Дело № 2-127/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усолье 30 января 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
под председательством судьи Баранова Г.А.
при секретаре Бадиной Т.В.,
с участием представителя истца – Раджаповой Н.О., действующей на основании доверенности,
ответчика Шварева А.А.,
представителей ответчика – Горюнова С.Г., Лоптева Д.Н., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье Пермского края гражданское дело по иску ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» к Швареву А.А., Шваревой Н.А. о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – ОАО «МРСК Урала») обратился в суд с иском к Швареву А.А., Шваревой Н.А. о возложении обязанности устранить препятствия в эксплуатации воздушной линии электропередач. В обоснование исковых требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит сооружение: ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2, протяженностью 5,562 км., расположенное по адресу: ......
..... было установлено, что в пределах охранной зоны ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2 расположено строение – часть жилого дома из блоков, хозяйственные постройки, находящееся в собственности Шварева А.А., Шваревой Н.А., расположенное по адресу: ....., а именно – объект находится под линией электропередач.
Указывают, что размещение капитального строения в пределах охранной зоны ВЛ нарушает требования действующего законодательства и создает препятствия владельцу ВЛ для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации данного объекта недвижимости.
Просили обязать Шварева А.А., Швареву Н.А. устранить препятствия в эксплуатации ОАО «МРСК Урала» воздушной линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2, путем сноса незаконно возведенного объекта капитального строения – части жилого дома из блоков, хозяйственных построек, расположенного по адресу: ..... части, расположенной под воздушной линией электропередач и ее охранной зоне, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, а также взыскать судебные расходы.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Также пояснила, что охранная зона линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор, образовалась в момент ее создания, дополнительной регистрации не требовала, и жилое помещение, принадлежащее ответчику, также должно было соответствовать ранее действовавшим Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255. Представила дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, на которых настаивала.
Ответчик Шварев А.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований. Представил также письменные возражения, на доводах которых настаивал.
Ответчик Шварева Н.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, согласно которого дело просила рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика Шварева А.А.– Лоптев Д.Н. доводы ответчика Шварева А.А. поддержал в полном объеме, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика Шварева А.А.– Горюнов С.Г., представляющий также интересы ответчика Шваревой Н.А., доводы ответчика Шварева А.А. поддержал в полном объеме, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в письменные пояснения, согласно которых просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица – администрации г.Березники в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в письменное заявление, согласно которого просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующему.
В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции) для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», абзац 4 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ признан утратившим силу.
Таким образом, ссылка истца на положения абзаца 4 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ при обосновании исковых требований не может быть признана судом обоснованной.
Согласно п.3 ст.105 Земельного кодекса РФ, может быть установлена охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Как предусмотрено ч.1 ст.106 Земельного кодекса РФ, правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В соответствии с ч.10 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила).
Согласно пп.6-7 Правил, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
В соответствии с п. 10 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Как предусмотрено п.12 Правил, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий. Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.
Особенности использования сетевыми организациями земельных участков установлены разделом IV Правил.
Согласно Приложения к Правилам, охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 15 м. при проектном номинальном классе напряжения 35 кВ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, решением исполнительного комитета Усольского городского совета народных депутатов № 56 от 06.04.1989 Усольскому ПО ЖКХ отведен земельный участок в ..... под строительство 2-х квартирного жилого дома. Ранее собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ....., являлись Баранова С.Г., Баранов Б.А. Указанное жилое помещение было передано Барановой С.Г., Баранову Б.А. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ..... №. Кроме того, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ....., Барановой С.Г., Баранову Б.А. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: ....., площадью 957 кв.м., кадастровый №.
На основании договора от ..... Шварев А.А., Шварева Н.А. стали собственниками вышеуказанного жилого помещения и земельного участка.
ОАО «МРСК Урала» на праве собственности принадлежит сооружение: ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2, протяженностью 5,562 км., расположенное по адресу: ....., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Данная линия электропередач была построена на основании техно-рабочего проекта ..... года. Строительство окончено в ......
Как следует из сведений, представленных Управлением Росреестра по ....., ..... в отношении земельного участка внесены сведения об обременении, а именно – об охранной зоне ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор, цепь № 1,2. Ранее сведения о наличии охранной зоны внесены в АИС ГКН ......
В обоснование исковых требований истцом представлен акт проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом от ....., из содержания которого следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: ....., площадью 957 кв.м., кадастровый №, имеется часть блокированного жилого дома, хозяйственные сооружения, которые попадают в охранную зону ВЛ 35 кВ Содовая 1-Правобережная. В ходе проверки производились фотосъемка земельного участка и расположенных в охранной зоне ВЛ построек, обмер построек и земельного участка не производился в связи с отсутствием измерительных приборов. Акт составлен начальником отдела инфраструктуры Усольского городского поселения.
Оценивая данный акт, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», проверки соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Постановлением Правительства от 27.02.2010 № 103 «О мерах по осуществлению мероприятий по контролю за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» утверждены Правила осуществления мероприятий по контролю за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее – Правила осуществления мероприятий по контролю).
В соответствии с пп.2,4,7 Правил осуществления мероприятий по контролю, мероприятия по контролю проводятся Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, при осуществлении федерального энергетического надзора. Мероприятие по контролю осуществляется с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Выездная проверка проводится с предварительным уведомлением (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки) сетевой организации, а также иных лиц, в отношении которых планируется осуществление проверки, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона.
Согласно п.13 Правил осуществления мероприятий по контролю, должностные лица контролирующего органа при проведении проверки: а) самостоятельно определяют последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей расположения и размера охранной зоны объекта электросетевого хозяйства); б) осуществляют осмотр земельных участков и объектов, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства; в) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений; г) фиксируют факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления им недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления.
Как предусмотрено пп. 18-19 Правил осуществления мероприятий по контролю, по результатам проверки составляется акт проверки. Акт проверки должен содержать информацию в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона, а также наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого проведена проверка.
Таким образом, суд полагает, что акт проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом от ....., составленный начальником отдела инфраструктуры Усольского городского поселения, не может расцениваться как акт, составление которого предусмотрено Правилами осуществления мероприятий по контролю, поскольку составлен неуполномоченным на это должностным лицом, не обладающим соответствующей компетенцией и в нарушение предусмотренной законодательством Российской Федерации процедуры проверки.
С учетом изложенного, суд считает, что акт проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом от ....., составленный начальником отдела инфраструктуры Усольского городского поселения, не отвечает требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, следовательно – не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего исковые требования.
Схема расположения строений по ....., составленная представителем истца с использованием картографического on-line-сервиса, также, по мнению суда, не является допустимым и достаточным доказательством, поскольку не отражает ни масштаб, используемый в измерениях, ни точность измерений, а также не может подменить собой Акт, составление которого предусмотрено Правилами осуществления мероприятий по контролю.
Иных доказательств истцом не представлено.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Из содержания акта проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом от ....., составленного начальником отдела инфраструктуры Усольского городского поселения, а также доводов искового заявления, пояснений представителя истца в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав истца ответчиками не усматривается, поскольку истцом заявлено требование об устранении ответчиками препятствий в эксплуатации ОАО «МРСК Урала» воздушной линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2, путем сноса незаконно возведенного объекта капитального строения – части жилого дома из блоков, хозяйственных построек, расположенного по адресу: ..... части, расположенной под воздушной линией электропередач и ее охранной зоне, при этом, сведений о том, какая именно часть одноэтажного жилого дома из блоков располагается в охранной зоне воздушной линии электропередач – суду не представлено. Таким образом, суд лишен возможности оценить доводы истца о нарушении его прав ответчиком, поскольку сведений об измерении площади и продолжительности охранной зоны воздушной линии электропередач применительно к земельному участку ответчиков и строениям, расположенным на нем, в материалах дела не имеется.
Суду также не представлено доказательств того, что ответчиками каким-либо образом чинились препятствия сотрудникам истца для обслуживания линии электропередач, пролегающей через земельный участок истца, равно как и о том, что сотрудники истца обращались к ответчикам с просьбой о проходе на его земельный участок для обслуживания линии электропередач в соответствии с разделом IV Правил.
В соответствии с ч.1 ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 258-ФЗ), действовавшей на момент внесения сведений об охранной зоне в ЕГРН, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.
Жилое помещение, в котором проживают ответчики, создано до 1990 года, соответственно, требования, установленные Правилами, в момент его постройки, на него не распространялись.
В соответствии со статьей 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., действующей на момент возведения спорной постройки, гражданин, построивший жилой дом (дачу) или часть дома (дачи) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, не вправе распоряжаться этим домом (дачей) или частью дома (дачи) - продавать, дарить, сдавать внаем и т.п.
По решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов такой дом (дача) или часть дома (дачи) сносятся гражданином, осуществившим самовольное строительство, или за его счет, либо по решению суда могут быть безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета народных депутатов.
Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255 были утверждены Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (далее – Правила охраны). Данные Правила охраны Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 признаны утратившими силу.
В соответствии с п.п. 2,4 Правил охраны, для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении для линии, напряжением 35 кВ - на расстоянии 15 м.
Согласно п.11 указанных Правил охраны, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Как предусматривалось п.19 Правил охраны, материалы фактического положения линий электропередачи, оформленные в установленном порядке, должны быть переданы в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов для нанесения их на соответствующие карты землепользований. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении линий электропередачи заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям.
Доводы представителя истца о том, что охранная зона линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор, образовалась в момент ее создания, дополнительной регистрации не требует, и жилое помещение, принадлежащее ответчикам, также должно было соответствовать ранее действовавшим Правилам охраны, не могут быть признаны судом обоснованными.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, принадлежащее ответчикам, самовольной постройкой не признано, данные требования судом не рассматривались. В материалах дела также отсутствуют сведения о том, что материалы фактического положения линии электропередачи - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор, оформленные в установленном порядке, своевременно передавались в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, равно как и о том, что сведения о данной линии наносились на соответствующие карты землепользований. Соответственно, само по себе прохождение линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор через земельный участок, принадлежащий ответчикам, равно как и вблизи принадлежащего ему жилому помещения, не свидетельствует, по мнению суда, о том, что данное жилое помещение было возведено с нарушением Правил охраны. Суд полагает, что, с учетом положений ч.1 ст.10 ГК РФ, отсутствия установленного факта нарушений как положений Правил, так и Правил охраны, и, соответственно, отсутствия признаков самовольной постройки жилого помещения, принадлежащего ответчикам, истец, заявляя о нарушении своих прав, злоупотребляет ими.
Между тем, снос постройки является крайней мерой гражданско-правовой ответственности и применяется только в случае наличия существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов, реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а также доказанности неустранимости выявленных нарушений иным соразмерным и разумным способом.
Таких доказательств истец суду не представил. В такой ситуации требование истца о сносе объекта нельзя признать отвечающим критериям разумности и соразмерности, соблюдающим баланс интересов сторон.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что, в соответствии с ч.27 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если здание, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены) возведены, созданы в границах зоны с особыми условиями использования территории, которая установлена и границы которой установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и размещение или использование (назначение) таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не соответствует ограничениям использования земельных участков, установленным в границах указанной зоны в целях охраны жизни граждан, обеспечения безопасности полетов воздушных судов или в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, для охраны которых установлена указанная зона, собственники здания, сооружения, помещений в них (в том числе собственники помещений в многоквартирном доме), объекта незавершенного строительства, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах уведомляются в письменной форме о том, что такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, с указанием оснований для их сноса или приведения в соответствие. Порядок данного уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.28 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведение их параметров и (или) разрешенного использования (назначения) в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, в случае, предусмотренном частью 27 настоящей статьи, при отсутствии согласия собственников таких зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах осуществляются исключительно на основании решения суда при условии предварительного возмещения убытков.
Положениями пунктов 7-12, 14-17 ст.107 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок выкупа земельных участков и возмещение убытков собственникам и землепользователям земельных участков, в том случае, если использование земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Частью 25 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие пунктов 7-12, 14-17 ст.107 Земельного кодекса РФ распространено также на случаи, предусмотренные ч.27 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» к Швареву А.А., Шваревой Н.А. об устранении препятствий в эксплуатации ОАО «МРСК Урала» воздушной линии электропередач - ВЛ-35 кВ Усолье-Пыскор цепь 1,2, путем сноса незаконно возведенного объекта капитального строения – части жилого дома из блоков, хозяйственных построек, расположенного по адресу: ..... части, расположенной под воздушной линией электропередач и ее охранной зоне, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, отказать.
Соответственно, суд полагает необходимым отказать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» в удовлетворении исковых требований о взыскании судебных расходов, а именно – расходов на оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» к Швареву А.А., Шваревой Н.А. - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (31.01.2019).
Судья Баранов Г.А.