Дело № 2-330/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 27 апреля 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-страницах на сайтах: http://<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Благовещенского района Амурской области обратился в суд с настоящим заявлением, и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Благовещенского района в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации выявлены нарушения федерального законодательства. Так, на сайтах: http://<данные изъяты> у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести магниты, способные остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета воды, газа, электричества. Использование, применение продукции информация, о распространении которой содержится на указанных сайтах, является противоправным, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов. Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом. Вместе с тем, указанная информация находится в свободном доступе, сведения о данных сайтах отсутствуют в Единый реестр доменных имен. На основании изложенного, руководствуясь 45 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просил суд признать информацию, размещенную на интернет–страницах на сайтах: http://<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заявитель прокурор Благовещенского района Марцоха И.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил суду отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, не возражая против удовлетворения заявления прокурора. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Благовещенского района Амурской области в ходе проверки исполнения федерального законодательства осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети в свободном доступе неограниченного круга лиц на интернет - страницах с адресами: http://<данные изъяты>, которая содержит признаки рекламы о возможности приобретения средств для несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, в том числе в целях уклонения от оплаты за потребленные энергетические ресурсы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе, на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Как следует из приведенных правовых норм, достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, достигается соблюдением сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности проверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной, то есть не являться актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством и не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту.
Таким образом, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: http://<данные изъяты> организована деятельность интернет-магазинов по продаже магнитов, способных, согласно размещенным на данных ресурсах сведениям, остановить приборы учета воды, газа, электричества, то есть, произвести несанкционированное вмешательство в их работу.Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Вместе с тем, вмешательство в работу приборов учета прямо запрещено законом. Кроме того, предоставление заведомо недостоверных сведений об объемах потребленных энергоресурсов для целей осуществления расчетов с энергоснабжающими организациями в зависимости от размера причиненного ущерба образует составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение чужого имущества путем мошенничества), ст. 7.19 (самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа), либо преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Таким образом, распространение данных сведений побуждает потребителей коммунальных ресурсов к самовольному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета, направленному на искажение их показаний, а также нарушает права добросовестных потребителей, на которых может быть возложена обязанность по оплате не потребленных или коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения разницы между показаниями индивидуальных и коллективных приборов учета, создает предпосылки для причинения ущерба предприятиям коммунального комплекса.
Деятельность указанных лиц нарушает требования Жилищного кодекса РФ, Федеральных законов от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, распространяемая ими информация подлежит признанию в судебном порядке к запрещенной к распространению па территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 2 ч. 5, ч.ч.7-10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, путем доступа к данным сведениям.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, суд считает, что информация, расположенная на <данные изъяты>, содержащая признаки пропаганды совершения преступлений, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством, вместе с тем, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 указанного Закона).
Также предусмотрен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 данного Закона).
Исходя из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-сайтам: http://<данные изъяты>, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В связи с тем, что точное количество лиц, заинтересованных в исходе настоящего дела, интересы которых будут затронуты определить невозможно в силу того, что круг лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут зайти на указанные интернет-сайты определить невозможно, таким образом, и.о. прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомерно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает заявленные и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области, действующим в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, требования о признании информации, размещенной на интернет-страницах на сайтах: http://<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-страницах на сайтах: http://<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет–страницах на сайтах: http://<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
По вступлению решения в законную силу направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для внесения сведений об информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: