Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1231/2013 от 28.05.2013

Дело № 33-1231

Докладчик: Курлаева Л.И.

Судья: Гудкова Е.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе

председательствующего Курлаевой Л.И.,     

судей           Хомяковой М.Е., Ларионовой С.В.,

при секретаре Аксютич А.А.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору,

по апелляционным жалобам представителя Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны – Черновой Елены Викторовны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 09 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования - удовлетворить частично.

Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Дроздовой Оксане Владимировне и Подтягиной Елене Александровне единовременную компенсационную выплату как медицинским работникам в размере по одному миллиону рублей каждой путем перечисления этих средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ Орловской области <...>

Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Дроздовой Оксаны Владимировны расходы на оплату услуг представителя и составление доверенности в размере <...> рублей.

В остальной части иска - отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., возражения Дроздовой О.В., представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по доверенности Пензевой М.И., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Орловской области по доверенности Картамышевой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Дроздова О.В. и Подтягина Е.А. обратились в суд с иском к Департаменту сохранения и социального развития Орловской области о взыскании компенсационной выплаты по договору.

В обоснование указывали, что Дроздова О.В. работает в должности <...> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>, Подтягина Е.А. работает в должности <...> с <дата> в БУЗ Орловской области <...>

30 ноября 2012 года между ними, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ Орловской области <...> были заключены договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшим на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области в сумме 1 000 000 рублей.

Поскольку договор со стороны ответчика исполнен не был, денежные средства не перечислены, просили суд взыскать с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в пользу каждой единовременную компенсационную выплату в размере по <...>, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> в сумме <...>, за период с <дата> по <дата> по день исполнения решения суда в сумме <...> ежедневно, судебные расходы в размере <...>.

Определениями Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС), в качестве третьего лица Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), Департамент финансов Орловской области.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. – Чернова Е.В. просит отменить решение Советского районного суда г. Орла от 09.04.2013 в части отказа в удовлетворении требований истцов о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и вынести в этой части новое решение, которым требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Считает, что суд первой инстанции допустил неправильное толкование норм гражданского права, поскольку ст. 395 ГК РФ предусматривает ответственность за пользование чужими денежными средствами в виде уплаты процентов при наличии гражданско-правовых отношений.

Указывает на то, что право на получение выплаты у истцов возникло на основании договоров от 30.11.2012 заключенных Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. с Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области, БУЗ Орловской области <...> условиями которых предусмотрена ответственность медицинского работника за неисполнение своих обязательств в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о гражданско-правовой природе возникших на основании договоров от 30.11.2012 отношений, в связи с чем суд должен был исходить из положений ст. 1 ГК РФ, основанных на признании равенства участников регулируемых правоотношений.

В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) просит отменить решение Советского районного суда г. Орла от 09.04.2013 в полном объеме.

Ссылается на то, что ФФОМС не может являться надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как не является стороной договоров и участником возникших гражданско-правовых отношений.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее – договор).

В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 приведенного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

Постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2012 года № 49 утверждено «Положение об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, трудоустроившимся в 2011 - 2012 годах в сельских населенных пунктах на территории Орловской области» (далее - Положение).

Согласно п. 1 Положения оно определяет условия и порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2011 - 2012 годах на работу в сельские населенные пункты на территории Орловской области.

Право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий (п. 2 Положения):

1)прибывшие в 2011 - 2012 годах на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

2)заключившие с Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как усматривается из материалов дела, Дроздова О.В. работает в должности <...> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>

Подтягина Е.А. работает в должности <...> с <дата> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>

30 ноября 2012 года между Дроздовой О.В. и БУЗ Орловской области <...> и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области (л.д.15-19).

Согласно материалам дела, аналогичный договор 30 ноября 2012 года был заключен с Подтягиной Е.А. (л.д.10-14).

Согласно п. 7.1 договора Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области обязан предоставить медицинскому работнику единовременную выплату в течение 30 календарных дней с момента заключения договора путем перечисления на лицевой счет учреждения здравоохранения.

Во исполнение данного договора руководителем Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области 30 ноября 2012 года были изданы приказы , , из которых следует, что Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. должна быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей (л.д.41-42).

В соответствии с п. 9 Положения Департамент и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области в срок до 15 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, предоставляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления выплат по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 ноября 2012 года Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и ТФОМС Орловской области была составлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на декабрь 2012 года, содержащая данные на Дроздову О.В. и Подтягину Е.И., и в 30.11.2012 в 17 часов 40 минут предоставлена Департаментом в ТФОМС Орловской области, подписана ТФОМС Орловской области, отсканирована и направлена в ФФОМС в 17 часов 47 минут по защищенной сети <...> исходящим письмом от 30.11.2012 с просьбой принять дополнительную заявку на декабрь 2012 года. (л.д.43-44).

Из материалов дела следует, что данная заявка была получена ФФОМС 03 декабря 2012 года (л.д.54). Однако заявка не была выполнена в связи с превышением объема бюджетных ассигнований.

Удовлетворяя исковые требования Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в единовременной компенсационной выплате, как превышение объема бюджетных ассигнований либо несвоевременное направление заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поэтому пришел к правильному выводу, что права и интересы Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. не могут быть поставлены в зависимость от даты приема ее на работу и заключения с ней договора на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты.

Кроме того, суд правильно мотивировал свой вывод тем, что на момент заключения договора между истцами и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области, БУЗ Орловской области <...> а также подачи заявки в Федеральный фонд медицинского страхования (30.11.2012) действовало Распределение иных межбюджетных трансфертов, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2329-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 18.09.2012 года № 1726-р. на Орловскую область на указанные цели было предусмотрено <...>.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что на ФФОМС не может быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, является несостоятельным, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Иные доводы апелляционной жалобы ФФОМС не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.

Довод апелляционной жалобы представителя Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. – Черновой Е.В. о неправильном применении судом норм материального права при разрешении спора в части требований о взыскании процентов за пользовании чужими денежными средствами, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку выводы суда в этой части соответствуют положениям ст. 395 ГК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №13 Пленума ВАС РФ № 14 от 08 октября 1998 года «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», в соответствии с которыми положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ, суд обоснованно исходил из того, что причитающиеся истцам выплаты за счет средств бюджета ФФОМС носят компенсационный характер.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны – Черновой Елены Викторовны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дело № 33-1231

Докладчик: Курлаева Л.И.

Судья: Гудкова Е.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе

председательствующего Курлаевой Л.И.,     

судей           Хомяковой М.Е., Ларионовой С.В.,

при секретаре Аксютич А.А.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору,

по апелляционным жалобам представителя Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны – Черновой Елены Викторовны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 09 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования - удовлетворить частично.

Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Дроздовой Оксане Владимировне и Подтягиной Елене Александровне единовременную компенсационную выплату как медицинским работникам в размере по одному миллиону рублей каждой путем перечисления этих средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ Орловской области <...>

Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Дроздовой Оксаны Владимировны расходы на оплату услуг представителя и составление доверенности в размере <...> рублей.

В остальной части иска - отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., возражения Дроздовой О.В., представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по доверенности Пензевой М.И., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Орловской области по доверенности Картамышевой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Дроздова О.В. и Подтягина Е.А. обратились в суд с иском к Департаменту сохранения и социального развития Орловской области о взыскании компенсационной выплаты по договору.

В обоснование указывали, что Дроздова О.В. работает в должности <...> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>, Подтягина Е.А. работает в должности <...> с <дата> в БУЗ Орловской области <...>

30 ноября 2012 года между ними, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ Орловской области <...> были заключены договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшим на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области в сумме 1 000 000 рублей.

Поскольку договор со стороны ответчика исполнен не был, денежные средства не перечислены, просили суд взыскать с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в пользу каждой единовременную компенсационную выплату в размере по <...>, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> в сумме <...>, за период с <дата> по <дата> по день исполнения решения суда в сумме <...> ежедневно, судебные расходы в размере <...>.

Определениями Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС), в качестве третьего лица Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), Департамент финансов Орловской области.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. – Чернова Е.В. просит отменить решение Советского районного суда г. Орла от 09.04.2013 в части отказа в удовлетворении требований истцов о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и вынести в этой части новое решение, которым требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Считает, что суд первой инстанции допустил неправильное толкование норм гражданского права, поскольку ст. 395 ГК РФ предусматривает ответственность за пользование чужими денежными средствами в виде уплаты процентов при наличии гражданско-правовых отношений.

Указывает на то, что право на получение выплаты у истцов возникло на основании договоров от 30.11.2012 заключенных Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. с Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области, БУЗ Орловской области <...> условиями которых предусмотрена ответственность медицинского работника за неисполнение своих обязательств в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о гражданско-правовой природе возникших на основании договоров от 30.11.2012 отношений, в связи с чем суд должен был исходить из положений ст. 1 ГК РФ, основанных на признании равенства участников регулируемых правоотношений.

В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) просит отменить решение Советского районного суда г. Орла от 09.04.2013 в полном объеме.

Ссылается на то, что ФФОМС не может являться надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как не является стороной договоров и участником возникших гражданско-правовых отношений.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее – договор).

В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 приведенного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

Постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2012 года № 49 утверждено «Положение об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, трудоустроившимся в 2011 - 2012 годах в сельских населенных пунктах на территории Орловской области» (далее - Положение).

Согласно п. 1 Положения оно определяет условия и порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2011 - 2012 годах на работу в сельские населенные пункты на территории Орловской области.

Право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий (п. 2 Положения):

1)прибывшие в 2011 - 2012 годах на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

2)заключившие с Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как усматривается из материалов дела, Дроздова О.В. работает в должности <...> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>

Подтягина Е.А. работает в должности <...> с <дата> в БУЗ Орловской области <...> с <дата>

30 ноября 2012 года между Дроздовой О.В. и БУЗ Орловской области <...> и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области (л.д.15-19).

Согласно материалам дела, аналогичный договор 30 ноября 2012 года был заключен с Подтягиной Е.А. (л.д.10-14).

Согласно п. 7.1 договора Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области обязан предоставить медицинскому работнику единовременную выплату в течение 30 календарных дней с момента заключения договора путем перечисления на лицевой счет учреждения здравоохранения.

Во исполнение данного договора руководителем Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области 30 ноября 2012 года были изданы приказы , , из которых следует, что Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. должна быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей (л.д.41-42).

В соответствии с п. 9 Положения Департамент и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области в срок до 15 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, предоставляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления выплат по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 ноября 2012 года Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и ТФОМС Орловской области была составлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на декабрь 2012 года, содержащая данные на Дроздову О.В. и Подтягину Е.И., и в 30.11.2012 в 17 часов 40 минут предоставлена Департаментом в ТФОМС Орловской области, подписана ТФОМС Орловской области, отсканирована и направлена в ФФОМС в 17 часов 47 минут по защищенной сети <...> исходящим письмом от 30.11.2012 с просьбой принять дополнительную заявку на декабрь 2012 года. (л.д.43-44).

Из материалов дела следует, что данная заявка была получена ФФОМС 03 декабря 2012 года (л.д.54). Однако заявка не была выполнена в связи с превышением объема бюджетных ассигнований.

Удовлетворяя исковые требования Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в единовременной компенсационной выплате, как превышение объема бюджетных ассигнований либо несвоевременное направление заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поэтому пришел к правильному выводу, что права и интересы Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. не могут быть поставлены в зависимость от даты приема ее на работу и заключения с ней договора на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты.

Кроме того, суд правильно мотивировал свой вывод тем, что на момент заключения договора между истцами и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области, БУЗ Орловской области <...> а также подачи заявки в Федеральный фонд медицинского страхования (30.11.2012) действовало Распределение иных межбюджетных трансфертов, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2329-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 18.09.2012 года № 1726-р. на Орловскую область на указанные цели было предусмотрено <...>.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что на ФФОМС не может быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, является несостоятельным, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Иные доводы апелляционной жалобы ФФОМС не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.

Довод апелляционной жалобы представителя Дроздовой О.В. и Подтягиной Е.А. – Черновой Е.В. о неправильном применении судом норм материального права при разрешении спора в части требований о взыскании процентов за пользовании чужими денежными средствами, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку выводы суда в этой части соответствуют положениям ст. 395 ГК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №13 Пленума ВАС РФ № 14 от 08 октября 1998 года «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», в соответствии с которыми положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ, суд обоснованно исходил из того, что причитающиеся истцам выплаты за счет средств бюджета ФФОМС носят компенсационный характер.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Дроздовой Оксаны Владимировны и Подтягиной Елены Александровны – Черновой Елены Викторовны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1231/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дроздова Оксана Владимировна
Подтягина Елена Александровна
Ответчики
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области
ФФОМС
Суд
Орловский областной суд
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
11.06.2013Судебное заседание
18.06.2013Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее