Дело № 5-160/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Курчатов Курской области 09 июля 2020 года
Судья Курчатовского городского суда Курской области Халина М.Л.,
с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Щербакова В.А., действующего на основании Устава, Пыжовой Р.М. и Басовой О.А., действующих на основании доверенностей,
руководителя ТО Росздравнадзора по Курской области Демехиной Н.Н.,
представителей ТО Росздравнадзора по Курской области Полянской О.В. и Федоровой А.С., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №125 Федерального медико-биологического агентства» (ИНН 4634000520, ОГРН 1024601277337), зарегистрированного по адресу: Курская область, г. Курчатов, пр-т Коммунистический, д. 38,
УСТАНОВИЛ:
В период времени с 11.11.2019 года по 06.12.2019 года Территориальным органом Росздравнадзора по Курской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУЗ МСЧ № 125, по результатам которой 06.12.2019 года составлен акт проверки № 165, согласно которому были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере здравоохранения, а именно:
- в нарушение Порядка установления диагноза смерти мозга, который утвержден приказом Минздрава России от 25.12.2014 N 908н "О Порядке установления диагноза смерти мозга человека” врач анестезиолог руководствуется недействующим нормативным документом, в соответствии с которым проводит тест апноэтической оксигенации; не проводит 2-й и 3-й этап теста апноэтической оксигенации (второй этап теста апноэтической оксигенации, согласно нормативу, заключается в проведении ИВЛ 100% кислородом с подобранной минутной вентиляцией легких (VE) в соответствии с массой тела, возрастом и оптимальным положительным давлением в конце выдоха (ПДКВ); третий этап апноэтической оксигенации, согласно нормативу, начинается с отсоединения пациента от аппарата ИВЛ и заключается в струйной непрерывной подаче пациенту, отсоединенному от аппарата ИВЛ, увлажненного 100% кислорода через эндотрахеальную или трахеостомическую трубку). Данные грубые нарушения являются угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- отделение анестезиологии и реаниматологии ФГБУЗ «МСЧ-125ФМБА России» не оснащено автоматическим анализатором газов крови, кисло-щелочного состояния (п. 9, 58 приложения 6 «Стандарт оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения» приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю анестезиология и реаниматология». Оборудование для анализа газов крови установлено в клинико-диагностической лаборатории и нередко, в связи с перебоями в обеспечении расходными материалами простаивает; - учреждение не располагает возможностью проведения контрастной цифровой субтракционной панангиографии четырех магистральных сосудов головы, необходимой для установления смерти мозга. Однако, диагноз смерти мозга у взрослых пациентов в соответствии с п. 8 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 908н «О порядке установления диагноза смерти мозга человека» при наличии возможности определения всех клинических критериев смерти мозга человека, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 6 Порядка, достоверно устанавливается на основании: первичного подтверждения наличия всех клинических критериев, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 6 настоящего Порядка; результатов двукратной контрастной цифровой субтракционной панангиографии четырех магистральных сосудов головы (общие сонные и позвоночные артерии), проводимой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, или результатов периода наблюдения.
Указанные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ – грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований в сфере осуществления медицинской деятельности, что представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере охраны жизни и здоровья человека.
Главный врач ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» Щербаков В.А. в судебном заседании вину не признал и пояснил, что действительно в период времени с 11 ноября по 06 декабря 2019 года в их учреждении проводилась выездная внеплановая проверка сотрудниками ТО Росздравнадзор по Курской области, по результатам которой был составлен административный протокол по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ. С выявленными, якобы, нарушениями не согласен, поскольку тест апноэтической оксигенации в целях установления смерти головного мозга проведен в соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минздрава № 908н, а ссылка на недействующий приказ является опиской врача, поскольку действия врача и сам протокол соответствовали именно этому Приказу. Кроме того, отделение анестезиологии и реаниматологии оснащено автоматическим анализатором газов крови, кислотно-щелочного состояния, на который имеются все документы. Месторасположение данного аппарата определено как лаборатория для экстренных и неотложных состояний КДЛ, которая находится на 1 этаже в приемном отделении, а отделение реанимации находится в том же здании на 3 этаже. Указанная лаборатория работает 24 часа в сутки, находится в одном крыле клинического корпуса с отделением реанимации, кардиологии, травматологии, хирургии, неврологии, с боксированной палатой экстренных, неотложных, эпидемиологически неясных состояний, что не противоречит Приказу Минздрава России № 919Н от 15.11.2012 года. Действительно учреждение не располагает аппаратом для проведения контрастной субтракционной панангиографии четырех магистральных сосудов головы. Однако, данный аппарат не входит в обязательное оснащение отделения анестезиологии и реанимации, используется при установлении факта смерти головного мозга как альтернатива клиническим исследованиям при невозможности их проведения. Лицензии на трансплантацию органов МСЧ-125 г. Курчатова не имеет, забором донорских органов медицинское учреждение не занимается.
Кроме того, просит производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Представители ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» Пыжова Р.М. и Басова О.А. привели аналогичные доводы, не согласившись с выводами, изложенными в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, просили суд учесть, что срок привлечения ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» начал исчисляться с 06.12.2019 года, то есть с момента обнаружения обстоятельств, положенных в основу протокола об административном правонарушении.
Представители ТО Росздравнадзор Полянская О.В. и Федорова А.С. в судебном заседании указали, что поддерживают требования, по нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении. Возражают против доводов о том, что срок давности привлечения МСЧ-125 к административной ответственности истек, так как при проверке зафиксирован факт нарушения приказа № 908н МинЗдрава РФ, и приказа № 919н МинЗдрава РФ, что образует длящееся нарушение. Кроме того, ссылаясь на ст. 30.7 КоАП РФ пояснили, что истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Поскольку дело пересматривается сначала, указали на отсутствие оснований для прекращения дела об административном правонарушении.
Руководитель ТО Росздравнадзор Демехина Н.Н. в судебном заседании пояснила, что в результате обсуждения в соответствии с протоколом рабочего совещания Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения ФМБА (Федерального медико-биологического агентства России) было предложено усилить контроль за оказанием подведомственными медицинскими организациями медицинской помощи по линии анестезиологии-реаниматологии в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю «Анестезиология и реаниматология», утвержденным приказом 919 н. Кроме того, было рекомендовано не приостанавливать действие лицензии а применить административный штраф за грубые нарушения лицензионных требований. В результате проверки были выявлены нарушения, которые являлись существенными и длящимися, в связи с чем, посчитала обсуждение вопроса об истечении срока привлечения к ответственности МСЧ-125 нецелесообразным.
Выслушав в судебном заседании стороны, проверив материалы дела, судья считает, что производство по нему подлежит прекращению по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее это правонарушение и его виновность, характер и размер ущерба, обстоятельства, исключающие производство по делу, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, то есть устанавливается состав административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 11 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: … возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с п.п. «а» п. 5 которого к лицензионным требованиям относится соблюдение порядка оказания медицинской помощи.
Согласно Приказу Минздрава России от 15.11.2012 года № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», п.9 Приложения № 7 Порядка к функциям отделения АРО относит: проведение мероприятий по подтверждению в установленном порядке диагноза смерти головного мозга человека … в целях решения вопроса о возможности использования органов или тканей умершего для трансплантации с последующим извещением соответствующей медицинской организации, осуществляющей изъятие, хранение и транспортировку органов и тканей человека для трансплантации.
Порядок установления диагноза смерти головного мозга утвержден Приказом Минздрава России от 25.12.2014 года № 908н «О Порядке установления диагноза смерти мозга человека».
Пункт 6 Порядка установления диагноза смерти мозга человека предусматривает комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга: 1) полное и устойчивое отсутствие сознания (кома); 2) атония всех мышц; 3) отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга; 4) неподвижность глазных яблок, отсутствие реакции максимально расширенных зрачков на прямой яркий свет; 5) отсутствие корнеальных рефлексов; 6) отсутствие окулоцефалических рефлексов; 7) отсутствие окуловестибулярных рефлексов; 8) отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов; 9) отсутствие самостоятельного дыхания.
Отсутствие самостоятельного дыхания (п. 9) подтверждается положительным тестом апноэтической оксигенации, который, согласно тому же Порядку состоит из трех этапов и выполняется врачом-анестезиологом-реаниматологом. При этом, на первом этапе производится катетеризация одной из артерий пациента в целях подготовки к оценке и мониторингу газового состава крови (кислород и углекислый газ). Второй этап теста заключается в проведении ИВЛ, обеспечивающей содержание кислорода в крови не менее 200 мм рт. ст.) и углекислого газа 35 - 45 мм рт. ст.), для чего проводится ИВЛ 100% кислородом. Третий этап теста апноэтической оксигенации начинается с отсоединения пациента от аппарата ИВЛ и заключается в струйной непрерывной подаче пациенту, отсоединенному от аппарата ИВЛ, увлажненного 100% кислорода через эндотрахеальную или трахеостомическую трубку. Во время проведения третьего этапа теста апноэтической оксигенации происходит накопление эндогенной углекислоты, контролируемое путем проведения исследования проб артериальной крови. Контроль газов крови проводится: на первом этапе теста апноэтической оксигенации в условиях ИВЛ; на втором этапе теста апноэтической оксигенации для контроля достижения исходных значений кислорода и углекислого газа; в начале третьего этапа теста сразу после отсоединения пациента от аппарата ИВЛ до тех пор, пока значение углекислого газа не достигнет 60 мм рт. ст., после чего тест прекращают и возобновляют ИВЛ.
Тест апноэтической оксигенации считается положительным и свидетельствует об отсутствии функциональной активности (жизнедеятельности) дыхательного центра ствола головного мозга в случае, если у взрослых пациентов и детей - при достижении углекислого газа 60 мм рт. ст. и более спонтанные дыхательные движения не восстанавливаются.
Как следует из материалов дела, в период времени с 11.11.2019 года по 06.12.2019 года Территориальным органом Росздравнадзора по Курской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУЗ МСЧ № 125, по результатам которой 06.12.2019 года составлен акт проверки № 165.
Согласно данному акту в ходе проверки выявлены длящиеся нарушения действующего законодательства в сфере здравоохранения, которые выразились в следующем:
- в нарушение Порядка установления диагноза смерти мозга, который утвержден приказом Минздрава России от 25.12.2014 N 908н "О Порядке установления диагноза смерти мозга человека” врач анестезиолог руководствуется недействующим нормативным документом, в соответствии с которым проводит тест апноэтической оксигенации; не проводит 2-й и 3-й этап теста апноэтической оксигенации (второй этап теста апноэтической оксигенации, согласно нормативу, заключается в проведении ИВЛ 100% кислородом с подобранной минутной вентиляцией легких (VE) в соответствии с массой тела, возрастом и оптимальным положительным давлением в конце выдоха (ПДКВ); третий этап апноэтической оксигенации, согласно нормативу, начинается с отсоединения пациента от аппарата ИВЛ и заключается в струйной непрерывной подаче пациенту, отсоединенному от аппарата ИВЛ, увлажненного 100% кислорода через эндотрахеальную или трахеостомическую трубку). Данные грубые нарушения являются угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- отделение анестезиологии и реаниматологии ФГБУЗ «МСЧ-125ФМБА России» не оснащено автоматическим анализатором газов крови, кисло-щелочного состояния (п. 9, 58 приложения 6 «Стандарт оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения» приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю анестезиология и реаниматология». Оборудование для анализа газов крови установлено в клинико-диагностической лаборатории и нередко, в связи с перебоями в обеспечении расходными материалами простаивает; - учреждение не располагает возможностью проведения контрастной цифровой субтракционной панангиографии четырех магистральных сосудов головы, необходимой для установления смерти мозга. Однако, диагноз смерти мозга у взрослых пациентов в соответствии с п. 8 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 908н «О порядке установления диагноза смерти мозга человека» при наличии возможности определения всех клинических критериев смерти мозга человека, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 6 Порядка, достоверно устанавливается на основании: первичного подтверждения наличия всех клинических критериев, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 6 настоящего Порядка; результатов двукратной контрастной цифровой субтракционной панангиографии четырех магистральных сосудов головы (общие сонные и позвоночные артерии), проводимой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, или результатов периода наблюдения.
В связи с чем, в отношении ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» главным специалистом-экспертом Территориального органа Росздравнадзора по Курской области Полянской О.В. 20 декабря 2019 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ – грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований в сфере осуществления медицинской деятельности, что представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере охраны жизни и здоровья человека.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Специальные сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, к правонарушению, предусмотренному ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не применяются.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФГБУЗ «МСЧ-125 г. Курчатова» к административной ответственности, послужил выявленный в рамках проверки, проведенной должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Курской области в период с 11 ноября по 06 декабря 2019 г., факт нарушения действующего законодательства в сфере здравоохранения.
Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 06 декабря 2019 г. и истек 06 марта 2020 г.
Таким образом, на момент поступления и рассмотрения дела об административном правонарушении, срок привлечения лица к административной ответственности истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений статьи 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Довод представителей ТО Росздравнадзора по Курской области о наличии длящегося правонарушения со стороны МСЧ-125 и отсутствии оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, является ошибочным и основанным на неверном толковании закона, поскольку Глава 30 КоАП РФ регламентирует пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, а также закрепляет порядок их обжалования.
В рассматриваемых правоотношениях объектом правонарушения является установленный порядок управления, а объективная сторона выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судья выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.4, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №125 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 4634000520, ░░░░ 1024601277337), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░-░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░. 38 ░░ ░░. 19.20 ░.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 07.07.2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.07.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░