Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2225/2020 ~ М-2114/2020 от 09.07.2020

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-002631-73

Дело №2а-222520

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Воронежского транспортного прокурора в защиту РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

Установил:

Воронежской транспортной прокуратурой на основании обращения главного инженера Юго-Восточной дирекции инфраструктуры ФИО4 от 27.05.2020, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, размещенной в сети Интернет.

В ходе проверки установлено, что Интернет-сайт видеохостинга «YouTube» () содержит сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие

к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Зацепинг - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхоперами» или «зацеперами».

Установлено, что на сайте видеохостинга «YouTube» создан и функционирует канал пользователя «<данные изъяты>» на котором в разделе «Видео» пользователем опубликованы видеоматериалы.

Указанные видеоролики демонстрируют способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов, между вагонов, в груженых и порожних грузовых вагонах, на железнодорожных платформах, а также передвижение по составу во время его движения и иные действия, опасные для жизни и здоровья при проезде в не приспособленных для проезда пассажиров местах.

При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Заместитель транспортного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц с целью последующего включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Представитель административного истца помощник транспортного прокурора Иванов Е.Е. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

В силу пункта 2 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").

Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой на основании обращения главного инженера Юго-Восточной дирекции инфраструктуры ФИО4 от 27.05.2020, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, размещенной в сети Интернет.

В ходе проверки установлено, что Интернет-сайт видеохостинга «YouTube» ) содержит сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие

к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что на сайте видеохостинга «YouTube» создан и функционирует канал пользователя «<данные изъяты>» ( на котором в разделе «Видео» пользователем опубликованы видеоматериалы, которые демонстрируют способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения снаружи пассажирских вагонов, между вагонов, в груженых и порожних грузовых вагонах, на железнодорожных платформах, а также передвижение по составу во время его движения и иные действия, опасные для жизни и здоровья при проезде в не приспособленных для проезда пассажиров местах.

При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Информация, размещенная на сайте видеохостинга «YouTube» пользователем <данные изъяты> нарушает требования п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в соответствии с которым, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих грозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России 08 02.2007 № 18, установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, среди прочих запрещается: подходить к вагонам до полной остановки поезда- прислоняться к стоящим вагонам; осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.

Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на распространение информации, побуждающей граждан к совершению действии, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также информации, оправдывающей противоправное поведение при использовании железнодорожного транспорта.

Установить личности и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации на сайтах, объективно не представляется возможным.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны Российской Федерации.

По правилам п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или в дном транспорте в том числе за проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде, ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации - уголовная ответственность за хулиганство, в том числе на железнодорожном транспорте.

То есть, запрещающие диспозиции статьи 11.7 КоАП РФ, статьи 213 УК РФ находятся в системной увязке со ст. 10 Закона, согласно которой в Российской Федерации не допускается реализация информации, в том числе в сети «Интернет», за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Информация, размещенная на сайте видеохостинга «Youlube» пользователем «<данные изъяты>» пропагандирует среди граждан (в том числе несовершеннолетних) запрещенные способы проезда на железнодорожном транспорте, создающие угрозу жизни и здоровью, а также оправдывает противоправное поведение - нарушение требований законодательства о железнодорожном транспорте в связи с чем, по мнению суда к этой информации доступ должен быть ограничен.

Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети «Интернет», ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан (в том числе несовершеннолетних).

Доступ на страницу пользователя «<данные изъяты>» Интернет-сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы пользователя и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Таким образом, распространение этой информации осуществляется публично и обладает признаками ее популяризации.

Возможность ознакомиться с реальными способами нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте существует в свободном доступе. Каждый способ подробно описан, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях. Ролик показывает способы посадки и высадки на ходу поезда, способы передвижения на подножках, крышах вагонов и в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах. Всей этой информацией пользователи сети интернет могут

пользоваться свободно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дано понятие определению акта незаконного вмешательства, согласно которому это противоправное действие (бездействие), в том числе террористически акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, ограничение неопределенного круга лиц, в том числе - несовершеннолетних, к такому роду информации, позволит достичь целей обеспечения транспортной безопасности, а также пресечь акты незаконного вмешательства, влекущие за собой не только угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, но и причинение вреда жизни и здоровью людей.

При принятии решения суд руководствуется положениями ст. 29 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

При этом, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

В силу ст. 9 ФЗ N 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Целью обращения прокурора с административным иском в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена административная ответственность.

В силу ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (статья 2 Закона).

Как следует из п. 14 ст. 2 Закона страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

То есть, сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).

В силу ст. 15.1 Закона основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на вышеуказанных электронных страницах сети «Интернет» любому пользователю предлагается возможность ознакомиться с реальными способами нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по статьям 11.7 КоАП РФ, 213 УК РФ.

Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228.

В целях ограничения доступа к странице Интернет ресурса на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данную страницу в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя Воронежского транспортного прокурора в защиту РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по Воронежской области для включения указателя ресурса в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга « в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление, в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 28.08.2020 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-002631-73

Дело №2а-222520

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Воронежского транспортного прокурора в защиту РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

Установил:

Воронежской транспортной прокуратурой на основании обращения главного инженера Юго-Восточной дирекции инфраструктуры ФИО4 от 27.05.2020, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, размещенной в сети Интернет.

В ходе проверки установлено, что Интернет-сайт видеохостинга «YouTube» () содержит сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие

к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Зацепинг - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхоперами» или «зацеперами».

Установлено, что на сайте видеохостинга «YouTube» создан и функционирует канал пользователя «<данные изъяты>» на котором в разделе «Видео» пользователем опубликованы видеоматериалы.

Указанные видеоролики демонстрируют способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов, между вагонов, в груженых и порожних грузовых вагонах, на железнодорожных платформах, а также передвижение по составу во время его движения и иные действия, опасные для жизни и здоровья при проезде в не приспособленных для проезда пассажиров местах.

При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Заместитель транспортного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц с целью последующего включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Представитель административного истца помощник транспортного прокурора Иванов Е.Е. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

В силу пункта 2 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").

Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой на основании обращения главного инженера Юго-Восточной дирекции инфраструктуры ФИО4 от 27.05.2020, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, размещенной в сети Интернет.

В ходе проверки установлено, что Интернет-сайт видеохостинга «YouTube» ) содержит сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие

к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что на сайте видеохостинга «YouTube» создан и функционирует канал пользователя «<данные изъяты>» ( на котором в разделе «Видео» пользователем опубликованы видеоматериалы, которые демонстрируют способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения снаружи пассажирских вагонов, между вагонов, в груженых и порожних грузовых вагонах, на железнодорожных платформах, а также передвижение по составу во время его движения и иные действия, опасные для жизни и здоровья при проезде в не приспособленных для проезда пассажиров местах.

При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Информация, размещенная на сайте видеохостинга «YouTube» пользователем <данные изъяты> нарушает требования п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в соответствии с которым, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих грозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России 08 02.2007 № 18, установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, среди прочих запрещается: подходить к вагонам до полной остановки поезда- прислоняться к стоящим вагонам; осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.

Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на распространение информации, побуждающей граждан к совершению действии, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также информации, оправдывающей противоправное поведение при использовании железнодорожного транспорта.

Установить личности и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации на сайтах, объективно не представляется возможным.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны Российской Федерации.

По правилам п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или в дном транспорте в том числе за проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде, ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации - уголовная ответственность за хулиганство, в том числе на железнодорожном транспорте.

То есть, запрещающие диспозиции статьи 11.7 КоАП РФ, статьи 213 УК РФ находятся в системной увязке со ст. 10 Закона, согласно которой в Российской Федерации не допускается реализация информации, в том числе в сети «Интернет», за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Информация, размещенная на сайте видеохостинга «Youlube» пользователем «<данные изъяты>» пропагандирует среди граждан (в том числе несовершеннолетних) запрещенные способы проезда на железнодорожном транспорте, создающие угрозу жизни и здоровью, а также оправдывает противоправное поведение - нарушение требований законодательства о железнодорожном транспорте в связи с чем, по мнению суда к этой информации доступ должен быть ограничен.

Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети «Интернет», ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан (в том числе несовершеннолетних).

Доступ на страницу пользователя «<данные изъяты>» Интернет-сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы пользователя и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Таким образом, распространение этой информации осуществляется публично и обладает признаками ее популяризации.

Возможность ознакомиться с реальными способами нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте существует в свободном доступе. Каждый способ подробно описан, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях. Ролик показывает способы посадки и высадки на ходу поезда, способы передвижения на подножках, крышах вагонов и в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах. Всей этой информацией пользователи сети интернет могут

пользоваться свободно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дано понятие определению акта незаконного вмешательства, согласно которому это противоправное действие (бездействие), в том числе террористически акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, ограничение неопределенного круга лиц, в том числе - несовершеннолетних, к такому роду информации, позволит достичь целей обеспечения транспортной безопасности, а также пресечь акты незаконного вмешательства, влекущие за собой не только угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, но и причинение вреда жизни и здоровью людей.

При принятии решения суд руководствуется положениями ст. 29 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

При этом, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

В силу ст. 9 ФЗ N 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Целью обращения прокурора с административным иском в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена административная ответственность.

В силу ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (статья 2 Закона).

Как следует из п. 14 ст. 2 Закона страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

То есть, сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).

В силу ст. 15.1 Закона основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на вышеуказанных электронных страницах сети «Интернет» любому пользователю предлагается возможность ознакомиться с реальными способами нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по статьям 11.7 КоАП РФ, 213 УК РФ.

Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228.

В целях ограничения доступа к странице Интернет ресурса на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данную страницу в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя Воронежского транспортного прокурора в защиту РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга «YouTube» по адресу , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по Воронежской области для включения указателя ресурса в сети «Интернет» на канале пользователя «<данные изъяты>» видеохостинга « в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление, в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 28.08.2020 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-2225/2020 ~ М-2114/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Воронежского транспортного прокурора
Ответчики
Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфеое связи . информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация административного искового заявления
10.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2020Судебное заседание
13.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2020Дело оформлено
30.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее