Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Жилиной Ю.А.,
с участием:
истца Колесникова А.В.,
представителя истца Колесникова А.В. – адвоката Кравцовой О.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ АК № СККА по Кочубеевскому району,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Шмырковой В.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Колесникова А.В. к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о включении в специальный стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Колесников А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о включении в специальный стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости досрочно. Просил суд обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края включить в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года - подсобный рабочий, слесарь Южно- Сахалинского тепловозовагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги;
с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года - водитель Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза.
Обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края досрочно назначить ему страховую пенсию по подпункту 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.03,2017 года.
Взыскать с ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края в пользу него компенсацию морального вреда в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
В обосновании своих требований истец указал, что 18.10.2016 года предоставил в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края пакет документов для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно подпункту 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», после чего им получен протокол решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости № 721685/16 от 26 января 2017 года, в котором ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району решило отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 8 лет стажа в районах Крайнего Севера.
Ответчиком не включены в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы:
с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года - подсобный рабочий, слесарь Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги, так как по документам не прослеживается факт работы в районах Крайнего Севера;
с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года - водитель Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза, так как по документам не прослеживается факт работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
с 04.05.1978 года по 03.05.1980 года период прохождения службы в Вооруженных силах по призыву, также не подлежит к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как не выполнены требования постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №81.
На основании вышеизложенного было установлено, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400- ФЗ составляет 2 года 9 месяцев 0 дней (при требуемых 8 лет), страховой стаж- 33 лет 7 месяцев 9 дней.
Считает решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости № 721685/16 от 26 января 2017 года. незаконным в части отказа во включении в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение периодов работы с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года, с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, добавив, что справки о дислокации предприятий, где он работал, в г. Южно-Сахалинске он получил примерно 1.04.2017 года
Представитель истца Колесникова А.В. – адвокат Кравцова О.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Шмыркова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ «Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ст.19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03 июня 2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений ст.28 и 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждена в Определении от 27 июня 2005 года №231-О по жалобе гражданина К.А. Галева).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с части 2 ст. 33 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (мужчинам в 50 лет).
В судебном заседании установлено, что решением Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края от 26.01.2017 № Колесникову А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, (л.д. 15-16). В специальный стаж Управлением УПФ по Кочубеевскому району не включены периоды трудовой деятельности Колесникова А.В.:
с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года - подсобный рабочий, слесарь Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги, так как по документам не прослеживается факт работы в районах Крайнего Севера;
с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года - водитель Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза, так как по документам не прослеживается факт работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из архивной справки ГБУ «Государственный исторический архив Сахалинской области» № 36-с от 02.03.2017 года, (л.д. 17) следует, что в документах архивного фонда Южно-Сахалинского тепловозовагоноремонтного завода отделения Дальневосточной ордена Октябрьской Революции железной дороги имеются сведения о дислокации Южно-Сахалинского тепловозовагоноремонтного завода Дальневосточной железной дороги на территории г. Южно-Сахалинска Сахалинской области.
Из архивной справки ГБУ «Государственный исторический архив Сахалинской области» № 56-с от 20.03.2017 года, (л.д. 18) следует, что в документах архивного фонда Сахалинского областного Союза рыболовецких потребительских кооперативов «Сахоблрыболовпотребсоюз» имеются сведения о дислокации Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза на территории г. Южно-Сахалинска Сахалинской области.
Согласно указам Президиума Верховного Совета СССР от 01 августа 1945 года, 02 февраля 1946 года, 10 февраля 1960 года и 26 сентября 1967 года г. Южно-Сахалинск Сахалинской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, жители которых пользуются предусмотренными для северян льготами.
На основании чего суд приходит к выводу о необходимости удовлетворений требований истца о включении в стаж Колесникова А.В., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
- с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года - подсобный рабочий, слесарь Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги;
с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года - водитель Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза.
Таким образом, стаж работы Колесникова А.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, составляет: 2 года 9 месяцев (включенный ответчиком стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) + 4 года 6 месяцев 18 дней (спорный период с 11.06.1980 года по 01.08.1986 года, не включенные ответчиком в стаж в районах Крайнего Севера из расчета 9 месяцев за 1 год) + 7 месяцев 5 Дней (спорный период с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года, не включенные ответчиком в стаж в районах Крайнего Севера) = 7 лет 10 месяцев 23 дня.
Учитывая положения подпункта 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которого гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, то у Колесникова А.В., при стаже работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, в 7 лет 10 месяцев 23 дня, права на указанную пенсию возникло при достижении возраста 57 лет 8 месяцев. Колесников А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 57 лет 8 месяцев он достиг 28.02.2017 года. Однако, как установлено в судебном заседании, справки, подтверждающие дислокацию Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги и Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза в г. Южно-Сахалинске. т.е в местности, приравненной к Крайнему Северу, были получены Колесниковым А.В. 1.04.2017 года, с связи с чем суд считает, что именно с этой даты нашло подтверждение право истца на включение спорных периодов в специальный стаж и возникло право на пенсию.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и предусмотренные ст. 39 Конституции РФ – права на пенсию, могут быть ограничены лишь Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государства.
Таким образом, суд считает необходимым обязать ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края назначить Колесникову А.В. досрочную страховую пенсию с 01.04.2017 года.
В соответствии с положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истцом не предоставлено суду никаких доказательств причинения ему действиями ответчика нравственных или физических страданий.
Кроме того, согласно разъяснениям пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. На основании чего суд считает необходимым требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесникова А.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району включить Колесникову А.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
с 11.06.1980 года по 08.07.1980 года – в должности подсобного рабочего Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги;
с 09.07.1980 года по 01.08.1986 года – в должности слесаря Южно- Сахалинского тепловозо-вагоноремонтного завода Дальневосточного ордена Октябрьской революции железной дороги;
с 28.08.1986 года по 17.06.1987 года – в должности водителя Южно-Сахалинского коопрыбпромхоза.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району Ставропольского края досрочно назначить Колесникову А.В. страховую пенсию по старости с 01.04.2017 года.
В удовлетворении исковых требований Колесникова А.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский райсуд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 30.05.2017 года.