РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Долговой К.В.,
с участием: представителя административного истца Митичкиной Т.Я. – Шапкиной А.В. ( по доверенности);
представителя административного ответчика - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Смирнова А.Н. ( по доверенности);
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-2665/2019 по административному иску Митичкиной Тамары Яковлевны к администрации муниципального района Ставропольский Самаркой области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Митичкина Т.Я. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть уведомление Митичкиной Тамары Яковлевны о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поданное в администрацию муниципального района Ставропольский вх. № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 1667 кв.м., с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок расположен в жилом массиве «Луга» сельского поселения Подстепки. В соответствии с целевым использованием административным истцом планировалось возведение жилого дома, в связи с чем в адрес администрации муниципального района Ставропольский Самарской области было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Административный ответчик рассмотрев указанное уведомление, выдал административному истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Указано, что земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной застройки), где предусмотрена обязательная подготовка документации по планировке территории. С указанным уведомлением административный истец не согласен, поскольку решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территория жилого массива «Луга» была отнесена к территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Указанное решение Собрания до настоящего времени не отменено и не оспорено.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 15.10.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом указала, что решение сельского поселения Подстепки № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Проект планировки территории земельных участков, на которое ссылается представитель административного ответчика, Распоряжением Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал, при этом пояснил, что Решением сельского поселения Подстепки № от 2010 года был утвержден Проект планировки территории земельных участков, на основании которого проводится кадастровый учет. Оспариваемое уведомление административному истцу выдано на основании того, что земельный участок на которое требовалось разрешение на строительство не соответствует тому земельному участку, который указан в Проекте планировки. Эти разночтения и послужили основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство
Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, представителя административного ответчика, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административному истцу о нарушении его прав стало известно после вынесения административным ответчиком уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Материалами дела установлено, что административный истец является собственником 1/2 доли земельного участка, площадью 1667 кв.м., с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки. Собственником другой 1/2 доли является Путкина С.Г. право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок расположен в жилом массиве «Луга» сельского поселения Подстепки.
Как следует из административного искового заявления, административным истцом на принадлежащем ей участке планировалось возведение жилого дома, в связи с чем она обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области по результатам рассмотрения указанного уведомления административному истцу было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Согласно указанному уведомлению, земельный участок административного истца согласно Правил Землепользования и Застройки сельского поселения Подстепки, утвержденных решением собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесен к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной застройки), где предусмотрена обязательная подготовка документации по планировке территории.
Указанное уведомление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области суд не может признать законным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно положениям ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органом местного самоуправления правила землепользования и застройки.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п.2 ст.9 ЗК РФ Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. 2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Из сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного ПО «Луга» в адрес главы администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области следует, что в процессе утверждения Правил землепользования и застройки села Подстепки в 2013 году, территорию жилого массива «Луга» включили в зону Ж8.
Однако Собранием представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ принято Решение № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области».
Согласно указанному Решению территория жилого массива «Луга» была отнесена к территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, зона Ж1 предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов с количеством блоков не более двух, с замещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Доказательств отмены или изменения Решения Собранием представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области», материалы дела не содержат.
Градостроительным регламентом зоны Ж1 в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка предусмотрен вид «Индивидуальная жилая застройка», что соответствует назначению земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Использование земельных участков и объектов капитального строительства, развитие территории в территориальной зоне Ж1 не предполагает наличие документации по планировке территории.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком при принятии решения и выдаче административному истцу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не было учтено, что в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области внесены изменения в части изменения зонирования территории жилого массива «Луга», включая территорию земельного участка административного истца с зоны Ж8 (Зона комплексной застройки) на зону Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), что фактически привело к незаконному принятию решения и нарушило права административного истца на использование земельного участка.
Вместе с тем довод представителя административного ответчика о том, что Решением сельского поселения Подстепки № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Проект планировки территории земельных участков, на основании которого проводится кадастровый учет и оспариваемое уведомление административному истцу выдано на основании того, что земельный участок на которое требовалось разрешение на строительство не соответствует тому земельному участку, который указан в Проекте планировки, суд признает несостоятельным, поскольку указанное Распоряжение (Решение) главы администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории земельных участков, с кадастровыми номерами: № №, расположенных по адресу: <адрес> на основании Распоряжения администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, признано утратившим силу.
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что уведомление органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке нарушает права и законные интересы административного истца, в связи, с чем подлежит отмене и повторному рассмотрению уведомления административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поданное в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ за вх. №.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным уведомление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть уведомление Митичкиной Тамары Яковлевны о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поданное в администрацию муниципального района Ставропольский вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2019 года.
Председательствующий