РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2022 года г. Чапаевск
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Законова М.Н.,
при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чапаевске гражданское дело № 2-537/2022 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Алиевой ФИО8 о взыскании задолженности, встречному иску Алиевой ФИО9 к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Первоначальный истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд к ответчику ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 7801 руб. 65 коп. за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 года, расходы по оплате государственной пошлине.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и в последствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018г. осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. С
г. ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывает услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Чапаевск Самарской области собственникам помещений в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми
коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 г. № 641». В соответствии со ст. 154 ЖК РФ обращение с ТКО является видом коммунальной услуги. Приказом Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./мЗ с учетом НДС. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от
№ 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель,
Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
2
Ответчик имеет в собственности жилое помещение по адресу <Адрес обезличен>, общей площадью 63,7 кв.м. В соответствии с ч. 1,2 ст. 155 ЖК РФ ответчик обязан вносить плату за предоставленную услугу, которая составляет в месяц 288,95 руб. С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечил их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Однако в соответствии с направленными в адрес ответчика платежными документами ответчик обязательство по оплате оказанных Региональным оператором за указанный период не производил, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность по оплате данной коммунальной услуги за период с
по 31.03.2021 в размере 7801 руб. 65 коп. ООО «ЭкоСтройРесурс» обращалось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности. 27.05.2021г. мировым судьей вынесен судебный приказ взыскании с Алиевой Л.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 в размере 7801,65 руб. и расходов по госпошлине в размере 200 руб., а всего 8001,65 руб. По заявлению Алиевой Л.А. судебный приказ отменен, о чем вынесено определение от 07.06.2021г.
Ответчиком Алиевой Л.А. по первоначальному иску подано встречное исковое заявление, которое в дальнейшем было уточнено, просит взыскать с ответчика понесенные Алиевой Л.А. расходы в размере 30 000 рублей за вывоз ТКО и ликвидацию несанкционированной свалки возле домовладений 94,96,98 по ул. Чапаева, 50000 рублей компенсацию морального вреда, взыскать с ООО «ЭкоСтройРесурс» неустойку в размере 657450 руб., 3713,10 руб. (проценты по ст. 35 ГПК РФ) в пользу заинтересованного лица - для борьбы с фашизмом на Украине. Обязать ответчика выставить квитанции на оплату ТКО без задолженности, взыскать с ответчика в пользу Алиевой Л.А. за несоблюдение норм Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50% от суммы, присужденной судом в размере 345582 рублей в пользу заинтересованного лица для борьбы с фашизмом на Украине, судебные издержки возложить на ответчика - мусорную компанию.
В обоснование своей позиции указала, что в соответствии с п.8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя на заключение такого договора, однако, заявку истец не подавала. В нарушение п. 8.11,8.12,8.13, 8.14 Правил обращения с твердыми
коммунальными отходами договор в 2-х экземплярах Алиевой не поступал, письменный договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» на вывоз твердых коммунальных отходов с ней не заключался. Платежный документ для
3
внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <Адрес обезличен>, на ФИО1 не вручался, лицевой счет не открывался, сумма к оплате за март 2021 года потребителю не направлялся. Вследствие неоповещения мусорной компанией потребителей, жители <Адрес обезличен> утилизирую ТКО за счет своих денежных средств путем привлечения третьих лиц для вывоза мусора. Считает, что фактически услуга не оказана по стороны ООО «ЭкоСтройРесурс». Алиева Л.А. ссылается на то, что мусор она не смешивает, все идет раздельно, следовательно отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления. Невыполнение принятых обязательств в области оборота ТКО, несоблюдение законодательства, отсутствие взаимодействия и информирования органов местного самоуправления привели к тому, что расходы по ликвидации несанкционированных свалок на прилегающей территории осуществил сам истец. Понесенные Алиевой Л.А. расходы на вывоз ТКО и ликвидацию несанкционированной свалки возле домовладения 94,96,98 по ул. Чапаева в г. Чапаевск-убытки Алиевой Л.А. минимально составляют 30000 рублей за период с 01.01.2019 по 31.03.2021. Размер неустойки согласно расчета составляет 657450 рублей. Также, Алиева является ветераном труда, попадает под категорию дети войны, однако указанное не учтено истцом. Также ссылается на то, что в частном секторе города уборка мусора и его вывоз осуществляет население города своими силами с привлечением третьих лиц за плату. Отсутствуют площадки для накопления ТКО. Утверждения компании о размещении бункера по сбору ТКО на пересечении ул. Чапаева и К.Либкнехта не соответствуют действительности.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебном заседании поддержал заявленные требования, с встречным иском не согласны.
В судебное заседание Алиева Л.А. не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия и в удовлетворении исковых требований отказать, встречный иск удовлетворить.
Представитель Администрации г. Чапаевск на судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, просили в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав позицию прокурора, судья приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» в качестве регионального оператора осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области в соответствии с заключенным соглашением с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. по результатам конкурсного отбора.
С 01.01.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывает услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Чапаевск Самарской области
¦
4
собственникам помещений в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 г. № 641».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от
"Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сторонами не оспаривается, что такая заявка от Алиевой Л.А. не поступала.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее
5
обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 23.12.2018 г.
Таким образом, доводы Алиевой Л.А. о том, что договор с ней не был заключен, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 425 ГК РФ, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуги потребителю.
Установлено, что Алиева Л.А. с 15.09.2011г. является собственником жилого помещения, площадью 63,7 кв.м., расположенного по адресу <Адрес обезличен>.
На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые Региональным оператором.
Основанием освобождения собственника от бремени расходов на содержание помещения также не может являться отсутствие у него
I
6
письменного договора с ресурсоснабжающими, управляющими и иными организациями. Такая обязанность возникает у собственника помещения в силу закона и не обусловлена заключением договоров с исполнителями услуг.
В соответствии со ст.5 6 ГПК РФ и реализуя принцип состязательности, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям
законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок, согласно которому устанавливается факт ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на всей территории Самарской области, утв. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23 сентября 2016 г. N 228. Региональным оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение
7
твердых коммунальных отходов на территории Самарской области является ООО "ЭкоСтройРесурс".
Услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 предоставлены истцом ответчику надлежащего качества и в полном объеме в соответствии с выставленными ответчику счетами.
В соответствии с п. 148 (30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, индивидуальном доме (п. 16 ст. 72 ЖК РФ, п. 148 (30) Правил № 354).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Выставленные ответчику счета на оплату услуги сформированы истцом в соответствии с утвержденными нормативами накопления ТКО и тарифами.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, Приказом
Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. для населения в размере 598,16 руб./куб.м с учетом НДС.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе Чапаевск, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 куб.м в год.
Вышеназванные приказы не отменены, не изменены, приведенные в них нормативы и тарифы являются действующими.
Истцом приведена формула расчета размера ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения ИЖС: площадь жилого помещения х норматив накопления ТКО : 12 (количество месяцев в году) х предельный тариф (598,16 руб./куб.м).
Данная формула расчета утверждена Постановлением РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в
8
соответствии с которым Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно представленному истцом расчету размер ежемесячного платежа ответчика составляет 288,95 руб.
Также истцом представлен расчет задолженности ответчика. Согласно расчету, задолженность ответчика за период 01.01.2019 по 31.03.2021г. составляет 7801 рублей 65 копеек.
Указанный расчет представляется суду верным, соответствующим действующему законодательству.
Алиева Л.А. указывает, что имеет статус «Ветеран труда», в связи с чем расчет задолженности неверен, без учета льготы по коммунальным услугам.
Согласно ч.1. ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О ветеранах"Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД (ред. от 17.03.2022) "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, относятся, ветераны труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Согласно ч.З. ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и предоставляемые в натуральной форме, а также в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляются ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, получающим ежемесячные денежные выплаты, установленные настоящим Законом; не получающим ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области, за исключением ежемесячной денежной выплаты на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте (кроме такси).
Согласно ч.1. ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД (ред. от 17.03.2022) "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"Ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря
9
2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ветеранам труда из числа лиц, достигших в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2027 года возраста 60 лет и более (мужчины), 55 лет и более (женщины), пенсия которым не установлена, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги,
рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Предоставление субсидии носит заявительный характер путем обращения в органы социальной защиты населения.
Согласно ч.1. ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: собственники жилых помещений.
Однако, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению, (ст. 160 ЖК РФ).
10
Также суд полагает, что неполучение платежных документов собственником жилого помещения не освобождает его от обязанности оплаты указанных услуг, прямо предусмотренных законом.
Согласно положениям Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.
К доводу Алиевой Л.Ю, о том, что она не пользуется услугой ООО «ЭкоСтрой Ресурс» и самостоятельно утилизирует отходы, суд относится критически.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения рекуперация).
В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Региональный оператор является единственным региональным оператором по обращению ТКО на территории Самарской области и осуществляет деятельность на основании лицензии серии 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
I
11
Согласно п. 2.1. Постановления Правительства Самарской области от
№ 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» (далее - Порядок № 449) предусмотрена обязанность собственников ТКО осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, в соответствии с Территориальной схемой.
Согласно п.З. ст. 6 Решение Думы городского округа Чапаевск Самарской области от 22.12.2011 N 172 "Об утверждении Правил благоустройства, озеленения и обеспечения чистоты в городском округе Чапаевск" граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), организации по обслуживанию жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры (бункера-накопители), КТО на специально отведенные площадки.
Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96- ФЗ).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от
"Об отходах производства и потребления" сжигание является обезвреживанием отходов; объектом обезвреживания отходов являются специальные оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованием законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.. Таким образом, сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено.
Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной), обезвреживания ТКО самостоятельно.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено
12
раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Согласно п. 14. Постановления Правительства Самарской области от
N 471 (ред. от 29.10.2021) "О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и от
N 645 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области", раздельное накопление ТКО осуществляется потребителями путем их разделения по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры.
Организация раздельного накопления ТКО на территории Самарской области осуществляется с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, в том числе отходов электронного оборудования отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (далее - сухие перерабатываемые отходы); прочих отходов.
На местах (площадках) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО устанавливаются контейнер (контейнеры), в том числе сетчатый (сетчатые), для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов.
На местах (площадках) накопления ТКО размещается информация об осуществлении на них раздельного накопления ТКО, видах накапливаемых отходов, а также информация о графике вывоза отходов в виде информационных табличек.
Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующих контейнерах, расположенное на лицевой стороне контейнера и занимаемое не менее 1/4 лицевой стороны контейнера. При этом сухие перерабатываемые отходы размещаются в контейнере (контейнерах), в том числе сетчатом (сетчатых), с желтой цветовой
13
индикацией. При установке контейнера для сухих перерабатываемых отходов, в том числе сетчатого, контейнерная площадка должна быть оборудована крышей, при условии имеющейся конструктивной возможности площадки. Прочие отходы размещаются в контейнерах с зеленой цветовой индикацией.
Согласно п. 15,15.1,15.2 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471, раздельное накопление ТКО на территории Самарской области внедряется поэтапно с обеспечением следующих условий:
Определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
После реализации условий, установленных пунктами 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, осуществляется транспортирование ТКО с учетом раздельного накопления ТКО, а также информирование населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о введении раздельного накопления ТКО на соответствующей территории.
Согласно п. 18 Постановления Правительства Самарской области от
N 471 При осуществлении раздельного накопления ТКО
14
потребители осуществляют разделение и складирование ТКО в отдельных контейнерах.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, ответчик не пользуется услугой, предоставляемой истцом, в материалы дела не представлено.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право накапливать ТКО в любых местах накопления ТКО. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, следует, что собственники ТКО не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, путем использования любых мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему по обращению с отходами Самарской области, в том числе путем использования ближайшей контейнерной площадки для накопления ТКО.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области (далее - «Территориальная схема Самарской области») утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 года № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства.
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 года № 471 утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ № 1156 определено, что: «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно
15
эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Между тем, указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусматривается Постановлением Правительства № 471, а именно, п. 15.2, согласно которому, включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Вместе с тем в соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 года № 1130.
Согласно п.4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В силу положений п.5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039.
Лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объём и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.
1
16
В соответствии с Постановлением Правительства № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
Следовательно, законодательство РФ возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) на органы местного самоуправления.
Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, органами местного самоуправления; собственниками или уполномоченными ими пользователями земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; собственниками или уполномоченными ими пользователями объектов, на которых образуются ТКО; организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, или собственниками помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений; региональным оператором по обращению с ТКО - в случае включения расходов на приобретение контейнеров и бункеров в единый тариф на оказание услуги по обращению с ТКО Региональным оператором.
Количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами, а не Региональным оператором.
Таким образом, для создания места (площадки) накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Доказательств тому, что истец обращалась с такой заявкой не имеется.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства № 1156 Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО. В свою очередь, под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 Постановления Правительства №1156).
Исходя из общедоступности контейнеров для сбора ТКО и обязанности собственников ТКО накапливать отходы одним из
I
17
предусмотренных нормативно правовыми актами способом, следует, что истец не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Исходя из изложенного, следует, что у истцов имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования.
Услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с 01.01.2019 года.
Надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156.
Истцом не предоставлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, в связи с чем услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд может сделать вывод о том, что ответчик не пользовался коммунальной услугой в период с 01.01.2019г. по 31.03.2021г., в материалы дела не представлено.
Фактическое оказание услуги потребителю предполагает возникновение у потребителя обязанности по ее оплате.
Разрешая спор, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что доводы ответчика об отсутствии у истца оснований требовать от ответчика произвести оплату, так как между ними не заключен договор, и отсутствуют контейнерные площадки, не вручен платежный документ, неизвещение ООО «ЭкоСтройРесурс» о необходимости производить оплату, не оказание услуги по причине самостоятельного вывоза отходов, являются необоснованными, поскольку противоречат вышеизложенным нормам законодательства и нормативно-правовым актам, в связи с чем полагает подлежащим удовлетворению исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс».
Поскольку Алиевой Л.А. не представлены документы, подтверждающие освобождение от оплаты государственной пошлины, в соответствие требованиями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить.
18
Взыскать в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» с ФИО1 задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 7801 руб. 65 коп., за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 8201,65 рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подлинник документа находитсяв материалах гражданского дела №2-537/2022,
Мотивированное решение суда изготовлено 13.05.2022 года.
Чапаевского городского суда
Судья
Законов М.Н.