Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5995/2017 ~ М-5818/2017 от 18.08.2017

№2-5995/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой А. Б. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что после обращения истицы к ответчику по вопросу расчета ее стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости последним установлен стаж работы истицы 21 год 03 месяца 29 дней. С решением ответчика истица не согласна, просит обязать его учесть в специальный стаж работы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; исчислить стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев; назначить истице досрочную страховую пенсию с даты первоначального обращения к ответчику.

Впоследствии сторона истца уточнила требования в части подлежащих учету периодов: просила учесть в льготный стаж лечебную деятельность за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> у <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в ООО «Альфа-Дент»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рентгенлаборанта в ООО «АриКом»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в ООО «Дента+»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рентгенлаборанта в ООО «Медицинская клиника «Онегомед».

К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены ООО «Альфа-Дент», ООО «Медицинская клиника «Онегомед», ООО «АриКом», ООО «Дента Люкс».

В судебном заседании истица и ее представитель Ларькина О.В., действующая по доверенности, подержали исковые требования в полном объеме. Указали, что все Общества, в которых работала истица, имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, исковые требования не признал, указав на отсутствие правовых оснований для специального учета стажа работы истицы в коммерческих учреждениях.

Представитель третьего лица ООО «Альфа-Дент» Григорьев В.Г. в судебном заседании поддержал доводы истицы.

Иные третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Фролова А.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в установлении досрочной пенсии в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа. Согласно выводам ответчика стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 Федерального закона Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет менее требуемого стажа – 30 лет. При этом, ответчиком не были учтены истице в стаж лечебной деятельности спорные периоды работы у ИП и в ООО, поскольку данные организации не предусмотрены Списками №№464, 1066, 781.

В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).

В соответствии с пп.«н» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №464);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список №1066);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления таких периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (далее – Список №781).

Как установлено, в спорные периоды истица работала медицинской сестрой, рентгенлаборантом у Индивидуального предпринимателя и в Обществах с ограниченной ответственностью, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем, сторона истца полагает, что вправе претендовать на учет обозначенных период в специальный стаж.

Между тем, судом принимается во внимание следующее.

В силу закона право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, поименованных в соответствующих периодам работы Списках и Правилах. Работодатели истицы в вышеназванных Списках и Правилах не поименованы.

При этом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). Также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц (Определение Верховного суда РФ от 03.07.2017 №25-КГ17-3).

В соответствии со ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно ст.120 Гражданского кодекса РФ (действ. до 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Аналогичные нормы об учреждениях содержатся в п.п.1 и 2 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей с 01.09.2014.

В силу ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Названым законом также даны понятия частного учреждения, государственного, муниципального учреждений, бюджетного учреждения, к которым нельзя отнести работодателей истицы.

В спорные периоды истица работала у ИП и в ООО. При этом, в силу ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В силу ст.50 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, согласно ст.87 ГК РФ Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество.

Таким образом, отличительной чертой учреждения при осуществлении какой-либо деятельности является отсутствие коммерческого интереса, в то время как работодатели истицы являлись коммерческими организациями, соответственно, преследовали извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В пункте 17 Постановления от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение

Аналогичным образом реализовывалось право указанных лиц на пенсионное обеспечение и по ранее действовавшему законодательству (пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Обозначенная правовая позиция неоднократно отражалась в определениях Конституционного Суда Российской Федерации (от 29.05.2014 №1137-О, от 29.09.2015 №1920-О, от 29.09.2016 №2041-О, от 27.06.2017 №1206-О).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что трудовая деятельность истицы в спорные периоды проходила в организациях, не являющихся учреждениями по смыслу названых норм, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их включения в специальный стаж истицы.

Поскольку на истребуемую дату у истицы недостаточно специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии, требование истицы в данной части также удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2017.

2-5995/2017 ~ М-5818/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролова Алла Борисовна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное)
Другие
ООО "Альфа-Дент"
ООО "Дента-Люкс"
ООО "АРИКОМ"
ООО "Медицинская клиника "Онегомед"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2017Передача материалов судье
22.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Судебное заседание
11.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2017Дело оформлено
17.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее