Дело № 2 –712/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Смоленск 02 июля 2020 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Ульяненковой О.В.
при секретаре Хопуновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратится в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объектов газоснабжения в составе газопровода среднего давления до ГРПШ – протяженностью 211,2 м; ГРПШ- А-01-У в количестве 1 шт.; газопровода низкого давления d160 мм протяженностью 119,4 м, d125 мм протяженностью 19 м, d63 мм протяженностью 36,2 м, расположенных вблизи многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В обосновании иска указано, что в ходе проверки по вопросу исполнения ответчиком требований законодательства, регламентирующего порядок выявления бесхозяйного имущества установлено, что посредством объектов газоснабжения указанных выше осуществляется газоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Спорные объекты в реестре муниципальной собственности не числятся, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, собственники в ходе проверки не установлены, данные объекты по мнению прокурора, имеют признаки бесхозяйной вещи. Ответчиком в нарушении ч.ч.1,3 ст.225 ГК РФ заявлений о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган государственной регистрации прав не направлялось, в результате чего не ведется контроль за техническим состоянием спорных объектов газоснабжения. На основании изложенного и руководствуясь пп.3,4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141 –з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», ст.225 ГК РФ истцом заявлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании помощник прокурора р.а.в. требования поддержал по основаниям указанным в иске, дополнив, что все наружные сети газораспределения до запорных отключающих устройств перед вводными газопроводами не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Отключающие устройства на вводных газопроводах являются границей, от которой начинается эксплуатационная ответственность организации по обслуживанию жилищного фонда. Каких-либо документов, подтверждающих волеизъявление собственников многоквартирного дома о принятии в собственность спорных объектов не представлено. Застройщик и управляющая организация не наделены правом определять состав общего имущества. Актом осмотра от <дата> установлено, что первые запорные устройства в количестве 25 штук расположены по периметру дома на фасаде. Спорные объекты газоснабжения расположены за пределами внешних стен многоквартирного дома.
Представитель Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района и области х.ю.а., действующий по доверенности со специальными полномочиями, требования не признал по следующим основаниям. Спорный объект газоснабжения был построен ООО «Фирма «Подряд» одновременно со строительством многоквартирного дома для его функционирования, расположен на прошедшем процедуру межевания земельном участке, принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома. С учетом данных обстоятельств и положений п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, п.5 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 спорный объект газоснабжения является общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома по <адрес>. Отсутствие государственной регистрации права не свидетельствует о бесхозяйности данной сети. Кроме того в соответствии с актом приема-передачи № 1 от <дата> спорный объект был передан ООО «Фирма «Подряд» для обслуживания ООО «Печерское» как управляющей организации в качестве элемента общего имущества многоквартирного жилого дома. По актам приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, спорный объект был принят комиссией и сдан в эксплуатацию как объект газораспределительной системы, необходимый для газификации многоквартирного жилого дома, что свидетельствует о принадлежности спорного имущества собственникам помещений в многоквартирном доме. ЗАО « Смоленские коммунальные системы» как управляющая организации несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
Представитель АО «Газпром газораспределение Смоленск» ч.в.в. действующий по доверенности со специальными полномочиями, требования поддержал по основаниям отраженным в отзыве следующего содержания. В период времени с сентября 2010 года по октябрь 2013 года ООО «Фирма «Подряд» осуществлено строительство спорной системы газоснабжений 10-ти этажного жилого дома «Бриз» по <адрес> в <адрес> и области. <дата> в 04 часа 55 минут в аварийно-диспетчерскую службу Общества поступила аварийная заявка о запахе газа по адресу: <адрес> в районе жилого дома № <номер>. Бригадой общества зафиксирована аварийная остановка ГРПШ, через который осуществляется газоснабжение многоквартирного жилого дома № <номер>. Остановка газоснабжения произошла в результате сбрасывания предохранительно-запорной арматуры в результате скачка давления на выходе из ГРПШ, следствием чего стало прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование, установленное в квартирах жилого дома № <номер>. Данная ситуация произошла в результате отсутствия технического обслуживания системы газоснабжения. <дата> между ЗАО «Смоленские коммунальные системы» и Обществом заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту спорного объекта газоснабжения. Цитируя положения пп.3,4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141 –з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», ст.225 ГК РФ, ст.9, пп.2 п.4 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Представитель указывает на необходимость удовлетворения заявленных требований.
Представитель ЗАО «Смоленские коммунальные системы» Пархоменко С.А. требования поддержал, пояснив, что Общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Спорная сеть газораспределения не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме, не находится на балансе общества. В <дата> года произошла авария на ГРПШ, в результате чего в доме был отключен газ. В целях ремонта и возобновления подачи газа в квартиры, в интересах потребителей, обществом с АО «Газпром газораспределение Смоленск» был заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов газоснабжения.
Конкурсный управляющий ООО «Печерское» н.а.н. в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что спорное имущество ему не передано, в конкурсную массу ООО «Печерское» не входит.
Представитель ООО «Фирма «Подряд» к.е.н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, где возражал против удовлетворения требований, по тем основаниям, что в состав общего имущества, оплаченного по договорам долевого участия в строительстве, гражданами было оплачено соответствующее газоснабжение дома в виде затрат на проектирование, подключение к газопроводу и строительство газовых сетей до дома и соответствующего понижающего оборудования, а также внутридомового газового оборудования. Балансовое разграничение имущества жильцов было определено по точке врезки в газовую сеть поставщика ОАО « Смоленскоблгаз». По окончании строительства и ввода дома в эксплуатацию, жилой дом со всем оборудованием был передан на баланс управляющей организации ООО «Печерское». Спорные газовые сети и оборудование является общим имуществом жильцов многоквартирного дома.
Выслушав объяснения участников процесса, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 N 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки были выявлены бесхозяйные объекты газораспределения в составе: газопровода среднего давления до ГРПШ – протяженностью 211,2 м; ГРПШ- А-01-У в количестве 1 шт.; газопровода низкого давления d160 мм протяженностью 119,4 м., d125 мм протяженностью 19 м, d 63 мм протяженностью 36,2 м, расположенных вблизи многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Данные объекты на учете не состоят, в реестре муниципального и государственного имущества не числятся, на балансе какой-либо организации не состоят, собственник не определен, спорные объекты ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием.
Спорные объекты находятся в административных границах муниципального образования Печерское сельское поселение Смоленского района Смоленской области.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения ", вступившим в силу с 1 января 2015 года, за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к вопросам местного значения Печерского сельского поселения Смоленского района и области.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Приказом Министерства Экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года N 931, вступившим в законную силу с 01 января 2017 года, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, в связи с отсутствием собственника, постоянный контроль за состоянием объектов газоснабжения, соблюдение норм и правил безопасности при их эксплуатации, работа по содержанию, по техническому обслуживанию и ремонту спорных объектов газоснабжения проводиться не может, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц.
Поскольку орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Печерского сельского поселения обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> суд признает ошибочными.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период времени с сентября 2010 год по октябрь 2013 года по заказу ООО «Фирма «Подряд» осуществлено строительство системы газоснабжения многоквартирного жилого дома № <номер> по <адрес> в <адрес> : газопровод среднего давления от газопровода, принадлежащего ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» до ГРПШ протяженностью 211,2 м, ГРПШ А-01-У ( акт приемки от <дата>), газопровод низкого давления диаметром 160 мм, протяженностью 119,4 м. ( акт приемки от <дата>), газопровод низкого давления диаметром 160 мм, протяженностью 119,4 м. (акт приемки от <дата>), газопровод низкого давления диаметром 125 мм, протяженностью 19 м. ( акт приемки от <дата>), газопровод низкого давления диаметром 63 мм, протяженностью 36,2 м. ( акт приемки от <дата>).
По акту приема передачи от <дата> ООО «Фирма «Подряд» передало ООО «Печерское» газопровод среднего давления до ГРПШ протяженностью 211,2 м, ; ГРПШ А-01-У – 1 шт., газопровод низкого давления диаметром 160 мм протяженностью 119,4 м, диаметром 125 мм, протяженностью 19 м, диаметром 63 мм, протяженностью 36,2 м ( л.д.53-54).
По сведениям конкурсного управляющего ООО «Печерское» н.а.а., подтвердившего данные обстоятельства в судебном заседании, спорные объекты конкурсному управляющему не переданы, в конкурсную массу общества не вошли. В последующем данное имущество от ООО «Печерское» ЗАО «Смоленские коммунальные системы» не передано ( л.д.18-19).
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В абз. 3 п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 9 вышеуказанных Правил внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Согласно акта осмотра от <дата> в <адрес> в районе № <номер> по <адрес> расположены: газопровод среднего давления до ГРПШ - 211,2м, ГРПШ –А-01-У, газопровод низкого давления : d 160 мм – 119,4 м, d 125 мм- 19м, d 63 мм - 36,2 м. Газопровод среднего давления, протяженностью 211,2 м врезается в газопровод среднего давления (от котельной ПМК-2 до ШРП в <адрес>), находящий в собственности АО «Газпром газораспределение Смоленск». Первые запорные устройства ( в количества 25 шт) расположены по периметру дома на фасаде. К указанным запорным устройствам подключены вышеуказанные объекты газоснабжения ( л.д.25-27)
Таким образом, запорные устройства, расположенные по периметру дома на фасаде и являются внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, внешняя газораспределительная сеть расположенная после запорного устройства в состав общего имущества в многоквартирном доме не входит. Каких-либо решений о включении спорных объектов в состав общего имущества собственниками многоквартирного дома не принимались.
Доводы о том, что спорные объекты были построены за счет средств участников долевого строительства ничем не подтверждены. Договор участие в долевом строительстве от <дата> не содержит каких-либо сведений об участии граждан в строительстве газопровода.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела суд определяет срок исполнения для ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области – удовлетворить.
Обязать Администрацию Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратится в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объектов газоснабжения в составе газопровода среднего давления до ГРПШ – протяженностью 211,2 м; ГРПШ- А-01-У в количестве 1 шт.; газопровода низкого давления d160 мм протяженностью 119,4 м, d125 мм протяженностью 19 м, d63 мм протяженностью 36,2 м, расположенных вблизи многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение суда составлено 09 июля 2020 года.
Председательствующий Ульяненкова О.В.