Дело № 2-967/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Емельяново 29 апреля 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Лукашенок Е.А.,
при секретаре: Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Красноярья» о возложении обязанности получить лицензию на деятельность по тушению пожаров,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» об обязании получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, в филиале «Аэропорт Туруханск» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования иска мотивированы тем, что Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», в ходе которой выявлены нарушения. В филиале «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее СПАСОП). Согласно штатному расписанию филиала «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель (руководитель ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарный спасатель, водитель пожарной, водитель пожарного автомобиля. Согласно протоколу №П-04/2008 от 30.06.2008г. заседания ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирования и спасателей, принято решение аттестовать личный состав СПАСОП на право выполнения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в зоне ответственности аэропорта с присвоением квалификации «СПАСАТЕЛЬ». СПАСОП филиала «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» имеет свидетельство №004567 от 30.06.2008 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях действительное до 30.06.2011, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации. Филиал «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 13.08.2009г., в соответствии с которым филиал «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении филиалом «Аэропорт Туруханск» ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
В связи с реорганизацией ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» в форме выделения ФКП «Аэропорты Красноярья» с закреплением за ним на праве оперативного управления имущественных комплексов аэропортов в том числе «Туруханск», в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.11.2011 года №1978-р, ФКП «Аэропорты Красноярья» является правопреемником ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» и принимает на себя его обязательства.
В судебном заседании представитель истца – и.о.Енисейского транспортного прокурора – Южаков М.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – ФКП «Аэропорты Красноярья» - Щербакова Л.Е. (по доверенности) с иском не согласилась, суду пояснила ФКП «Аэропорты Красноярья» является правопреемником ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка». ФКП «Аэропорты Красноярья», выручка и прибыль от осуществления деятельности по тушению пожаров у предприятия отсутствует, этот вид деятельности предприятие не осуществляет. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности. Действия службы СПАСОП по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов направлены и необходимы для обеспечения производственного процесса предприятия, прибыли от этих действий организация не получает. Более того, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов - обязательное условие для функционирования аэропорта. Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров распространяется на тех лиц для которых такая деятельность является основной. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ФКП «Аэропорты Красноярья» не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров. Предприятием получен сертификат на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов в аэропорту Туруханск. ФКП «Аэропорты Красноярья», не имея достаточного финансирования, не сможет получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров, т.к. наличие зданий и сооружений, а также укомплектование службы оснащением и техникой - одни из основных условий получения лицензии. ФКП «Аэропорты Красноярья», не имея лицензии на тушение пожаров, заключило Соглашение об оперативном взаимодействии подразделений с ПЧ-87 ФГКУ «17 отряд ФПС по Красноярскому краю». ФКП «Аэропорты Красноярья» вправе заключать договоры на оказание услуг (соглашения о взаимодействии) на те виды деятельности, которые предприятие самостоятельно не осуществляет, в том числе и на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Кроме того, истцом заявлен не достаточный срок для исполнения решения по заявленным исковым требованиям, необходимо не менее шести месяцев.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ (ред. от 25.11.2009г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», аварийно-спасательные службы создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб - руководством организаций.
В соответствии с п. 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24.04.2000г. №98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
В судебном заседании установлено, что в филиале «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
Согласно штатному расписанию филиала «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель (руководитель ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарный спасатель, бригадир водитель пожарного автомобиля, водитель пожарного автомобиля, мастер по газодымозащитной службе, диспетчер пожарной связи.
Согласно протоколу №П-04/2008 от 30.06.2008г. заседания ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирования и спасателей, принято решение аттестовать личный состав СПАСОП на право выполнения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в зоне ответственности аэропорта с присвоением квалификации «СПАСАТЕЛЬ».
Филиал «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 03.03.2016г., в соответствии с которым филиал «Аэропорт Туруханск», признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта.
В соответствии с ч.2 Устава ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка», Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли; одним из основных видов деятельности предприятия является обеспечение обслуживания авиаперевозок пассажиров, почты и грузов в аэропорту, в том числе поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.
В соответствии с п.21 Устава ФКП «Аэропорты Красноярья», к видам деятельности предприятия относится деятельность по предупреждению и тушению пожаров.
В соответствии с Положением о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденным приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 г. № 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, является: противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушением пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Между ПЧ-87 ФГКУ «17 отряд ФПС» по охране с.Турухнск и СПАСОП ФКП «Аэропорты Красноярья» филиала «Аэропорт Туруханск» заключено соглашение об оперативном взаимодействии подразделений 15 января 2013 года. Данным соглашением определен порядок вызова подразделений противопожарной службы для ликвидации пожаров на территории аэропорта.
В подтверждение своих доводов, ответчик предоставил справку о том, что деятельность по тушению пожаров не осуществляется, выручки от деятельности по тушению пожаров предприятие не получает.
В соответствии с п. 14 ч.1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
Под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии со ст.9 Воздушного кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Часть 1 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») гласит, что отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 2.1.2., 2.1.3. Положения о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала «Аэропорт Туруханск», одной из основных задач Службы является проведение поисковых, аварийно-спасательных и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в гражданской авиации в районе ответственности, тушение пожаров на воздушных судах и объектах аэропорта, организация, контроль и осуществление мероприятий по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов.
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» или Постановление Правительства РФ от 31.01.2012 N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата.
Между тем, в нарушение требований ст.9 Воздушного кодекса РФ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» филиал «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», осуществляя аэропортовую деятельность, в том числе аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов, лицензии на деятельность по тушению пожаров не имеет.
Деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
С учетом вышеизложенного и исходя из целей лицензирования, суд полагает, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
Сертификация не исключает лицензирование деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, наличие у филиала «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полётов не освобождает предприятие от получения лицензии на тушение пожаров.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности безотносительно к тому, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении филиалом «Аэропорт Туруханск» ФКП «Аэропорты Красноярья», деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, обслуживание воздушных судов, грузов и пассажиров в аэропорту «Туруханск», с нарушениями требований законодательства о лицензировании, может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, установленных в ходе судебного заседания, у суда не возникает сомнений в том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, установив срок получить лицензии на деятельность по тушению пожаров, в филиале ««Аэропорт Туруханск» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского транспортного прокурора, удовлетворить.
Обязать ФКП «Аэропорты Красноярья» получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, в филиале «Аэропорт Туруханск» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А.Лукашенок