Дело № 2-182/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2012 года город Чебоксары
Казанский гарнизонный военный суд в расположении войсковой части 3997 в составе:
председательствующего - судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре - Вафиной А.В.,
с участием представителя командира войсковой части <Номер обезличен> - Павлова С.В., третьих лиц: - представителя командира войсковой части <Номер обезличен> - Алексеева В.Н. и военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> – Смирнова Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> Павлова Д.В. об оспаривании действий командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с зачислением его в распоряжение,
У С Т А Н О В И Л:
Павлов Д.В., проходивший военную службу в должности заместителя командира 3 патрульной роты по работе с личным составом войсковой части <Номер обезличен>, обратился в Казанский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части <Номер обезличен>, который своим приказом <Номер обезличен> от 6 августа 2012 года, на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы, освободил заявителя от занимаемой должности - не более чем на три месяца и зачислил его в своё распоряжение, в связи с последующим назначением на новую должность.
В своём заявлении Павлов Д.В. просил удовлетворить его требования пояснив, что оспариваемые действия нарушают установленный порядок прохождения военной службы, а сам приказ об освобождении его от должности и зачислении в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен> является незаконным, поскольку не содержит соответствующего основания, перечень которых определён Положением о порядке прохождения военной службы. Незаконное, по его мнению, зачисление в распоряжение нарушает его права, поскольку какую-либо вакантную должность ему не предлагали, в течении трёх месяцев заявитель да должность не назначен. Кроме этого, в виду отсутствия вакантных должностей, находясь в распоряжении командира части более трёх месяцев, оспариваемый приказ фактически ведёт к его увольнению с военной службы.
Считая свои права нарушенными Павлов Д.В. просил признать действия командира войсковой части <Номер обезличен>, связанные с его освобождением от занимаемой должности и зачислением в распоряжение незаконными и обязать должностное лицо, чьи действия оспариваются заявителем, отменить приказ <Номер обезличен> от 6 августа 2012 года в части освобождения его от занимаемой воинской должности и зачисления в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>.
Заявитель Павлов Д.В., будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель командира войсковой части <Номер обезличен> - Павлов С.В. требования заявителя не признал, пояснив при этом, что заявитель зачислен в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен> в пределах компетенции должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем, на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы, для решения вопросов дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы по контракту, а именно для последующего назначения на новую воинскую должность. В связи с распоряжением командования ВВ МВД РФ ряд военнослужащих, в том числе и Павлов Д.В., были освобождены от должностей заместителей командиров рот и зачислены в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>, на освободившиеся должности были назначены военнослужащие замещавшие должности командиров взводов, таким образом первичные должности были освобождены для их замещения выпускниками военно-учебных заведений.
Командованием войсковой части <Номер обезличен> и вышестоящим командованием, в течении прошедшего периода рассматривались вопросы о назначении на воинские должности в пределах войск военнослужащих, ранее зачисленных в распоряжения командиров органов военного управления, в том числе и заявителя, однако в настоящее время дивизия полностью укомплектована личным составом, поэтому при освобождении Павлова Д.В. от должности, какие-либо иные должности для его назначения, в том числе в иных регионах, не предлагались. Полагая, что со временем заявителю будет предложена вакантная должность, считал законным зачисление Павлова Д.В. в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен> и просил суд отказать в удовлетворении его требований.
Представитель командира войсковой части <Номер обезличен> - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Алексеев В.Н., в суде требования заявителя не признал пояснив, что в связи с распоряжением ГВВК МВД России от 6 июня 2012 года № 4/16-9435 в целях дальнейшего совершенствования работы по кадровому обеспечению, на основании телеграммы № 14237/0073, то есть Павлов Д.В. освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен> для последующего назначения на новую воинскую должность, в виду кадровых перестановок. Полагая, что права заявителя не нарушены, просил суд отказать в удовлетворении его требований.
Смирнов Ю.А., участвующий в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в суде требования заявителя не признал, пояснив при этом, что 6 августа 2012 года он назначен на должность и в настоящее время продолжает исполнять обязанности заместителя командира 3 патрульной роты по работе с личным составом войсковой части <Номер обезличен>, которую ранее замещал Павлов Д.В., при этом, при его назначении, указанная должность была вакантной.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Исследованной в суде выпиской из приказа командира войсковой части <Номер обезличен> от 18 февраля 2009 года <Номер обезличен> установлено, что Павлов Д.В. назначен заместителем командира 3 патрульной роты по работе с личным составом.
По выписке из приказа командира войсковой части <Номер обезличен> от 6 августа 2012 года <Номер обезличен>, видно, что Павлов Д.В. освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>, в связи с последующим назначением на новую воинскую должность.
Из копии контракта заключенного между командиром войсковой части <Номер обезличен> и Павловым Д.В. от 5 мая 2010 года установлено, что данный контракт заключен сторонами сроком на 5 лет, а срок его действия истекает – 5 мая 2015 года.
Справкой помощника командира войсковой части <Номер обезличен> по работе с кадрами- начальника отделения кадров – ФИО1 от 19 ноября 2012 года подтверждается, что соединение укомплектовано личным составом на 105 %, с 24 июля 2012 года по настоящее время, вакантных должностей штатной категории «старший лейтенант», как и замещаемых младшими офицерами по родственной военно-учётной специальности не было.
Согласно выписке из протокола <Номер обезличен> заседания аттестационной комиссии войсковой части <Номер обезличен> от 24 июля 2012 года усматривается, что Павлов Д.В. занимаемой должности - заместитель командира 3 патрульной роты по работе с личным составом, соответствует. Принятое решение - зачисление в распоряжение.
Выслушав объяснения сторон, оценив возражения представителя должностного лица, позицию третьих лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает требования Павлова Д.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН - 10 декабря 1948 года, статьями 1, 8 и пунктом 2 статьи 21 установила, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом, совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, при этом определила право человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, а также закрепила право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Конституция Российской Федерации, статьями 17-19, в своём взаимодействии, признаёт и гарантирует гражданам России права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и являются непосредственно действующими, так как они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом.
Частью 2 пункта 5 статьи 3, а так же пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащим контракта о прохождении военной службы, государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных законом, одним из которых является право на труд, которое, реализуется военнослужащим посредством прохождения военной службы.
Реализация вышеуказанных прав осуществляется в соответствии со статьями 42 и 43 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которыми военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях утверждаемыми в порядке установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
Статья 11 указанного Положения определяет порядок назначения на воинские должности, при этом руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставлено право назначать военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга. Порядок назначения военнослужащих на нижестоящие должности устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.
Военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.
Форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены случаи прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.
Положениями статей 13 и 14 вышеназванного нормативного акта, определён порядок выведения в распоряжение, освобождение и назначение военнослужащих от воинской должности, согласно которым, военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, при этом право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях: - в случае освобождения от воинской должности - не более чем на три месяца; - в случае освобождения от воинской должности, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев; - в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу; - в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе; - в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; - в связи с безвестным отсутствием более одного месяца; - нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного; - в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком; - при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением; - в отношении военнослужащего, к которому в качестве меры пресечения применено - заключение под стражу.
«Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД Российской Федерации», утверждённой приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 440 от 16 июня 2006 года «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками внутренних войск МВД России» изданной во исполнение данного Положения, установлен порядок оформления документов к назначению на воинские должности, зачислению в распоряжение командира (начальника), освобождению от воинских должностей, пунктом 11 которой предписывается на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), оформляется представление по форме согласно приложению № 3, а именно: - представление подписанное непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше; - рапорт военнослужащего, если назначение на новую воинскую должность производится по личной просьбе или требуется его согласие; - рапорт непосредственного (прямого) начальника с ходатайством о назначении военнослужащего на воинскую должность; - заключение аттестационной комиссии воинской части; - служебная характеристика на военнослужащего, подписанная непосредственным начальником; - заключение военно-врачебной комиссии; - документы, подтверждающие основания к представлению; - копия служебной карточки; - копия приказа об объявлении дисциплинарного взыскания военнослужащему и материалы разбирательства (административного расследования) по факту нарушения воинской дисциплины военнослужащим; - отношение командира (начальника) воинской части и заключение аттестационной комиссии этой воинской части, если назначение на воинскую должность производится с учетом требования пункта 12 Инструкции.
В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в порядке дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользующийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ по личному составу об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинскую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.
При зачислении военнослужащего в распоряжение командира (начальника) и освобождении его от воинской должности вместе с представлением направляются следующие документы: - рапорт военнослужащего, если он освобождается от воинской должности для назначения на новую воинскую должность (пункт 13, подпункты «г» - «е» пункта 15, подпункты «а» - «г» пункта 17, пункты 19 и 20 статьи 11 Положения); - рапорт военнослужащего, если он освобождается от воинской должности в связи с переводом в Вооруженные Силы Российской Федерации или другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (подпункт «д» пункта 2 статьи 13, пункт 2 статьи 17 Положения); - рапорт непосредственного (прямого) начальника с ходатайством об освобождении военнослужащего от воинской должности (подпункты «а» - «в» пункта 15, подпункт «д» пункта 17 статьи 11 Положения); - документы, подтверждающие основания к представлению (подпункт «в», «е» и «ж» пункта 2 статьи 13 Положения); - заключение ВВК (подпункт «г» пункта 2 статьи 13 Положения); - документы, подтверждающие согласование перевода военнослужащего в Вооруженные Силы Российской Федерации или другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (пункт 2 статьи 17 Положения).
Пункт 12 устанавливает право военнослужащих, проходящий военную службу по контракту, предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, при этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттестационного листа с отзывом и копию служебной карточки, выданные соответствующим кадровым органом. Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, при его согласии с назначением кандидата на воинскую должность в установленном порядке направляет на него представление командиру (начальнику), которому предоставлено право назначения военнослужащего на данную воинскую должность.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 27 февраля 2003 года № 120 (в редакции Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1009) утверждены полномочия должностных лиц МВД России по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, а также номенклатуры воинских должностей с их полномочиями по отношению к определённым категориям военнослужащих.
Таким образом, судом установлено, что приказом командира войсковой части <Номер обезличен> от 6 августа 2012 года <Номер обезличен>, в пределах его компетенции, на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы, Павлов Д.В., освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение данного должностного лица, в связи с последующим назначением на новую воинскую должность.
Позиция представителей должностных лиц о законности зачисления заявителя в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>, в случае освобождения его от воинской должности - не более чем на три месяца, связи с последующим назначением его на новую должность представляется суду незаконной по следующим основаниям.
Действительно подпункт «а» пункта 2 статьи 13 указанного Положения предполагает возможность, как одно из оснований, зачисления военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения военнослужащего от воинской должности (должности) - не более чем на три месяца, однако статья 14 Порядка предполагает освобождение военнослужащего от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность. То есть, как показывает анализ вышеперечисленных законов и нормативных актов в своей совокупности, основанием для применение подпункт «а» пункта 2 статьи 13 Положения является назначения Павлова Д.В. на новую должность, вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается представителями должностных лиц, какие-либо должности, как равнозначные, так и выше и нижестоящие, заявителю не предлагались в виду их отсутствия, поэтому суд не может признать законным освобождение заявителя от должности по вышеназванному основанию без предоставления ему новой, конкретной должности.
Кроме этого, расширительное толкование данного основания в виде добавления в него - «последующим», суд признаёт противоречащим действующему законодательству, поскольку данный постулат в корне меняет установленный законом порядок прохождения военной службы и позволяет суду сделать вывод о применении командиром войсковой части <Номер обезличен> в отношении Павлова Д.В. основания не предусмотренного законом.
Как установлено судом, своего волеизъявления о назначении на новую должность Павлов Д.В. не давал. Рапорт командира войсковой части <Номер обезличен> с ходатайством о назначение заявителя на должность не представлялся, вакантные должности для назначения заявителя в дивизии в период с 24 июля 2012 года по настоящее время отсутствуют, какие-либо иные должности в регионах не предлагались, трёхмесячный срок установленный законом для назначения военнослужащего на должность по оспариваемому основанию истёк - 6 ноября 2012 года.
Также усматривается, что заявитель добросовестно исполнял возложенные на него воинские обязанности, характеризуется исключительно положительно, что подтверждается сторонами и исследованными доказательствами, в частности служебной карточкой заявителя и позволяет суду сделать выводы об отсутствии иных оснований для освобождения от должности Павлова Д.В.
Ссылку представителя должностного лица на указание вышестоящего командования требовавшего освобождение первичных должностей для назначения выпускников высших военно-учебных учреждений, как на основание принятого решения об освобождении заявителя от занимаемой должности и его зачислении в распоряжение, суд признаёт несостоятельной, поскольку оно противоречит закону, а выводы должностных лиц поспешными, так как представленная суду телеграмма № 14237/10073 не содержит прямых указаний на освобождение заявителя от должности, а носит рекомендательный характер по кадровому обеспечению войск.
Должностным лицом не представлено в суд доказательств обоснованности принятия решения об освобождении от должности и выведении заявителя в распоряжение.
Оценивая действия должностных лиц о выведении Павлова Д.В. в распоряжение суд не находит оснований, перечисленных в Положении, перечень которых является исчерпывающим и считает несостоятельным их применение к заявителю.
Решение аттестационной комиссии о зачислении Павлова Д.В. в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>, на которое ссылается представитель должностного лица, суд признаёт не обоснованным, а выводы о зачислении заявителя в распоряжение, в соответствии с тем, что Павлов Д.В. соответствует занимаемой должности, противоречивыми и трактует его в пользу заявителя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, суд признаёт незаконными действия командира войсковой части <Номер обезличен>, выразившиеся в освобождении Павлова Д.В. от занимаемой должности и зачисление его в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>.
На основании вышеизложенного суд полагает необходимым обязать командира войсковой части <Номер обезличен>, отменить свой приказ в части освобождения Павлова Д.В. от занимаемой должности и зачисления его в своё распоряжение.
Кроме этого, суд считает необходимым возместить Павлову Д.В. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины, в размере 200 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с войсковой части <Номер обезличен>.
Руководствуясь статьями 194-199, 256, 258, 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> Павлова Д.В. об оспаривании действий командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с зачислением его в распоряжение, удовлетворить.
Действия командира войсковой части <Номер обезличен>, связанные с освобождением Павлова Д.В. от занимаемой должности и зачислением его в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части <Номер обезличен> отменить приказ <Номер обезличен> от 6 августа 2012 года в части освобождения Павлова Д.В. от занимаемой должности и зачислении его в распоряжение командира войсковой части <Номер обезличен>.
Взыскать с войсковой части <Номер обезличен> в пользу Павлова Д.В. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый