Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июня 2011 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.
при секретаре Козулиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1929/11 по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> обратился в Сызранский городской суд c вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что при проведении проверки законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлен факт наличия бесхозяйного гидротехнического сооружения расположенного в пределах г.о. Сызрань. Так, по информации КИО Администрации г.о. Сызрань, в результате ликвидации ОАО «136 МОЗ» в число объектов, переданных в муниципальную собственность, не вошло гидротехническое сооружение – защитная дамба, расположенная по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), в связи с чем указанное гидротехническое сооружение на сегодняшний день в реестре муниципальной собственности не значится. В связи с выявлением факта наличия на территории г.о. Сызрань бесхозяйного гидротехнического сооружения ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес Главы Администрации г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией г.о. Сызрань была подготовлена заявка на размещение муниципального заказа по проведению технической инвентаризации указанного выше объекта недвижимого имущества, после изготовления технической документации Администрацией г.о. Сызрань будут приняты меры по постановке указанного объекта на учет. Однако как показала повторная проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, до настоящего времени названное выше гидротехническое сооружение на учет органом местного самоуправления – Администрацией г.о. Сызрань, не взята, право муниципальной собственности городского округа Сызрань на вышеуказанный объект не оформлено.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Полномочия органов местного самоуправления по организации, подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в п. 2 ст. 11 названного выше Федерального закона. Указанные органы осуществляют, в том числе, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 3 и 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения. финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Однако указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Из нормы ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования – городской округ Сызрань, не обращение Администрации г.о. Сызрань в регистрирующий орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 17 сентября 2003 года № 580 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2004 года № 627) также установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Таким образом, отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Отсутствие финансовых и материальных резервов, предназначенных для организации эксплуатации гидротехнического сооружения, а также ликвидации возможной аварии на гидротехническом сооружении может повлечь за собой негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан – жителей г.о. Сызрань, а также имуществу граждан и организаций.
Предъявленные прокуратурой <адрес> заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просит суд: признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – Администрации г.о. Сызрань, по постановке на учет гидротехнического сооружения – защитной дамбы, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), как бесхозяйного имущества и оформления права муниципальной собственности городского округа Сызрань; а также обязать Администрацию г.о. Сызрань обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии указанного выше гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества с последующим оформлением права муниципальной собственности городского округа Сызрань на него.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Сидорова О.Б. изменила и уточнила заявленные требования, просит суд: признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации г.о. Сызрань по не обращению в Сызранский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке сооружения – защитной дамбы, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), на учет как бесхозяйного имущества; а также обязать Администрацию г.о. Сызрань обратиться в Сызранский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии указанного выше гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. В обоснование своих требований привела доводы, изложенные выше.
Представитель Администрации г.о. Сызрань Зимина Л.С. с заявлением не согласна, пояснила, что со стороны Администрации г.о. Сызрань отсутствует бездействие, поскольку были приняты меры по подготовке технической документации, без которой невозможно поставить указанное выше гидротехническое сооружение на учет как бесхозяйное. Технический паспорт на гидротехническое сооружение был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. По какой причине Администрация г.о. Сызрань до настоящего времени не обратилась в Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области для постановки указанного выше объекта недвижимости на учет как бесхозяйного, пояснить не может.
Представитель КИО Администрации г.о. Сызрань Кавказьева И.В. с заявлением также не согласна, пояснила, что при подготовке документов, подтверждающих, что сооружение – защитная дамба, расположенная по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), не имеет собственника, в Администрацию г.о. Сызрань поступило письмо Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в приватизационном деле ОАО «136 МОЗ», в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Сооружения по адресу: <адрес>», числится объект – дамба защитная территории завода 1965 года постройки. Таким образом, до момента приватизации указанный выше объект относился к федеральной собственности. Согласно письму ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № указанный выше объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества не числится. Однако отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности РФ и правопритязаний на данный объект. В связи с этим Администрация г.о. Сызрань обратилась в ТУ Росимущества в <адрес> с предложением включить данный объект в реестр федерального имущества. Отказ в удовлетворении данного предложения до настоящего времени не поступал, в связи с чем полагает, что со стороны Администрации г.о. Сызрань отсутствует бездействие, а оформление права муниципальной собственности на данный объект недвижимости является преждевременным.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия.
Суд, проверив дело, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, полагает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что при проведении проверки законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлен факт наличия бесхозяйного гидротехнического сооружения расположенного в пределах г.о. Сызрань.
Так, по информации КИО Администрации г.о. Сызрань, в результате ликвидации ОАО «136 МОЗ» в число объектов, переданных в муниципальную собственность, не вошло гидротехническое сооружение – защитная дамба, расположенная по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), в связи с чем указанное гидротехническое сооружение на сегодняшний день в реестре муниципальной собственности не значится. Не значится данный объект недвижимости, как в реестре федерального имущества, так и в реестре имущества <адрес>.
В связи с выявлением факта наличия на территории г.о. Сызрань бесхозяйного гидротехнического сооружения ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес Главы Администрации г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией г.о. Сызрань была подготовлена заявка на размещение муниципального заказа по проведению технической инвентаризации указанного выше объекта недвижимого имущества, после изготовления технической документации Администрацией г.о. Сызрань будут приняты меры по постановке указанного объекта на учет.
Однако, как показала повторная проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, до настоящего времени Администрация г.о. Сызрань не обратилась в Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке указанного выше гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Полномочия органов местного самоуправления по организации, подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в п. 2 ст. 11 названного выше Федерального закона. Указанные органы осуществляют, в том числе, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 3 и 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения. финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Однако указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался…
…Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования – городской округ Сызрань, не обращение Администрации г.о. Сызрань в регистрирующий орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, возложенного на него приведенной выше нормой закона.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 17 сентября 2003 года № 580 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2004 года № 627) также установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Отсутствие финансовых и материальных резервов, предназначенных для организации эксплуатации гидротехнического сооружения, а также ликвидации возможной аварии на гидротехническом сооружении может повлечь за собой негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан – жителей г.о. Сызрань, а также имуществу граждан и организаций.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым заявление прокурора <адрес> удовлетворить, признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации г.о. Сызрань по не обращению в Сызранский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке сооружения – защитной дамбы, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), на учет как бесхозяйного имущества; а также обязать Администрацию г.о. Сызрань обратиться в Сызранский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии указанного выше гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации городского округа Сызрань по не обращению в Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке сооружения – защитной дамбы, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>), на учет как бесхозяйного имущества.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань обратиться в Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сооружения – защитной дамбы, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Непопалов Г.Г.