Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2754/2012 ~ М-1983/2012 от 26.03.2012

Дело № 2-2754/29-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2012г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,

при секретаре Шириновой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епифановой А.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка, признании незаконными действий, об отмене постановления и о понуждении к выполнению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Епифанова А.И. обратилась с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) об обязании предоставить земельный участок и признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по следующим основаниям. Истец является инвалидом <данные изъяты> группы, в связи с чем имеет право на право па первоочередное получение земельного участка. При обращении ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в кадастровом квартале , получила отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка поскольку, что данный участок входит в границы земельного участка, сформированного на торги для строительства квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки. При повторном обращении истец также получила отказ, но уже со ссылкой на наличие на испрашиваемом земельном участке большого количества деревьев ценных пород (березовая роща) и намерения Администрации Петрозаводского городского округа сохранить существующие зеленые насаждения на <адрес>, в связи с чем Администрацией проводится работа по формированию земельного участка для организации сквера и зоны отдыха. На основании изложенного, указывая на отсутствие законных оснований в отказе в предоставлении земельного участка, истец просит признать решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженное в письмах Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей земельный участок в установленном законом порядке.

11 мая 2012 года исковые требования были увеличены, истец просит признать за ней право на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; признать незаконными отказы Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка; признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по подготовке для предоставления в аренду земельного участка в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый квартал ); признать незаконным Постановление Главы Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить выбор земельного участка по заявлению Епифановой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ.

30 мая 2011 года исковые требования уточнены, в отношении последнего требования истец просит обязать ответчика изготовить и выдать схему границ земельного участка по заявлению от Епифановой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена.

Представители истца Началов И.Г., действующий на основании доверенности, Плотникова Е.О., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом их дальнейших уточнений.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Ульянова Ю.В., действующая на основании доверенности, полагала в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Судом установлено, что Епифанова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно и, следовательно, истец, имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, относящееся к числу гарантий в жилищной сфере.

В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

При обращении истца ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением с просьбой представить ей как инвалиду земельный участок, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в кадастровом квартале , согласно прилагаемой схеме, для индивидуального жилищного строительства, в письме от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении ее просьбы. В частности, в данном письме указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 года № 26/38-771, испрашиваемый земельный участок в районе <адрес> находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Согласно ст.38 Правил в данной зоне предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, сформированного на торги для строительства квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки.

После повторного рассмотрения заявления Епифановой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вышеуказанного земельного участка в письме ответчика от 16 января 2012 года истцу вновь отказано в предоставлении земельного участка, указано, что на испрашиваемом земельном участке находится большое количество деревьев ценных пород (березовая роща), в связи с чем Администрация Петрозаводского городского округа приняла решение о сохранении существующих зеленых насаждений по <адрес> и в настоящее время проводит работу по формированию земельного участка для организации сквера и зоны отдыха.

Указанное решение ответчик принял на основании акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане из земель населенных пунктов, расположенного в кадастровом квартале , в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек, площадок отдыха с установкой малых архитектурных форм, освещения), организации сквера и зоны отдыха.

В силу ч.4 ст.34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу Закона РК от 28.07.2010г. № 1397-ЗРК «О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе государственная собственность на которые не разграничена», органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками в <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация Петрозаводского городского округа.

В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского круга относится к вопросам местного значения.

Ст.132 Конституции РФ и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что полномочия осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право определять необходимость благоустройства той или иной территории, поскольку это относится к полномочиям органов местного самоуправления и, следовательно, решать вопрос о необходимости формирования земельного участка для целей благоустройства.

Решение органа местного самоуправления о формировании земельного участка для целей благоустройства принято в соответствии с земельным законодательством и действующими на территории <адрес> нормативными правовыми актами, а соответственно отказ в формировании спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным.

Суд находит обоснованной позицию ответчика о том, что земельное законодательство основывается на принципах сочетания интересов общества и законных интересах граждан, а также дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (ст.1 Земельного кодекса РФ).

Следуя этим принципам, Администрация Петрозаводского городского округа, как орган местного самоуправления, обеспечивающий создание условий развития территорий <адрес>, осуществляет реализацию основополагающих для города документов территориального планирования и градостроительного зонирования, к которым относятся принятые в г.П... Генеральный план г.П... в границах <адрес> и Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа.

В Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила), которые утверждены Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010г. № 26/38-771, установлено, что определены основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (статья 27).

Статьей 38 Правил помимо установления основного вида разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, определены вспомогательные виды использования - зеленые насаждения (парки, скверы, бульвары), малые архитектурные формы, элементы благоустройства, скульптурные композиции.

Земельный участок в районе <адрес> находятся в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Формирование ответчиком земельного участка для целей благоустройства соответствует установленным Правилами для данной территории градостроительным регламентам.

Суд полагает, что основополагающим при разрешении настоящего спора и подлежащим правовой оценке является второй отказ ответчика, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, так как доводы в письме от ДД.ММ.ГГГГ являются ошибочными, при этом оснований для признания первого отказа незаконным не имеется, так как на возможность принятия Администрацией Петрозаводского городского округа решения о формировании спорного земельного участка для целей благоустройства это обстоятельство никак не повлияло, по сообщению представителя ответчика вопрос о необходимости благоустройства на обозначенной территории решался еще до обращения истца с первоначальным заявлением.

В отношении требований истца о признании за ней права на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства суд учитывает, что такое право истца ответчиком не оспаривается, действия ответчика по не предоставлению заявленного земельного участка истцу нарушением таких прав истца признать нельзя по вышеизложенным основаниям, Епифанова А.И. не лишена возможности вновь обратиться к ответчику с просьбой о предоставлении иного земельного участка. Действующим законодательством лица, являющиеся инвалидами, не наделены правом на предоставление им выбранного ими же земельного участка, закон закрепляет только право на получение земельного участка при соблюдении иных норм действующего законодательства.

В отношении требований истца о признании незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по подготовке для предоставления в аренду земельного участка в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый квартал ), признании незаконным Постановление Главы Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ответчика изготовить и выдать схему границ земельного участка по заявлению от Епифановой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ суд уже дал правовую оценку таким требованиям, которые в данной части не являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд также учитывает, что в силу п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В вопросах предоставления земельных участков необходимо руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ.

Процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентирована п.3. ст.30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Таким образом, если заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства поступит от гражданина, являющегося инвалидом, или в составе семьи которого имеются инвалиды. Администрация обязана применить процедуру предоставления земельного участка - в порядке опубликования сообщения о приеме соответствующих заявлений, которая изначально не предполагает проведения торгов.

Иного порядка получения в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, в составе семьи которых имеются инвалиды, земельное законодательство РФ не содержит.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные положения закона, суд полностью истцу отказывает в иске.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Епифановой А.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка, признании незаконными действий, об отмене постановления и о понуждении к выполнению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Т.Н.Тимошкина

2-2754/2012 ~ М-1983/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Епифанова Александра Ивановна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тимошкина Т.Н.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2012Передача материалов судье
29.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2012Судебное заседание
27.04.2012Судебное заседание
11.05.2012Судебное заседание
30.05.2012Судебное заседание
25.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2012Дело оформлено
26.07.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее