Дело №2а-67/2020
УИД 28RS0013-01-2020-000086-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием: представителя административных ответчиков прокурора Михайловского района, прокуратуры Михайловского района, прокуратуры Амурской области - помощника прокурора Мартынюка А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главы администрации Поярковского сельсовета Михайловского района к прокурору Михайловского района, прокуратуре Михайловского района, прокуратуре Амурской области об оспаривании представления прокурора Михайловского района Амурской области об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Поярковского сельсовета в лице главы Магаляс Е.В. обратилась в Михайловский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокурора Михайловского района Амурской области, в обоснование которого указано, что по результатам мониторинга подготовки и прохождения отопительного сезона 2019-2020 гг. на территории Михайловского района прокурором Михайловского района вынесено представление от 15.01.2020 исх.№, из которого следует, что администрацией Поярковского сельсовета нарушено законодательство в сфере ЖКХ. С требованием прокурора обеспечить котельные <адрес> установками водоподготовки, административный истец не согласен, полагая, что обязанность по водоподготовке лежит на организации, несущей ответственность за эксплуатацию тепловых энергоустановок, в частности на ООО «ТСК«Амур-2», которое в соответствии с Концессионным соглашением от 12.12.2017 осуществляет эксплуатацию котельных с целью производства и подачи тепловой энергии, и которое по концессии приняло обязанность использовать (эксплуатировать) объект соглашения (в т.ч. котельное оборудование) в установленном данным соглашением порядке, а также поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, за счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в том числе, водогрейные котлы и участки теплотрасс с последующей безвозмездной их передачей административному истцу. В связи с чем, указывая на ответственность ООО «ТСК«Амур-2» за организацию обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, которую может вызвать коррозии металла, и как следствие, на незаконность в его адрес требований прокурора, в судебном порядке просил признать представление прокурора Михайловского района от 15.01.2020 № об устранении администрацией Поярковского сельсовета нарушений законодательства в сфере ЖКХ, незаконным.
Администрация Поярковского сельсовета Михайловского района, а также заинтересованное лицо ООО «ТСК «Амур-2» будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, при этом об уважительности причин не явки представителей суд не уведомили.
В судебном заседании представитель административных ответчиков прокурора Михайловского района, прокуратуры Михайловского района, прокуратуры Амурской области (по праву передоверия) - помощник прокурора Мартынюк А.С., выражая несогласие с требованиями административного иска, в обоснование имеющих возражений указал, что прокуратурой Михайловского района в ходе мониторинга исполнения законодательства в сфере теплоснабжения при подготовки и прохождении отопительного периода 2019-2020гг., по результатам комиссионной проверки готовности поселений Михайловского района к прохождению отопительного периода, проведенной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлен ряд нарушений, препятствующих получению муниципальному образованию паспорта готовности, в том числе ввиду отсутствия установок водоподготовки на котельных сельских поселений, обязанность по оснащению которыми в силу положений действующего законодательства, применительно к котельным с. Поярково Михайловского района, собственником которых является администрация Поярковского сельсовета, возложена на указанное сельское поселения, как собственника имущества, и как органа местного самоуправления, в полномочия которого входит организация обеспечения надежного теплоснабжения. С целью устранения выявленных нарушений главе Поярковского сельсовета, как лицу, в чьи полномочия входит устранение выявленных нарушений, прокурором внесено представление от 15.01.2020 №. Указанное требование прокурора вытекает из полномочий последнего, а потому подлежит безусловному исполнению в установленный срок. При этом указывая на преюдициальность вступившего в законную силу решения Михайловского районного суда Амурской области от 16 марта 2020 года по административному делу №2а-92/2020 просил в удовлетворении требований административного иска отказать в полном объеме.
Прокуратура Амурской области в письменных возражениях на административный иск администрации Поярковского сельсовета, в целом излагая позицию по доводам, приведенным представителем административных ответчиков в судебном заседании, указала, что оспариваемое истцом представление прокурора от 15.01.2020 №, внесено в рамках предоставленных прокурору полномочий, по результатам проверки и выявления факта нарушения со стороны администрации Поярковского сельсовета Михайловского района законодательства в сфере теплоснабжения. При этом полагала несостоятельными доводы иска о возложении всей полноты ответственности за оснащение переданных котельных установками водоподготовки, организацию водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, на ООО «ТСК «Амур-2», поскольку Техническим заданием к концессионному соглашению от 12.12.2017 работы по оснащению указанной ресурсоснабжающей организацией, как концессионером, котельных с. Поярково установками водоподготовки не предусмотрено, следовательно, исполнение данной обязанности с целью устранения нарушений законодательства правомерно было адресовано администрации Поярковского сельсовета.
Руководствуясь ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд, признав явку административного истца и заинтересованного лица не обязательной, определил рассмотреть дела при состоявшейся явке участников судебного процесса.
Выслушав доводы представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 названного Федерального закона, предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 приведенной нормы Закона о прокуратуре, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что прокурором Михайловского района амурской области в ходе мониторинга исполнения законодательства о теплоснабжении при прохождении отопительного периода 2019-2020 гг. выявлено нахождение в собственности муниципального образования Поярковский сельсовет Михайловского района Амурской области 7 котельных, расположенных на территории с. Поярково Михайловского района, которые обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, в т.ч. муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады), лечебные учреждения, многоквартирные дома и частный сектор. Эксплуатацию котельных, с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии, их содержание осуществляет ООО «ТСК «Амур-2» на основании Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковский сельсовет от 12.12.2017. Также проверкой установлено, что указанные котельные не оборудованы установками водоподготовки, водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла не организован, что в свою очередь было подтверждено актом № № от 15.11.2019, составленного по результатам комиссионной проверки Дальневосточного управления Ростехнадзора, где сделан вывод о том, что муниципальное образование Михайловский район не было готово к отопительному периоду 2019/2020гг. ввиду наличия ряда замечаний по приложенному к акту перечню, в числе которых указано на отсутствие установок водоподготовки на 17 котельных Михайловского района.
Ссылаясь на требования Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, которым утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Приказ Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, которым утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, а также на положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», руководствуясь положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Михайловского района в адрес главы администрации Поярковского сельсовета Михайловского района внесено представление от 15.01.2020 №, требуя: безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий их способствующих; о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в письменной форме, в течение месяца со дня его получения.
Как следует из содержания административного иска, глава администрации Поярковского сельсовета, не оспаривая указанные в представлении прокурора факты выявленных нарушений требований законодательства в сфере теплоснабжения, полагает, что обязанность по соблюдению водно-химического режима, проведению докотловой или внутрикотловой обработки воды, как и в целом обеспечение содержания тепловых установок в работоспособном состоянии и их эксплуатация в соответствии с утверждёнными правилами, лежит на организации, несущей ответственность за эксплуатацию тепловых установок (теплоснабжающией или теплосетевой организации). Поэтому, указывая на наличие заключенного с ООО «ТСК» Амур-2» концессионного соглашения от 12.12.2017, п. 29 которого предусматривает обязанность последнего как концессионера поддерживать объект соглашения (котельные и котельное оборудование) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонты, нести расходы на содержание оборудования, за счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, с последующей безвозмездной передачей Концеденту (Поярковскому сельсовету), полагает, что именно ООО «ТСК» Амур-2» ответственно за организацию обеспечения надежной работы тепловых установок, но не администрация Поярковского сельсовета.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что вступившим в законную силу решением Михайловского районного суда Амурской области от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда, по итогам рассмотрения административного дела №2а-92/2020 удовлетворены исковые требования прокурора Михайловского района к администрации Поярковского сельсовета, а именно, признав незаконным бездействие Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии своевременных по организации на муниципальных котельных водоподготовки, суд возложил на административного ответчика обязанность в срок до 01 октября 2020 года организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, на семи котельных <адрес>, находящихся в собственности указанного сельского поселения.
При рассмотрении указанного административного дела суд, основывая на анализе законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к выводу, что именно на администрации Поярковского сельсовета лежит обязанность по организации выполнения на муниципальных котельных, расположенных на территории <адрес>, водоподготовки, а также водно-химического режима работы котельных и котельного оборудования, одновременно опровергнув доводы административного ответчика о необходимости возложения исполнения указанной обязанности на теплоснабжающую организацию ООО «ТСК «Амур-2», с приведением мотивов таковых.
Руководствуясь положениями ч.2 ст. 64 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд признает установленными, не подлежащими оспариванию и доказыванию вновь указанные выше фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Михайловского районного суда от 16 марта 2020 года по административному делу №2а-92/2020 по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации на муниципальных котельных <адрес> водоподготовки.
Доводы же административного иска о незаконности оспариваемого представления прокурора вследствие возложения устранения нарушений требований законодательства в сфере теплоснабжения на администрацию Поярковского сельсовета, основаны не неверном токовании норм материального права, и на дату рассмотрения настоящего спора фактически направлены на оспаривание упомянутых выше обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда по административному делу, в котором участвовали те же лица.
Как следует из указанного выше решения Михайловского районного суда от 16 марта 2020 года, всем приведенным в административном иске администрации Поярковского сельсовета доводам судом была дана оценка с приведением мотивов, по которым они были признаны несостоятельными и основанными на неправильном понимании закона.
По изложенным основаниям оспариваемое административным истцом представление прокурора Михайловского района Амурской области от 15 января 2020 года № суд признает законным и обоснованным по существу.
Указанное представление внесено административному истцу прокурором Михайловского района Амурской области в пределах предоставленных ему полномочий и в полном соответствии с требованиями ст. 21, 22 и 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, суд находит требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска главы администрации Поярковского сельсовета Михайловского района к прокурору Михайловского района, прокуратуре Михайловского района, прокуратуре Амурской области о признании незаконным представления прокурора Михайловского района Амурской области об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 19 августа 2020 года.