Судья Бердникова О.А. Дело № 21-112/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 20 мая 2019 года
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника А.А. – М.Ж. на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2019 года, вынесенное по жалобе А.А. на постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым И.В. №/ЗН-РК от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении А.А.,
установил:
постановлением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым И.В. №/ЗН-РК от 21.09.2018 А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление должностного лица защитник привлекаемого лица – адвокат М.Ж. подала жалобу в Киевский районный суд г. Симферополя, которая определением суда от 07.11.2018 передана по подведомственности в Ленинский районный суд г. Севастополя.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя материалы дела по жалобе защитника А.А. – М.Ж. переданы на рассмотрение в Нахимовский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13.02.2019 оспариваемое постановление оставлено без изменений, а жалоба адвоката М.Ж. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, защитник А.А. – М.Ж. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения и в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено решение. В обоснование незаконности принятых актов заявитель ссылается на то, что административным органом не доказано событие вмененного административного правонарушения, а также вина А.А. в его совершении. Кроме того, заявитель указывает на то, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда были проигнорированы и не приняты во внимание пояснения А.А. о том, что она фактически приступила к обработке земельного участка, соответствующие работы были приостановлены до проведения межевания земельного участка, протокол об административном правонарушении не содержит требования и обязательства А.А., за невыполнение которых последняя привлечена к административной ответственности. Также заявитель в поданной жалобе указывает на ненадлежащее извещение А.А. о месте и времени проведения проверки, рассмотрении деда об административном правонарушении. Также, по мнению подателя жалобы, административным органом не доказано то, что А.А. допустила ухудшение качественного состояние земельного участка, оспариваемое постановление не содержит сведений о наличии экспертного заключения, без проведения которого невозможно установить факт ухудшения плодородия и качества почв. При этом в рамках производства по данному делу, какие-либо лабораторные исследования, отборы почв, иные мероприятия, подтверждающие ухудшение качественного состояния земель не проводились, какие-либо доказательства, подтверждающие то, что на земельном участке, принадлежащем А.А., произрастает сорная растительность, которая носит системный, масштабный характер, ее корневая система выделяет токсичные продукты жизнедеятельности, что повлекло за собой изменение физикохимической и биологической среды почвы и ухудшение ее плодородия, а уничтожение данных сорных растений невозможно без применения значительного количества пестицидов, суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрение по существу.
В судебном заседании А.А. и ее защитники – адвокат М.Ж. по ордеру, Е.М. по устному ходатайству доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.
Представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 16.01.1998 № 101-ФЗ) Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ) собственники земельных участков земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Сорные растения (сорняки) в соответствии с ГОСТ 16265-89 – это дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Согласно положениям пункта 15.1 «Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения», утвержденных Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24.09.2003 и Президентом Россельхозакадемии 17.09.2003, сорные растения иссушают почву, выносят из нее полезные микроэлементы (в среднем, азот - 46%, фосфор - 15%, калий - 39%), снижают температура почвы не менее чем на 2 - 4 °С, что отрицательно влияет на активность почвенных микроорганизмов, процесс минерализации органических веществ в почве, являются местообитанием и временным источником питания многих вредителей сельскохозяйственных культур, распространителями грибковых и бактериальных болезней, выделяют в почву вредные вещества и вызывают другие негативные последствия для сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 9.4 «Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения», утвержденных Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24.09.2003, к признакам деградированных почв относятся в том числе: закустаренность лугов и пастбищ, неоднородность состояния растений.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сельскохозяйственных земель.
Из материалов дела усматривается и установлено при его рассмотрении, что сотрудниками Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на основании приказа Крымсельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 11.05.2018 №/П с 29.06.2018 по 12.07.2018 проведена проверка в отношении А.А., являющейся правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:01:050801:486, расположенного на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
29.06.2018 с целью фиксации состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности А.А., составлен акт осмотра территории.
В результате осмотра территории установлено, что на указанном земельном участке произрастает многолетний нераскорчеваный сад вперемешку с многолетними кустарниками и сорной травянистой растительностью. Земельный участок не огорожен. На момент осмотра какая-либо техника отсутствовала, какие-либо работы не велись.
При этом специалистами Крымсельхознадзора был направлен запрос от 10.07.2018 № в ФГБУ «Центр агрохимической службы «Крымский» о предоставлении сведений о проведении гражданами-собственниками земельных участков, расположенных на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, агрохимических исследований, в том числе, в отношении А.А.
Письмом от 11.07.2018 № ФГБУ «Центр агрохимической службы «Крымский» сообщило о том, что по состоянию на 11.07.2018 с А.А. не заключался договор на проведение агрохимических работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном за границами населенных пунктов территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
А.А. на момент составления акта проверки какую-либо информацию, материалы, подтверждающие выполнение ею обязательных мероприятий по сохранению почв их плодородия, защите земель от негативного воздействия, мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, восстановлению плодородия почв на указанном выше земельном участке, не предоставила.
12.09.2018 государственным инспектором отдела организации контрольно-надзорных мероприятий управления земельного контроля (надзора) Д.Н. в отношении А.А. составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за не проведение обязательных мероприятий и не выполнение обязанностей, направленных на охрану земель сельскохозяйственного назначение, что является нарушением требований ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ, ст. ст. 11, 42, 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Постановлением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым И.В. №/ЗН-РК от 21.09.2018 А.А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения административного правонарушения и виновность А.А. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, перечисленных в обжалуемом решении, которым должностным лицом административного органа, а в последствии судьей районного суда дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда о наличии в бездействии А.А. на момент проведения проверки состава вмененного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам и приведенным выше нормам законодательства, основаны на содержащихся в материалах дела доказательствах, оснований для их переоценки суд второй инстанции не усматривает.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Довод жалобы о том, что из имеющихся в деле фотоснимков, которые являются приложением к акту осмотра от 29.06.2018, невозможно определить событие правонарушения и то, что осмотр производился на территории земельного участка с кадастровым номером №, несостоятелен.
Так, 29.06.2018 специалистами Крымсельхознадзора был произведен осмотр территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (акт осмотра территории от 29.06.2018). Осмотр проводился с помощью GPS-навигатора с функцией фотофиксации Garmin Oregon 750t. К акту осмотра территории прилагается план-схема со ссылкой на кадастровый номер № под порядковым номером 20 и фототаблица, на которой зафиксирован данный земельный участок.
В результате осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, произрастает многолетний нераскорчеваный сад вперемешку с многолетними кустарниками и сорной травянистой растительностью. Земельный участок не огорожен. На момент осмотра какая-либо техника отсутствовала, какие-либо работы не велись.
Указанные обстоятельства, исходя из объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются достаточными для наличия в действиях (бездействиях) А.А. состава данного правонарушения.
Ссылки в жалобе на ненадлежащее извещение А.А. о проведении контрольно-проверочных мероприятий, а также в отсутствие свидетелей, являются несостоятельными, последние были предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонены по выводам, приведённым в обжалуемом решении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, как о том ставится вопрос в рассматриваемой жалобе, судом второй инстанции не установлено, все заявленные стороной защиты ходатайства были рассмотрены административным органом с вынесением определений.
Все собранные по делу доказательства получены с соблюдением закона, отвечают признакам относимости, допустимости и достаточности.
Вопреки утверждению подателя жалобы протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания содержит перечень установленных требований и мероприятий, не выполненных А.А. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, наименование нормативно-правовых актов, нарушенных привлекаемым лицом.
Уточнение границ земельного участка в рассматриваемом случае не может служить препятствием для соблюдения правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения обязательных требований по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, восстановлению плодородия почв на указанном выше, а также для осуществления контроля плодородия почв и их качественных показателей.
При этом сохранность целевого использования земельного участка должна обеспечивать возможность сохранения его качественного состояния после длительной эксплуатации, в том числе, и не связанной с прямым назначением, способности воспроизводства плодородия почв. Изменения формы собственности, переход от одного участника правоотношений к другому в ходе совершения любых сделок, в силу приведённых выше положений не должны повлечь за собой изменения в режиме использования земельного участка.
В тоже время, согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН от 12.04.2018 № сведения об объекте недвижимости (земельного участка) имеют статус «актуальные, «ранее учтенные». Право собственности А.А. зарегистрировано с 21.02.2017.
При таких обстоятельствах на А.А., как на правообладателя земельного участка, возложены обязанности выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Вместе с тем, прихожу к выводу о возможности прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения ввиду отсутствия вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а так же устранения нарушения в настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, полагаю наличие оснований для признания данного правонарушения малозначительным, поскольку допущение вышеописанных нарушений на земельном участке, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий не привели к тяжким последствиям и какого-либо существенного вреда охраняемым правоотношениям, здоровью людей, а также интересам общества и государства, не повлекло.
Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, какие обстоятельства об этом свидетельствуют, административный орган не представил.
Также следует учесть и тот факт, что после выявления правонарушения привлекаемым лицом все устранено - 12.11.2018 административным органом составлен акт внеплановой проверки с выездом на место, согласно которому спорный земельный участок А.А. обработан, на нем отсутствует сорная растительность, осуществлены обязательные мероприятия, направленные на защиту и охрану земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями. 10.10.2018 А.А. выдан агрохимический паспорт земельного участка о его соответствии по показателям состояния почвы средневзвешенным величинам по ГОСТ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым И.В. №/ЗН-РК от 21 сентября 2018 года и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением А.А. устного замечания.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова