Решение по делу № 2-674/2019 ~ М-317/2019 от 26.02.2019

Дело № 2-674/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2019 года гор. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Пасичник З.В.,

при секретаре Хасановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Куликовой Татьяне Валерьевне об обязании предоставить доступ в квартиру должностным лицам для проведения проверки, с участием третьего лица Павловской Татьяны Васильевны,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование иска указано, что в Правительство Калининградской области 16.11.2018 года поступило обращение собственников квартиры № 10 Павловской Т.В. многоквартирного дома <адрес > по вопросу самовольного переустройства и перепланировки собственниками жилого помещения - кв. № 2, расположенной в многоквартирном жилом доме.

Министерство в рамках своей компетенции издало Приказ от 07.12.2018 года № 6360 о проведении внеплановой выездной проверки, с целью проверки доводов обращения жителя многоквартирного жилого дома, по вопросу порядка переустройства и перепланировки жилого помещения квартиры № 2, расположенной в многоквартирном жилом доме.

Проверка была назначена на 10.01.2019 года, при этом приказ с указанием даты и времени проведения проверки был направлен заказным письмом с уведомлением собственнику квартиры Куликовой Т.В. по адресу: <адрес >

Однако, 10.01.2019 года доступ должностному лицу Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в квартиру ответчиками предоставлен не был.

Просят обязать Куликову Т.В., предоставить доступ в квартиру № 2 дома № 8, расположенного по <адрес >, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования жилого помещения, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.

В судебное заседание представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Ответчик Куликова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель ответчика Куликовой Т.В. по доверенности Домашенко Д.М. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, заявив о нарушении конституционного права ответчицы на неприкосновенность жилища. Дополнительно пояснил, что ответчица не получала своевременно извещение о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной на 10.01.2019 года. Кроме того, полагает, что у истца отсутствовали достаточные основания для проведения такой проверки. В своем обращении в РОСПОТРЕБНАДЗОР, которое впоследствии было передано на рассмотрение в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, Павловская Т.В. указала на ненадлежащее содержание и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома №8, собственниками квартир <адрес >. Для проверки данного обращения, доступ в квартиру ответчицы не требовался. Без надлежащего уведомления и обоснования проверки, доступ в квартиру должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, ответчицей предоставлен не будет.

В судебное заседание третье лицо Павловская Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).

В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч.2 ст. 25 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).

Статьей 29 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ) предусмотрено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ч.2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу требований ч.1, 4 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

В соответствии с п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 года №484, министерство обладает полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Судом установлено, что Куликова Т.В. является собственником <адрес >, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.03.2019 года № КУВИ-001/2019-5953690.

07.12.2018 года министром регионального контроля (надзора) Калининградской области издан приказ №6360 о проведении внеплановой выездной проверки 10.01.2019 года с 10-00 час. до 11-00 час. по адресу: <адрес >, в отношении физического лица Куликовой Т.В. с целью проверки доводов обращения Павловской Т.В. (поступившему в Правительство Калининградской области 16.11.2018 года №20619) по вопросу самовольной реконструкции, перепланировки и переустройства квартиры.

В частности, в своем обращении Павловская Т.В. просила принять меры воздействия к собственнику квартиры №2 Куликовой Т.В. за самовольный снос пластиковой крыши над подвальным входом, сноса легкого балкона окна на фасаде дома и самовольной глухой постройки, увеличенной по размеру лоджии над подвальным входом. Кроме того, указала, что на полу в подвале стоит вода, имеется сырость. Неоднократные обращения к собственнику квартиры, результатов не дали.

14.12.2018 года вышеназванный приказ Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 07.12.2018 года с указанием даты и времени проведения проверки был направлен заказным письмом с уведомлением Куликовой Т.В. по адресу: <адрес > и 25.01.2019 года, возвращено отправителю, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.

В ходе судебного разбирательства, представитель ответчицы оспаривал факт получения ответчицей данного уведомления.

10.01.2019 года доступ в квартиру консультанту второго отдела технического надзора Департамента жилищного контроля (надзора) для проведения проверки предоставлен не был, о чем составлен акт №ЖК-1/6360/СВМ/20619-вх.

Разрешая заявленные требования по существу, вопреки доводам представителя ответчика Куликовой Т.В. по доверенности Домашенко Д.М., суд исходит из доказанности того факта, что доступ в квартиру сотрудникам Департамента жилищного контроля (надзора) Калининградской области 10.01.2019 года ответчиком обеспечен не был, действия Куликовой Т.В., препятствующие доступу в квартиру сотрудникам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на него функций, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы о нарушении конституционного права на неприкосновенность жилища суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Так, ст. 25 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 3 ЖК РФ предусматривают возможность проникновения в жилище гражданина на основании судебного акта. Осуществление прав одними гражданами не должно приводить к нарушению прав других. В связи с тем, что содержание собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме и неразрывно связанного с другими помещениями и инженерными системами, в ненадлежащем состоянии может привести к нарушению прав других лиц, в то время как у Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области имелись сведения о самовольно выполненных ответчицей работах, в частности по строительству глухой постройки, увеличенной по размеру лоджии, над повальным входом, а также самовольный снос пластиковой крыши над подвальным входом, сносе лёгкого балкона окна на фасаде дома, то их требование об обеспечении доступа в жилое помещение для проведения обследования являлось обоснованным.

Суд исходит из наличия объективной угрозы жизни и здоровья граждан в случае осуществления незаконной перепланировки (переоборудования либо переустройства) с существенным нарушением градостроительных, санитарных, противопожарных либо иных норм и правил.

При этом, суд не может согласиться с позицией стороны ответчицы о том, что не получение соответствующего извещения о проведении проверки 10.01.2019 года, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане должны добросовестно осуществлять свои гражданские права и не злоупотреблять ими. Между тем, создание препятствий, при осуществлении сотрудниками Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области своих полномочий ставит под угрозу нарушение жилищных прав граждан, являющихся собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, поскольку возможность перепланировки либо переустройства (переоборудования) в квартире ответчицы без согласования с органом местного самоуправления не опровергнута. В ходе судебного разбирательства представителем Куликовой Т.В. также не приведено доводов о том, произведена ли такая перепланировка (переустройство). Стороной ответчика не приведено никаких доводов о том, что предоставление доступа сотрудникам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в целях проверки сообщения Павловской Т.В. могло привести к нарушению законных прав Куликовой Т.В.

В ходе судебного разбирательства установлено, что после получения искового заявления по настоящему гражданскому делу и до настоящего момента сотрудники Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области также не имеют возможности произвести осмотр квартиры, принадлежащей Куликовой Т.В., в связи с чем, лишены права предотвратить возможное нарушение прав жителей многоквартирного дома <адрес > которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Отсутствие у истца доказательств самовольных перепланировки и переустройства спорного жилого помещения, не является основанием для отказа в доступе в помещение должностных лиц органов, на которые законом возложены обязанности по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищных фондов, соблюдением жилищного законодательства. Проверка органом государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований проводится с целью получения необходимых доказательств. Иное означало бы воспрепятствование осуществлению законной деятельности государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, создавало бы условия для нарушения (угрозы нарушения) прав и свобод других граждан в результате злоупотребления правом.

В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку, в силу закона Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд общей юрисдикции, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Куликовой Татьяне Валерьевне об обязании предоставить доступ в квартиру должностным лицам для проведения проверки, удовлетворить.

Возложить на Куликову Татьяну Валерьевну обязанность предоставить доступ в <адрес >, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилых помещений.

Взыскать с Куликовой Татьяны Валерьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2019 года.

Председательствующий: Пасичник З.В.

2-674/2019 ~ М-317/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Куликова Татьяна Валерьевна
Другие
Павловская Татьяна Васильевна
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Пасичник Зоя Вадимовна
Дело на сайте суда
gurievsky--kln.sudrf.ru
26.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2019Передача материалов судье
01.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.03.2019Предварительное судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
22.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2019Дело оформлено
21.08.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее