Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 августа 2013 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кинель-Черкасского района Лапицкого Е.А.,
при секретаре Черепановой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Бачурина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, третьему лицу - Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Бачурина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, третьему лицу - Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что прокуратурой Кинель-Черкасского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Прокурор указывает, что статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
Статьей 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Согласно предоставленным районной администрацией данным, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории района зарегистрировано 20 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилых помещений.
Бачурин С.А. является сиротой, в настоящее время нигде не работает и не учится, собственного жилья не имеет.
В нарушение требований указанных нормативных актов, Бачурин С.А. по окончании обучения в образовательном учреждении до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Предъявление данного заявления прокурором Кинель-Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав Бачурина С.А., который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.
Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, прокурор просил обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области предоставить Бачурину <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В период нахождения дела в производстве суда по ходатайству старшего помощника прокурора произведена замена третьего лица, в лице Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на Министерство строительства Самарской области.
Заявленное ходатайство удовлетворено, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области освобождено от участия по делу, в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство строительства Самарской области, после чего прокурором Кинель-Черкасского района Самарской области суду представлено уточненное исковое заявление. <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области Лапицкий Е.А. поддержал предъявленный иск по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Бачурин С.А. в судебном заседании не участвовал, с учетом мнения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Министерства строительства Самарской области в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен <данные изъяты>), просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с учетом мнения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя Министерства строительства Самарской области, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признала предъявленного иска, просит в удовлетворении иска отказать, по существу наличия права на предоставление жилья Бачурину С.А. не оспаривала, в данных суду объяснениях указала, что Администрация Кинель-Черкасского района не препятствует истцу в реализации его прав, Бачурин С.А. состоит на учете, по мере поступления денежных средств, он будет обеспечен жильем, поскольку финансирование данной целевой программы осуществляется в недостаточном объеме.
Суд, заслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 45 ГПК РФ таким правом обладает прокурор.
В судебном заседании установлено, что Бачурин С.А. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Бачурин С.А. поставлен на регистрационной учет для внеочередного получения жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>
Указанные обстоятельства бесспорно установлены, представителем ответчика не оспариваются.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области).
В силу ч. 5 ст. 2 названного выше Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Названные выше положения Федерального закона корреспондируют ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» указывающей, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В Самарской области в целях реализации настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека (в редакции Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Бачурин С.А. окончил ГБОУ среднего профессионального образования <данные изъяты> Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области жилым помещением в установленном законом порядке Бачурин С.А. не обеспечен, чем нарушено его право на получение жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Самарской области и Кинель-Черкасского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», право собственности за Бачуриным С.А. не регистрировалось <данные изъяты> доказательства того, что он, будучи ребенком, оставшимся без попечения родителей был обеспечен жилым помещением либо воспользовался правом на получение социальной выплаты до внесения изменения в Закон, у суда отсутствуют.
Поскольку Бачурин С.А. не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области, суд считает, что Бачурин С.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Учитывая, что Бачурин С.А. числится в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд полагает возможным возложить обязанность на Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Бачурину С.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории <адрес> отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью, не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По существу наличия у Бачурина С.А. права на обеспечение жильем представителем ответчика не оспаривается и не отрицается.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном прокурором объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Бачурина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить, обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Бачурину <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории <адрес> отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>