Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4995/2014 ~ М-4287/2014 от 09.06.2014

Решение

Именем Российской Федерации

08 июля 2014 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи: Осипова О.В.,

при секретаре: Романовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № 2-4995/14 по исковому заявлению Матюниной . к Голик ., третьему лицу: Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> об устранении препятствий в пользовании домовой книгой, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,

Установил:

Истец Матюнина О.А. в лице своего представителя Клюева А.А. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику – Голик Т.И., в обоснование своих требований к ответчику, указав, что истец является собственником ? доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и с целью регистрации своего малолетнего сына по вышеуказанному адресу и получения справки о составе своей семьи для оформления социального пакета после рождения малолетнего сына, истец обратилась в адрес ответчика за домовой книгой, однако, ответчик в грубой форме отказала истцу в указанной просьбе, после чего, по факту удержания ответчиком домовой книги, истец обратилась в отдел полиции с заявлением о привлечении ответчика к уголовной ответственности по факту удержания ею домовой книги, однако, её обращение в адрес указанного правоохранительного органа истцу положительного результата не принесло, в связи с чем, ссылаясь на нормы ст. ст. 10 и 304 ГК РФ, истица просила суд о понуждении ответчика к устранению истцу препятствий в пользовании домовой книгой, возложив на ответчика обязанность, передать истцу вышеуказанную домовую книгу, взыскав с ответчика в пользу истца денежную компенсацию причиненного морального вреда в размере 30.000 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 15.000 рублей.

В рамках рассмотрения судом обоснованности доводов заявленного истцом иска, по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен уполномоченный на осуществление действий по регистрации граждан в жилых помещениях государственный орган в лице территориального Управления ФМС России по <адрес>, представитель которого, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель истца Матюниной О.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Клюев А.А., доводы заявленного истцом иска к ответчику поддержал в полном объёме, настаивая на его удовлетворении судом, в отсутствие ответчика Голик Т.И., также надлежаще извещенной судом о месте и времени судебного разбирательства, указав суду на то, что в адрес Федеральной миграционной службы России по вопросу регистрации своего сына в принадлежащем истцу жилом помещении, сама истица не обращалась. При этом, невозможность регистрации истицей своего малолетнего сына по адресу принадлежащего истцу жилого помещения вследствие противоправных действий ответчика, причиняет истцу душевные и нравственные страдания, в связи с чем, истец полагает возможным требовать с ответчика денежную компенсацию указанного морального вреда, в размере 30.000 рублей, наравне с понесенными истцом судебными расходами

В судебное заседание ответчик Голик Т.И., надлежаще извещенная судом о месте и времени судебного разбирательства, не явилась, о причинах своей неявки суд не уведомила, дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, в порядке соблюдения требований ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан.

В силу требований ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений своего права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения своей собственностью.

При этом, в силу положений п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. А также злоупотребление правом в иных формах.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, бремя доказывания нарушения своего права, возложено на стороны спора, в том числе и на самого истца.

Судом на основании представленной справки МБОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что истец является законным представителем своего малолетнего ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося на обучении в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы городского округа Самара, обучающегося в 4-ом «В» классе вышеуказанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ не получает бесплатного питания указанном общеобразовательном учреждении.

При этом, подтверждения принадлежности истцу на праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, истцом суду не представлено.

Вместе с тем, заявленные истцом требования к ответчику, сама истец не связывает с наличием у неё спора с ответчиком относительно её права собственности на указанное жилое помещение, заявляя лишь о противоправном удержании ответчиком домовой книги. При этом. доказательств указанного противоправного удержания ответчиком домовой книги, сама истица не прикладывает.

Спорные отношения сторон относительно порядка регистрации членов семьи истца, как собственника жилого помещения, регулируются нормами Конституции Российской Федерации и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии со ст. 2 которого, определяет понятие регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации как государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом, регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания закон определяет постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; при том, что под понятием регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства закон определяет постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Исходя из того, что вышеуказанные нормы федерального законодательства относят вопросы регистрации к деятельности уполномоченных государственных органов регистрационного учета, предъявление истцом требований к ответчику, как к гражданину и сособственнику жилого помещения, суд определяет несостоятельным заявлением требований истцом к ненадлежащему ответчику.

При этом, согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен институт регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой материального права, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить снованием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 3 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении.

Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при чем, регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел, который, в свою очередь, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.

В силу положений ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.

Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу положений вышеприведенных норм закона, орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Исходя из вышеуказанного, суд устанавливает несостоятельность доводов истца о чинимых ей со стороны ответчика препятствиях в регистрации членов своей семьи в жилом помещении, принадлежащем истцу, и связанных с отсутствием у самой истицы домовой книги, поскольку нормы закона не требуют обязательного предоставления при регистрации граждан Российской Федерации указанной домовой книги при ее отсутствии у владельца жилого помещения, в следствие чего, суд приходит к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных к ответчику требований об устранении препятствий в пользовании домовой книгой.

Что же касается требований истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, при отсутствии вины ответчика в нарушении недоказанных самой истицей требований, исходя из положений ст. 151 ГК РФ, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении голословных требований, при том, что при отсутствии установления судом обоснованности доводов заявленного истцом иска в полном объеме, суд, в силу требований ст. 98 ГПК РФ, полагает необходимым отказать истцу и в удовлетворении требований о распределении судебных издержек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требованиях Матюниной . следует отказать полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Матюниной . – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения суда изготовлена в совещательной комнате и оглашена ДД.ММ.ГГГГ года.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий:                    Осипов О.В.

2-4995/2014 ~ М-4287/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матюнина О.А.
Ответчики
Голик Т.И.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Осипов О. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
09.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2014Передача материалов судье
16.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2014Предварительное судебное заседание
08.07.2014Судебное заседание
14.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее