактически непрерывно и открыто пользуется ранее не учтенным земельным участком №, площадью 878 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» и является членом товарищества на основании протокола повторного общего собрания от 30.09.2012 г.
Согласно п. 1.2 Устава ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» является правопреемником Садоводческого Некоммерческого Товарищества СНТ «Яблочко», ранее ПОС «Яблочко».
24.01.2019 г. Григорьев Н.Д. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением под № MFC-0309/2019-13615-1 о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ».
Административный ответчик своим уведомлением от 07.02.2019 г. приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Письмом от 26.04.2019 г. № 04-6898-ЕП Управление Росреестра по Воронежской области с приложением Решения № 18 от 26.04.2019 г. заседания апелляционной комиссии при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, истцу было отказало в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении.
С указанными в уведомлении доводами административный истец не согласен по следующим основаниям:
- в соответствии с п. 2.7. ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право, независимо от даты вступления в члены указанного объединения, приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организованно указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрании уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных нужд.
04.07.2015 г. общим собранием членов СНТ «Яблочко» был утверждён план размещения земельных участков и принято решение проведения межевания, уточнение границ земельных участков находящихся в индивидуальной собственности и оформлении в собственность земельных участков ранее неучтённых, не состоящих на кадастровом учёте и по которым не производится оплата земельного налога в бюджет города.
Общим собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» 24.09.2017 г., по заявлению истца, принято решение: «... с условием внесения в кассу Товарищества вступительного взноса при единогласном голосовании принято решение подтвердить выделение земельного участка члену ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», Григорьеву Николаю Дмитриевичу <данные изъяты> г.р. уч. № пл. 878 кв.м.»
Истцом были сделаны запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Воронежской области» и получены ответы согласно которым в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: СНТ «ПРИДОНЬЕ» (ранее СНТ «Яблочко»), участок №; правопритязаний на участок не имеется.
Таким образом, на данный земельный участок отсутствуют другие претенденты, границы земельного участка спорными не являются, участок находится в границах ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ».
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок истец не имеет возможности поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, самостоятельно обратившись в соответствующий государственный орган.
Участок №, расположенный по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», как ранее неучтённый, является образуемым и подлежит одновременному государственному кадастровому учёту и государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращении в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании 12.09.2019 г. объявлен перерыв до 23.09.2019 г.
В судебном заседании административный истец Григорьев Н.Д., его представитель по устному ходатайству Григорьев С.Г. заявленные административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирин А.И. иск не признал, в удовлетворении просил отказать в полном объеме, пояснял по письменным возражениям по иску.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Так, в материалах дела имеются сведения, подтверждающие извещенность заинтересованного лица о судебном заседании 12.09.2019 г. (почтовое уведомление о вручении заказной корреспонденции) с учетом чего суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо о начавшемся процессе извещено, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела им должны приниматься самостоятельно.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела определены судьей и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству; в судебном заседании разъяснены лицам, участвующим в деле, о чем судом отобрана подписка.
Материалами дела установлено.
24.01.2019 г. Григорьев Н.Д. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением № КУВД-001/2019-758396 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ», уч. №
Как видно из копий представленных на регистрацию документов, в качестве документов -оснований для проведения кадастрового учета земельного участка и регистрации права собственности, были представлены: постановление главы администрации города Воронежа от 06.01.1997 г. № 1 «О предоставлении земельного участка потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства»; справка ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой административный истец имеет земельный участок № площадью 878 кв.м., границы земельного участка спорными не являются, ПОС «Яблочко» переименовано с СНТ «Яблочко», которое в дальнейшем переименовано в ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ»; протокол общего собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от 24.09.2017 г., на котором принято решение подтвердить выделение Григорьеву Н.Д., как члену ТСН, ранее не учтенного земельного участка №, площадью 878 кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 07.02.2019 г. № MFC-0309/2019-13615 приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на земельный участок на срок 07.05.2019 г.
В ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что согласно представленного постановления главы администрации города Воронежа № 1 от 06.01.1997 г. «О предоставлении земельного участка Потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства», предоставляются в собственность граждан членов ПОС «Яблочко» земельные участки общей площадью 12,4 га. В соответствии со справкой № от 24.11.2018 г., выданной председателем ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», Григорьев Н.Д. имеет земельный участок №. Кроме того, справка содержит информацию о том, что СНТ «Яблочко» переименовано в СНТ «ПРИДОНЬЕ». Однако, на государственную регистрацию прав не представлен список членов СНТ «Яблочко», которым предоставлялся земельный участок на основании вышеуказанного Постановления, заверенный печатью администрации или муниципального архива и подписью надлежащего лица. В том числе в письме от 29.09.2017 г. № из «Муниципальный архив городского округа <адрес>» содержатся сведения об отсутствии списков граждан членов СНТ «Яблочко». Также в процессе правовой экспертизы было установлено, что в Государственном фонде данных отсутствует информация о выдаче Григорьеву Н.Д. свидетельства о праве собственности на данный земельный участок.
С учетом чего, на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 07.02.2019 г. принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
В связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 07.05.2019 г. № КУВД-001/2019-758396/2, отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 18 названного закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Из ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ усматриваются следующие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ст. 18 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав изложены в ст. 21 данного Закона, из которого следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Согласно п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Согласно статье 9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
В ходе рассмотрения дела установлено, что как на государственную регистрацию, так и входе судебного разбирательства, таких документов Григорьевым Н.Д. представлено не было и таковых у него не имеется.
Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика, согласно представленной справки № 78 от 24.11.2018 г., выданной председателем ТСН «СНТ «Придонье», заявитель имеет участок №, а также в данной справке содержится информация о том, что СНТ «Яблочко» переименовано в ТСН «СНТ «Придонье».
В постановлении главы администрации города Воронежа № 1 от 06.01.1997 г. «О предоставлении земельного участка Потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства» указано в том числе, что земельные участки общей площадью 12,4 га предоставляются в собственность граждан членов потребительского общества садоводов «Яблочко».
Однако, на государственную регистрацию прав не представлен список членов потребительского общества садоводов «Яблочко», которым предоставлялся земельный участок на основании вышеуказанного Постановления, заверенный печатью администрации или муниципального архива и подписью надлежащего лица.
Кроме того, в письме от 29.09.2017 г. № 6902 из Администрации городского округа город Воронеж содержится информация о том, что в муниципальном архиве городского округа город Воронеж отсутствуют списки граждан членов СНТ «Яблочко», которым предоставлялись земельные участки.
Так же в процессе проведения правовой экспертизы установлено, что в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует информация о выдаче Григорьеву Н.Д.свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок.
Указанные факты материалами дела подтверждены, в ходе рассмотрения дела истцовой стороной не опровергнуты, в связи с чем, признаны судом установленными.
Кроме того, как указывает в поданном административном иске сам Григорьев Н.Д., он не имеет возможности поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, в связи с отсутствием у него правоустанавливающих документов на данный земельный участок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом на государственную регистрацию не было представлено надлежащих документов, поименованных в части 2 статьи 14 Закона о регистрации, являющихся основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Указывая на незаконность действий Управления Росреестра по Воронежской области административный истец, его представитель в ходе рассмотрения дела поясняли суду, что таким документом – основанием в данном случае будет являться протокол № 2 общего собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от 24.09.2017 г., с учетом положений пункта 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Как следует из указанного протокола, единогласным голосованием, на основании поданного заявления, принято решение о подтверждение выделения земельных участков членам ТСН, в том числе и административному истцу Григорьеву Н.Д. - земельного участка №, площадью 878 кв.м.
Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела и следует из пояснений административного истца, в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с приложением протокола общего собрания членов ТСН Григорьев Н.Д. не обращался, решение в порядке статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которое являлось бы документом - основанием (правоустанавливающим документом) для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, органом местного самоуправления не принималось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом не соблюден порядок, предусмотренный положениями пунктов 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решение уполномоченного органа о предоставлении в собственность земельного участка не получено, иных правоустанавливающих документов у истца не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемых решений органа кадастрового учета и отказа Григорьеву Н.Д. в удовлетворении заявленных административных исковых требований, что не лишает последнего права обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, в дальнейшем повторив процедуру государственной регистрации, либо обратится в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о признании права собственности на земельный участок в отсутствие правоустанавливающих документов.
При разрешении заявленных требований суд не находит оснований для признания срока на обращение в суд пропущенным.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пунктом 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации права принято 07.05.2019 г. С настоящим административным иском Григорьев Н.Д. обратился в суд 23.07.2019 г., то есть в установленный законом трехмесячный срок.
В части соблюдения сроков на оспаривание уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 07.02.2019 г., суд полагает необходимым отметить следующее.
Как видно из материалов дела, 21.03.2019 г. истец обращался в Советский районный суд г. Воронежа с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07.02.2019 г. Определением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2019 года административное исковое заявление возвращено Григорьеву Н.Д., в связи с его неподсудностью Советскому районному суду г. Воронежа, административному истцу разъяснено право обратиться в суд по месту нахождения ответчика, либо в суд по месту своего жительства.
Таким образом, судом принимается во внимание, что административный истец первоначально обратился в суд в установленный законом срок, своевременно принял меры, направленные на реализацию им права на судебную защиту, в то время как обстоятельство ошибочного определения административным истцом подсудности, приведшее к пропуску срока обращения в надлежащий суд, не зависит от воли заявителя, и не учитывается судом при исчислении установленных сроков, что в совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин для восстановления предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока на судебную защиту.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Григорьева Николая Дмитриевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, признании уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности провести постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Дело № 2а-4070/2019
УИД 36RS0004-01-2019-004147-77
3.020 - Гл. 22 КАС РФ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Русиной Е.А.,
с участием:
административного истца Григорьева Н.Д., его представителя по устному ходатайству Григорьева С.Г.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Григорьева Николая Дмитриевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, признании уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности провести постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Григорьев Н.Д. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности земельного участка № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» <адрес> от 07 февраля 2019 года; признании незаконным уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» <адрес> от 07 мая 2019 года № КУВД-001/2019-758396/2; возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности земельного участка № в ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» г. Воронежа.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что он фактически непрерывно и открыто пользуется ранее не учтенным земельным участком №, площадью 878 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ» и является членом товарищества на основании протокола повторного общего собрания от 30.09.2012 г.
Согласно п. 1.2 Устава ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» является правопреемником Садоводческого Некоммерческого Товарищества СНТ «Яблочко», ранее ПОС «Яблочко».
24.01.2019 г. Григорьев Н.Д. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением под № MFC-0309/2019-13615-1 о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ».
Административный ответчик своим уведомлением от 07.02.2019 г. приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Письмом от 26.04.2019 г. № 04-6898-ЕП Управление Росреестра по Воронежской области с приложением Решения № 18 от 26.04.2019 г. заседания апелляционной комиссии при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, истцу было отказало в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении.
С указанными в уведомлении доводами административный истец не согласен по следующим основаниям:
- в соответствии с п. 2.7. ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право, независимо от даты вступления в члены указанного объединения, приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организованно указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрании уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных нужд.
04.07.2015 г. общим собранием членов СНТ «Яблочко» был утверждён план размещения земельных участков и принято решение проведения межевания, уточнение границ земельных участков находящихся в индивидуальной собственности и оформлении в собственность земельных участков ранее неучтённых, не состоящих на кадастровом учёте и по которым не производится оплата земельного налога в бюджет города.
Общим собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» 24.09.2017 г., по заявлению истца, принято решение: «... с условием внесения в кассу Товарищества вступительного взноса при единогласном голосовании принято решение подтвердить выделение земельного участка члену ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», Григорьеву Николаю Дмитриевичу <данные изъяты> г.р. уч. № пл. 878 кв.м.»
Истцом были сделаны запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Воронежской области» и получены ответы согласно которым в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: СНТ «ПРИДОНЬЕ» (ранее СНТ «Яблочко»), участок №; правопритязаний на участок не имеется.
Таким образом, на данный земельный участок отсутствуют другие претенденты, границы земельного участка спорными не являются, участок находится в границах ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ».
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок истец не имеет возможности поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, самостоятельно обратившись в соответствующий государственный орган.
Участок №, расположенный по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», как ранее неучтённый, является образуемым и подлежит одновременному государственному кадастровому учёту и государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращении в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании 12.09.2019 г. объявлен перерыв до 23.09.2019 г.
В судебном заседании административный истец Григорьев Н.Д., его представитель по устному ходатайству Григорьев С.Г. заявленные административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирин А.И. иск не признал, в удовлетворении просил отказать в полном объеме, пояснял по письменным возражениям по иску.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Так, в материалах дела имеются сведения, подтверждающие извещенность заинтересованного лица о судебном заседании 12.09.2019 г. (почтовое уведомление о вручении заказной корреспонденции) с учетом чего суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо о начавшемся процессе извещено, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела им должны приниматься самостоятельно.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела определены судьей и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству; в судебном заседании разъяснены лицам, участвующим в деле, о чем судом отобрана подписка.
Материалами дела установлено.
24.01.2019 г. Григорьев Н.Д. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением № КУВД-001/2019-758396 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ», уч. №
Как видно из копий представленных на регистрацию документов, в качестве документов -оснований для проведения кадастрового учета земельного участка и регистрации права собственности, были представлены: постановление главы администрации города Воронежа от 06.01.1997 г. № 1 «О предоставлении земельного участка потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства»; справка ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой административный истец имеет земельный участок № площадью 878 кв.м., границы земельного участка спорными не являются, ПОС «Яблочко» переименовано с СНТ «Яблочко», которое в дальнейшем переименовано в ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ»; протокол общего собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от 24.09.2017 г., на котором принято решение подтвердить выделение Григорьеву Н.Д., как члену ТСН, ранее не учтенного земельного участка №, площадью 878 кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 07.02.2019 г. № MFC-0309/2019-13615 приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на земельный участок на срок 07.05.2019 г.
В ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что согласно представленного постановления главы администрации города Воронежа № 1 от 06.01.1997 г. «О предоставлении земельного участка Потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства», предоставляются в собственность граждан членов ПОС «Яблочко» земельные участки общей площадью 12,4 га. В соответствии со справкой № от 24.11.2018 г., выданной председателем ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ», Григорьев Н.Д. имеет земельный участок №. Кроме того, справка содержит информацию о том, что СНТ «Яблочко» переименовано в СНТ «ПРИДОНЬЕ». Однако, на государственную регистрацию прав не представлен список членов СНТ «Яблочко», которым предоставлялся земельный участок на основании вышеуказанного Постановления, заверенный печатью администрации или муниципального архива и подписью надлежащего лица. В том числе в письме от 29.09.2017 г. № из «Муниципальный архив городского округа <адрес>» содержатся сведения об отсутствии списков граждан членов СНТ «Яблочко». Также в процессе правовой экспертизы было установлено, что в Государственном фонде данных отсутствует информация о выдаче Григорьеву Н.Д. свидетельства о праве собственности на данный земельный участок.
С учетом чего, на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 07.02.2019 г. принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
В связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 07.05.2019 г. № КУВД-001/2019-758396/2, отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 18 названного закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Из ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ усматриваются следующие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ст. 18 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав изложены в ст. 21 данного Закона, из которого следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Согласно п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Согласно статье 9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
В ходе рассмотрения дела установлено, что как на государственную регистрацию, так и входе судебного разбирательства, таких документов Григорьевым Н.Д. представлено не было и таковых у него не имеется.
Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика, согласно представленной справки № 78 от 24.11.2018 г., выданной председателем ТСН «СНТ «Придонье», заявитель имеет участок №, а также в данной справке содержится информация о том, что СНТ «Яблочко» переименовано в ТСН «СНТ «Придонье».
В постановлении главы администрации города Воронежа № 1 от 06.01.1997 г. «О предоставлении земельного участка Потребительскому обществу садоводов «Яблочко» для коллективного садоводства» указано в том числе, что земельные участки общей площадью 12,4 га предоставляются в собственность граждан членов потребительского общества садоводов «Яблочко».
Однако, на государственную регистрацию прав не представлен список членов потребительского общества садоводов «Яблочко», которым предоставлялся земельный участок на основании вышеуказанного Постановления, заверенный печатью администрации или муниципального архива и подписью надлежащего лица.
Кроме того, в письме от 29.09.2017 г. № 6902 из Администрации городского округа город Воронеж содержится информация о том, что в муниципальном архиве городского округа город Воронеж отсутствуют списки граждан членов СНТ «Яблочко», которым предоставлялись земельные участки.
Так же в процессе проведения правовой экспертизы установлено, что в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует информация о выдаче Григорьеву Н.Д.свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок.
Указанные факты материалами дела подтверждены, в ходе рассмотрения дела истцовой стороной не опровергнуты, в связи с чем, признаны судом установленными.
Кроме того, как указывает в поданном административном иске сам Григорьев Н.Д., он не имеет возможности поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, в связи с отсутствием у него правоустанавливающих документов на данный земельный участок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом на государственную регистрацию не было представлено надлежащих документов, поименованных в части 2 статьи 14 Закона о регистрации, являющихся основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Указывая на незаконность действий Управления Росреестра по Воронежской области административный истец, его представитель в ходе рассмотрения дела поясняли суду, что таким документом – основанием в данном случае будет являться протокол № 2 общего собрания членов ТСН «СНТ «ПРИДОНЬЕ» от 24.09.2017 г., с учетом положений пункта 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Как следует из указанного протокола, единогласным голосованием, на основании поданного заявления, принято решение о подтверждение выделения земельных участков членам ТСН, в том числе и административному истцу Григорьеву Н.Д. - земельного участка №, площадью 878 кв.м.
Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела и следует из пояснений административного истца, в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с приложением протокола общего собрания членов ТСН Григорьев Н.Д. не обращался, решение в порядке статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которое являлось бы документом - основанием (правоустанавливающим документом) для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, органом местного самоуправления не принималось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом не соблюден порядок, предусмотренный положениями пунктов 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решение уполномоченного органа о предоставлении в собственность земельного участка не получено, иных правоустанавливающих документов у истца не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемых решений органа кадастрового учета и отказа Григорьеву Н.Д. в удовлетворении заявленных административных исковых требований, что не лишает последнего права обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, в дальнейшем повторив процедуру государственной регистрации, либо обратится в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о признании права собственности на земельный участок в отсутствие правоустанавливающих документов.
При разрешении заявленных требований суд не находит оснований для признания срока на обращение в суд пропущенным.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пунктом 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации права принято 07.05.2019 г. С настоящим административным иском Григорьев Н.Д. обратился в суд 23.07.2019 г., то есть в установленный законом трехмесячный срок.
В части соблюдения сроков на оспаривание уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 07.02.2019 г., суд полагает необходимым отметить следующее.
Как видно из материалов дела, 21.03.2019 г. истец обращался в Советский районный суд г. Воронежа с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07.02.2019 г. Определением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2019 года административное исковое заявление возвращено Григорьеву Н.Д., в связи с его неподсудностью Советскому районному суду г. Воронежа, административному истцу разъяснено право обратиться в суд по месту нахождения ответчика, либо в суд по месту своего жительства.
Таким образом, судом принимается во внимание, что административный истец первоначально обратился в суд в установленный законом срок, своевременно принял меры, направленные на реализацию им права на судебную защиту, в то время как обстоятельство ошибочного определения административным истцом подсудности, приведшее к пропуску срока обращения в надлежащий суд, не зависит от воли заявителя, и не учитывается судом при исчислении установленных сроков, что в совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин для восстановления предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока на судебную защиту.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Григорьева Николая Дмитриевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, признании уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности провести постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «СНТ ПРИДОНЬЕ».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2019 года.