Дело № 2а - 1945/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием представителя административного истца Васильева Н.А., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Змеу Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рюминой Е. В., действующей в интересах Тебеньковой Н. К., к МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», к администрации г. Благовещенска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по включению Тебеньковой Н.К. в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Законные представитель Тебеньковой Н.К. - Рюмина Е.В., в лице представителя Васильева Н.А., обратилась в суд с настоящим заявлением указав, что Тебенькова Н.К. состоит на учете у врача психиатра с 2008 года, шифр диагноза ***, данное заболевание, классифицированное по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения под кодом ***, указано в списке Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».09.11.2017 года от административного ответчика получен ответ № 01-17/5031, согласно которому Тебеньковой Н.К. отказано во включении в отдельный список граждан на внеочередное получение жилья, как предоставившей документы, которые неподтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещениии, и как предоставившему документы, которые не подтверждают, что стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже величины порогового значения, установленного органом местного самоуправления. В указанном ответе отсутствуют мотивы и основание, в результате которых принято решение об отказе во включении в отдельный список граждан в связи с имеющимся заболеванием. Тебенькова Н.К. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 11.08.1987 года. На повторное обращение за разъяснением основания, которое послужило отказом во включении в отельный список граждан, административный ответчик в своем ответе от 28.12.2018 года № Т-3322 вновь не указал, в связи с чем отказано во включении в отдельный список. При этом согласно сведениям данного ответа на обращение, ответ от 09.11.2017 года является официальным отказом во включении Тебеньковой Н.К. в отдельный список. В соответствии с положениями п.8 ст. 10 закона Амурской области от 01.09.2005 года «О жилищной политике в Амурской области», принятых на учет граждан включают в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по дате и времени подачи заявления. Учет ведется по одному списку, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемое по договору социального найма. Таким образом, имеющееся у Тебеньковой Н.К. заболевание давало ей право на включение ее во внеочередной список граждан, имеющих право на получение жилого помещения. На основании изложенного просит суд признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе во включении Тебеньковой Н.К. в отдельный список граждан с правом внеочередного получения жилого помещения в связи с имеющимся заболеванием (инвалидностью), выразившегося в ответе от 09.11.2017 года № 01-17/5031, незаконными; обязать административного ответчика включить Тебенькову Н.К. в указанный отдельный список на право внеочередного получения жилого помещения.
Представитель административного истца Васильев Н.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснил, что Закон Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» не содержит положений о том, что нуждающийся в жилом помещении гражданин должен быть признан малоимущим, ссылки административного ответчика на ст.ст. 52 и 49 ЖК РФ, а так же на судебную практику в настоящем споре не уместны. Информация, содержащаяся в справке о кадастровой стоимости и отчете о рыночной стоимости автомобиля не проверена, так как оригинал отчета и выписка из ЕГРН об объекте недвижимости в оригинале отсутствуют. Полагал, что отказ административного ответчика о включении Тебеньковой Н.К. в отдельный список граждан не законный и необоснованный.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска Змеу Ю.В. возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, полагала, что предоставленный административному истцу ответ законный и обоснованный, поскольку из совокупности норм ЖК РФ, Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 "О жилищной политике в Амурской области", для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного Фонда, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим, нуждаемость в жилом помещении. При этом стоимость имущества заявителя превысила величину порогового значения стоимости имущества установленную в размере 100 000,00 рублей. Зять Рюмин С.А. был отнесен к членам семьи, поскольку заявителем была предоставлена информация о совместной с ним регистрации по месту жительства, сведения о рыночной стоимости транспортного средства были предоставлены истцом в виде отчета о рыночной стоимости, оригинал которого остался у заявителя. Информация о кадастровой стоимости жилого помещения, принадлежащего заявителю, запрашивалась посредством электронного документооборота, заявитель информации о рыночной стоимости жилого помещенияне предоставил.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении заявления не поступало. Суд, руководствуясь ст. 150, ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что Тебенькова Н.К. на основании решения Ленинского райисполкома от 19.08.1987 года № 259 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 8 человек в общем порядке. Согласно справке МСЭ-2007 от 14.10.2009 № 1665051 Тебенькова Н.К. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, согласно выписке из постановления ВК № 6634 от 20.09.2017, выданной ГБУАЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница», Тебенькова Н.К. состоит на диспансерном учете с указанием кода заболевания заявителя (***). Данное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. №378, как подтверждающее право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
12.10.2017 года законный представитель Тебеньковой Н.К. – Рюмина Е.В. обратилась с заявлением в администрацию г. Благовещенска о рассмотрении на жилищной комиссии вопроса о включении в список граждан на внеочередное получение жилья, в связи с наличием у заявителя заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № 378.
На указанное обращение МУ «БГАЖЦ» 09.11.2017г. заявителю направлен ответ № 01-17/5031 со ссылкой на решение Комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска, которой на основании ч.2 ст. 49, п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области», п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона Амурской области от 23.11.2012 № 119-03 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Тебеньковой Н.К. отказано во включение в список граждан на внеочередное получение жилья, как представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и как представившему документы, которые не подтверждают, что стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже величины порогового значения, установленного органом местного самоуправления.
Кроме того, 28.12.2017г. в адрес представителя Рюминой Е.В. заместителем мэра г. Благовещенска направлено сообщение, согласно которому заявителем не представлены документы, подтверждающие малоимущность Тебеньковой Н.К., в связи с чем, у администрации нет правовых оснований для обеспечения Тебеньковой Н.К. жилым помещением во внеочередном порядке и включении в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Также в указанном сообщении имеется ссылка на то, что ответ МУ «БГАЖЦ» от 09.11.2017г. на обращение от 12.10.2017г. является официальным отказом во включении Тебеньковой Н.К. в отдельный список.
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от 01.11.2017 года № 20 основанием для отказа Тебеньковой Н.К. во включении в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, явилось представление документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и представление документов, которые не подтверждают, что стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже величины порогового значения, установленного органом местного самоуправления.
Согласно выписки из указанного протокола Тебенькова Н.К. зарегистрирована с 1988 года по адресу: ***. Совместно зарегистрированы: дочь, Рюмина Е.В., *** г.р., внучка, Осевчук Л.С., *** г.р., внук, Рюмин Д.С., *** г.р., правнучка, Осевчук В.С., *** г.р., зять, Рюмин С.А., *** г.р. Данное жилое помещение, квартира № ***, общей площадью 49,3 кв.м на основании договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ***, на праве общей долевой собственности, доля в праве ? принадлежит: Тебеньковой Н.К., Рюминой Е.В., Рюминой Л.С., Рюмину Д.С. (свидетельство о праве собственности от 24.12.2009).
Согласно справке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области» по состоянию 27.09.2017 кадастровая стоимость объекта недвижимости - квартиры № ***, дома № *** по улице ***, г. Благовещенск, находящейся в собственности заявителя, Рюминой Е.В., Осевчук (Рюминой) Л.С., Рюмина Д.С. составила 2348364,58 рублей, на заявителя приходится ? доля в праве.
Как следует из карточки учета транспортных средств за Рюминым С.А. зарегистрирован автомобиль марки «Тойота ИСИС», рыночная стоимость которого согласно отчета ИП Шантыко М.С. по состоянию на 11.09.2017 составила - 440000 рублей.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1ст. 39).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в Определениях от 23.03.2010 № 331-0-0; от 27.05.2010г. № 691-0-0; от 01.12.2009г. № 1548-0-0; от 05.03.2009 № 376-О-П следует, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище предполагает, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, и одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для реализации указанных положений ЖК РФ Амурским областным Советом народных депутатов был принят Закон Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», который определяет основные цели, задачи, направления жилищной политики области, формы реализации права населения области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище (далее Закон Амурской области № 38-ОЗ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данных кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке.
Основания признания гражданина нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
По смыслу перечисленных норм право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Указанные вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в определении Верховного Суда РФ от 18.07.201г. № 59-КГ17-7.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Положениями ст. 10 Закона Амурской области № 38-ОЗ установлен перечень документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и документов подтверждающих право заявителя быть признанным малоимущим.
В соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 10 Закона Амурской области № 38-ОЗ документом, подтверждающим право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении являются правоустанавливающие документы на жилое помещение, право заявителя и членов его семьи на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Аналогичные требования установлены постановлением администрация города Благовещенска от 16 ноября 2012 г. № 5092 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальным казенным учреждением "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" муниципальной услуги "принятие на учет или отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно пп. «а» п. 4 ст. 10 Закона Амурской области № 38-ОЗ документом, подтверждающим право заявителя быть признанным малоимущим являются документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в соответствии с Законом Амурской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Законом Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлен порядок признания граждан малоимущими в целях применения ЖК РФ на территории Амурской области.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.
Величина порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и величина порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда (абз. второй части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ).
Пунктом 1 решения Благовещенской городской Думы от 31 января 2013 г. № 53/01 "Об установлении пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлено пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в размере 1,5 величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в зависимости от принадлежности к социально-демографической группе, официально установленной на территории Амурской области, за квартал, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Пунктом 2 названного решения городской Думы установлено пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в размере ста тысяч рублей.
Малоимущими в соответствии с действующим законодательством признаются граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи, или одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, указанного в пункте 1 настоящего решения, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества, указанного в пункте 2 настоящего решения (п. 3 решения Благовещенской городской Думы от 31 января 2013 г. № 53/01).
При этом размер дохода Тебеньковой Н.К. и членов семьи в расчетном периоде на основании представленных в администрацию сведений за год составил - 697521,70 рублей, что не превышает величину порогового значения за год. Доход Тебеньковой Н.К. без учета дохода других членов семьи составил 267158,81 рублей, что превысило величину порогового значения, установленную в целях признания граждан малоимущими.
Кроме этого, согласно справке филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области по состоянию на момент обращения заявителя кадастровая стоимость объекта недвижимости - квартиры № ***, дома № *** по улице ***, г.Благовещенск составила - 2348364,58 рублей, на Тебенькову Н.К. приходится (1/4 доля в праве): 2348364,58 /4 = 587091,14 рублей, что даже без учета стоимости имущества других членов семьи (транспортного средства, принадлежащего зятю Рюмину С.А.) превышает величину порогового значения стоимости имущества, установленного в целях признания граждан малоимущими.
В силу ч. 6 ст. 10 Закона Амурской области № 38-ОЗ отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случае, если: 1) не представлены документы, предусмотренные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а", "б", "в", "ж", "з" пункта 3 части 1 настоящей статьи; 2) представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; 3) не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 54 ЖК РФ также допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Материалами дела подтверждено, что обращаясь с заявлением о включении в список граждан на внеочередное получение жилья, предоставляемом по договору социального найма, законным представителем Тебеньковой Н.К. – Рюминой Е.В. представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не подтверждающие, что стоимость имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, ниже величины порогового значения, установленного органом местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в отказе во включении Тебеньковой Н.К. в отдельный список граждан с правом внеочередного получения жилого помещения в связи с имеющимся заболеванием в ответе от 09.11.2017 года № 01-17/5031 являются законными и обоснованными, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рюминой Е. В., действующей в интересах Тебеньковой Н. К., к МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», к администрации г. Благовещенска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по включению Тебеньковой Н.К. в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 02 марта 2018 года.
Судья Т.А. Коршунова